Профориентационная и профконсультационная работа, железнодорожные профессии.
Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.
Целью предпрофильной подготовки является формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда через формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, связанных с профессиональной ориентацией и успешной социализацией.
Для достижения цели предпрофильной подготовки необходимо решение целого ряда задач:
Исходя из целей и задач, предпрофильная подготовка тесно связана с понятиями "профессиональная ориентация" и "профориентационные компетенции".
Профессиональная ориентация – комплекс действий для выявления у человека интересов и склонностей к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе профессии людям всех возрастов.
Профориентационная компетентность – способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка. Профориентационную компетентность можно обозначить совокупностью следующих компетенций:
Предпрофильная подготовка предоставляет возможность обучающимся для построения индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут – набор учебных дисциплин (предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности), изучаемых на уровне профильного обучения.
Индивидуальный профессиональный маршрут – путь получения профессии, последовательный набор учреждений профессионального образования и/или предприятий (организаций) для получения профессии. Например, колледж – ВУЗ – организация/производство; ВУЗ – производство; колледж – производство и т.д. Готовность к профессиональному самоопределению заявлена во ФГОС ООО как важнейший образовательный результат обучения в основной школе.
Главные задачи предпрофильного курса:
Элективный курс "Моя профессиональная карьера" в 9 классе в соответствии с Учебным планом рассчитан на 17 учебных часов (0,5 часа в неделю).
Содержание курса "Моя профессиональная карьера"
I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
II. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (1 час)
Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.
III. Психология личности (2 часа)
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и типы профессий. Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности.
IV. Анализ профессий (3 часа)
Многообразие мира профессий. Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Здоровье и выбор профессии. Социально-психологический портрет современного профессионала.
Характеристика профессий типа "человек – человек", "человек – техника", "человек – знаковая система", "человек – природа", "человек – художественный образ". Профессионально важные качества (ПВК).
V. Профессиональное самоопределение (2 часа)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе ("хочу"). Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу"). Социальные проблемы труда ("надо"). "Секреты" выбора профессии "хочу" – "могу" – "надо".
Представление о себе и проблема выбора профессии.
VI. Человек в новых социально-экономических условиях (железнодорожные профессии) (8 часов)
Человек в новых социально-экономических условиях. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. |
1 |
Человек в новых социально-экономических условиях (Ж/д профессии) (8 ч) |
||
2. |
Ознакомительная экскурсия по ЮВД ЖД. |
1 |
3. |
ОАО «РЖД». Вчера, сегодня, завтра. |
1 |
4. |
Профессии на ж/д транспорте. |
1 |
5. |
Виртуальные экскурсии на железнодорожные предприятия. |
1 |
6. |
Виды ж/д транспорта. Мы – пассажиры. |
1 |
7. |
Основы безопасности и правила поведения на железной дороге. |
1 |
8. |
Моя профессиональная карьера. Построение личного профессионального плана. |
1 |
9. |
Оценка способности обучающихся к выбору профессии. Зачет. |
1 |
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (1 час) |
||
10. |
Способность к запоминанию, способность быть внимательным. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. |
1 |
Психология личности (2 часа) |
||
11. |
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. |
1 |
12. |
Ведущие отношения личности и типы профессий. Эмоциональные состояния личности. |
1 |
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием элективного курса "Моя профессиональная карьера" для 9 класса публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.