Методическое пособие предлагает для анализа различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы, идеи, проблематики).
Тексты и тестовые задания с развернутым ответом как дидактический материал предложены для проведения самостоятельной, коллективной классной и домашней работы.
Задания к текстам составлены с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку. Проверены в практике обучения в течение 3 лет.
Речевые навыки актуальны в процессе образования, государственной аттестации и дальнейшей коммуникационной деятельности обучающегося. Процесс слияния обучения языку и речи в единое целое важен. Основной дидактической единицей для такого слияния на уроках русского языка является связный текст.
В предлагаемое методическое пособие "Комплексный анализ текста для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Рабочая тетрадь" включены тексты, различные по типу и стилю, которые способствуют развитию речи для 11 класса школы.
Анализ текста проводится по следующему плану:
Начальный этап работы над текстом (задания 1-5) рекомендуется проводить коллективно. Последующие этапы могут проводиться в группах, индивидуально (по усмотрению педагога).
Завершающим этапом станет написание сочинения с использованием полученных при анализе данных. Предполагается использование для этого отдельной тетради или бланков экзамена, которые могут храниться в накопительных папках.
Данные тексты (или часть их) можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения русскому языку и в 10 классе. Материал может использован на дополнительных и факультативных занятиях.
В конце каждой комплексной работы отведена страничка для замечаний учителя. Возможно использовать текст для написания сочинений по разным проблемам.
(1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3) Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4) Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5) Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как "фанатик" и "фанат", а теперь и "фан", и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6) Были когда-то "поклонники", даже "клакёры" (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с "фанатами". (7) Есть ещё футбольные фанаты (не "болельщики"), эстрадные.
(8) Даже старомодное "приватный", когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как "частный", "личный", "особенный", "домашний" ("приват-доцент", "приватная беседа"), мы сумели так национализировать, что слово "приватизация" даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став "прихватизацией".
(9) А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже "нашими", "свойскими", как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10) Всюду языковое разноцветье. (11) Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12) Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13) Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14) Откуда пришли эти "крутые", "прикольные", "крыши", "клёвые"? (15) Их источник ясен. (16) Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17) Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18) Он ведь и сейчас "великий, могучий, правдивый и свободный". (19) Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т. Жаровой)
1. Определите тему текста.
2. Назовите идею текста.
3. Определите стиль текста.
4. Определите тип текста
5. Определение проблематики
6. Найти позицию автора по одной из проблем (указать предложение), пометить в тексте Ο. Пересказать своими словами.
7. Задать вопрос к предложению, в котором выявлена позиция автора.
8, 9. Указать номер предложения, где можно найти аргумент, приведший автора к определенной в задании 6 позиции. Пометить в тексте ∆ (□). Пересказать своими словами.
10. Определите вид связи между 2 аргументами.
11. Выпишите из текста пример (номер предложения), которым можно проиллюстрировать пунктуационное правило: обособленное определение. Поясните свой выбор.
12. Найдите в тексте слово с орфограммой "НН в частях речи". Объясните правило написания.
13. Найдите и выпишите из текста 3 местоимения и укажите их разряд.