Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Моя профессиональная карьера"

Профориентационная и профконсультационная работа, железнодорожные профессии.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.

Целью предпрофильной подготовки является формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда через формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, связанных с профессиональной ориентацией и успешной социализацией.

Для достижения цели предпрофильной подготовки необходимо решение целого ряда задач:

  • актуализация потребности обучающихся в определении своих образовательных и жизненных планов;
  • обеспечение процесса определения обучающимися образовательных и жизненных планов необходимой информацией;
  • овладение школьниками представлением об образе своего "Я";
  • информирование обучающихся о мире профессий и рынке труда;
  • создание условий для получения обучающимися личного опыта профессиональных проб в различных областях профессиональной деятельности;
  • формирование компетенций обучающихся, способствующих адаптации к изменяющимся условиям профессиональной среды и рынка труда.

Исходя из целей и задач, предпрофильная подготовка тесно связана с понятиями "профессиональная ориентация" и "профориентационные компетенции".

Профессиональная ориентация – комплекс действий для выявления у человека интересов и склонностей к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе профессии людям всех возрастов.

Профориентационная компетентность – способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка. Профориентационную компетентность можно обозначить совокупностью следующих компетенций:

  • личностная зрелость, сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений;
  • владение информацией об успешном самоопределении, полнота и дифференцированность знаний о профессиях, специфике будущей профессии, знание своих индивидуальных особенностей и путей развития профессионально значимых качеств;
  • активность субъекта в процессе профессионального самоопределения, под которой понимается знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление профессионального выбора, наличие обоснованного профессионального плана, осознание предстоящих трудностей и наличие тактики их преодоления.

Предпрофильная подготовка предоставляет возможность обучающимся для построения индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут – набор учебных дисциплин (предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности), изучаемых на уровне профильного обучения.

Индивидуальный профессиональный маршрут – путь получения профессии, последовательный набор учреждений профессионального образования и/или предприятий (организаций) для получения профессии. Например, колледж – ВУЗ – организация/производство; ВУЗ – производство; колледж – производство и т.д. Готовность к профессиональному самоопределению заявлена во ФГОС ООО как важнейший образовательный результат обучения в основной школе.

Главные задачи предпрофильного курса:

  1. познакомить обучающихся с алгоритмами выбора профиля обучения и возможной будущей профессиональной деятельности;
  2. познакомиться с определенными типами профессиональной деятельности, дать возможность обучающимся попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.

Место элективного курса "Моя профессиональная карьера" в учебном плане

Элективный курс "Моя профессиональная карьера" в 9 классе в соответствии с Учебным планом рассчитан на 17 учебных часов (0,5 часа в неделю).

Содержание курса "Моя профессиональная карьера"

I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

II. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (1 час)
Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.

III. Психология личности (2 часа)
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и типы профессий. Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности.

IV. Анализ профессий (3 часа)

Многообразие мира профессий. Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Здоровье и выбор профессии. Социально-психологический портрет современного профессионала.

Характеристика профессий типа "человек – человек", "человек – техника", "человек – знаковая система", "человек – природа", "человек – художественный образ". Профессионально важные качества (ПВК).

V. Профессиональное самоопределение (2 часа)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе ("хочу"). Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу"). Социальные проблемы труда ("надо"). "Секреты" выбора профессии "хочу" – "могу" – "надо".

Представление о себе и проблема выбора профессии.

VI. Человек в новых социально-экономических условиях (железнодорожные профессии) (8 часов)
Человек в новых социально-экономических условиях. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Календарно-тематическое планирование элективного курса 9 класс "Моя профессиональная карьера"

Наименование тем

Кол-во

часов

 1.

Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

1

Человек в новых социально-экономических условиях (Ж/д профессии) (8 ч)

 2.

Ознакомительная экскурсия по ЮВД ЖД.

1

 3.

ОАО «РЖД». Вчера, сегодня, завтра.

1

 4.

Профессии на ж/д транспорте.

1

 5.

Виртуальные экскурсии на железнодорожные предприятия.

1

 6.

Виды ж/д транспорта. Мы – пассажиры.

1

 7.

Основы безопасности и правила поведения на железной дороге.

1

 8.

Моя профессиональная карьера. Построение личного профессионального плана.

1

 9.

Оценка способности обучающихся к выбору профессии. Зачет.

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (1 час)

 10.

Способность к запоминанию, способность быть внимательным.

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

1

Психология личности (2 часа)

 11.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

 12.

Ведущие отношения личности и типы профессий. Эмоциональные состояния личности.

1

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием элективного курса "Моя профессиональная карьера" для 9 класса публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.

Размер:
25.36 Kb
Скачали:
21