Коррекционно-развивающее занятие для детей 14-17 лет "В мире профессий"

Цель: знакомство подростков с классификацией профессий Е.А. Климова, развитие представлений о предмете труда.

Задачи:

  • закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности;
  • помочь выбрать сферу деятельности по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Оборудование: карточки с названиями профессий, бланки опросника.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о профессиях, познакомимся с классификацией профессий по предмету труда и проведем диагностику профессиональной направленности по методике Е.А. Климова.

Чтобы сразу окунуться в мир профессий предлагаю выполнить следующее упражнение. Назовите профессии самые сладкие (кондитер, продавец в кондитерском отделе…), самая денежная (банкир, модель…), самая зеленая (лесник, цветовод…), самая смешная (клоун, пародист…), самая детская (воспитатель, педиатр…), самая серьезная (полицейский и т.д.).

Играя, мы вспомнили множество профессий, а кто скажет, что такое профессия? Профессия – это род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования. В мире насчитывается около пятидесяти тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, поэтому появилась необходимость как то упорядочить профессии, т.е. провести классификацию.

Отечественный психолог, академик Евгений Александрович Климов, предложил разделить все профессии по предмету труда на пять типов.

Евгений Александрович Климов (11.06.1930-31.05.2014 гг) - психологЕвгений Александрович Климов (11.06.1930-31.05.2014 гг) - психолог

Первый тип профессий называется "человек – техника" (Ч - Т). Предметом труда является техника. К этому типу относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники. Примеры профессий: инженер, летчик, водитель, электрик, строитель, сантехник, автослесарь (показ слайдов).

Следующий тип профессий называется "человек – человек" (Ч - Ч). Предмет труда - человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. Профессии: врач, медсестра, учитель, юрист, продавец, парикмахер.

Этот тип профессий называется "человек - природа" (Ч - П). Предмет труда – природа. К этому типу относятся профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Профессии: агроном, ветеринар, эколог, зоотехник, геолог, егерь.

Этот тип профессий называется "человек – знаковая система" (Ч – З). Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. Профессии: программист, бухгалтер, физик, чертежник, переводчик, библиотекарь.

Тип профессий, где предметом труда является – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность. называется "человек – художественный образ" (Ч – Х). Примеры профессий: художник, композитор, журналист, модельер, актер.

Но не все профессии можно отнести только одному типу, существуют "смешанные" профессии. Например, профессию "библиотекарь" можно отнести и к сфере "человек - человек", и к сфере "человек - знаковая система". А сейчас выполним следующее упражнение "Распредели профессию" Выберите одну из карточек с профессией, и назовите, какому типу относится эта профессия. Молодцы, хорошо усвоили типы профессий.

Чтобы закрепить изученный материал, выполним практическое задание. Предположим, что после обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Давайте определим, к какому из типов профессий принадлежит каждый из вас. Для этого вам предлагаю пройти тест.

Практическое задание: Опросник "ДДО". Ребятам раздаются бланки опросника, дается инструкция (см.приложение).
Обсуждение результатов проведенной диагностики. Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий (показ слайдов).

Итог

  • Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
  • Сегодня мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями и сделали еще один шаг к выбору профессии.

Приложение

"Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова

Содержание методики: в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак "+".
Инструкция: "Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?"

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

 

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

 

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

 

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

 

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины , одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

 

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

 

или

15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

 

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

 

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: старшие классы