Сценарий внеклассного мероприятия для 9-11 классов "Как слово наше отзовется…"

Цель мероприятия: совершенствовать навыки межличностного общения обучающихся.

Задачи:

  • Расширить знания подростков о зависимости между речевой культурой человека и его общей культурой.
  • Информировать о силе воздействия слов на эмоциональное и физическое состояние человека.
  • Совершенствовать умение строить связное, логически верное устное высказывание по теме мероприятия.
  • Формировать потребность нравственного самосовершенствования.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Классный руководитель: Эпиграфом к нашей сегодняшней беседе я взяла высказывание Редьярда Киплинга: "Слово - самый сильный наркотик, который использует человечество".
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения....)

- Да, мы поговорим о том, какой огромной силой обладают слова. Ведь словами можно совершать как дела великие, так и максимально низкие и зловредные.
- Словами можно поднять рабов к восстанию, вдохновить человека на великие свершения, спасти человека в тяжелой для него ситуации, а можно унизить его, парализовать и заставить бездействовать.

От слова спасение и от слова погибель

Первый ведущий: Меткий и образный русский язык очень богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они перелетают из века в век, от поколения к поколению, превращаясь в крылатую мудрость.

- Замечательный собиратель русских пословиц и поговорок В.И. Даль сказал о них, что это "свод народной опытной премудрости и суемудрия, ... это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда".
- Есть среди них пословицы и поговорке о Слове. Давайте посмотрим на слайд, выполним задание и вспомним эти мудрые высказывания.

Классный руководитель: Эти поговорки - лишь малая часть того, что приобрел народ на протяжении веков. Как известно, пословицы и поговорки не возникают из ниоткуда. Они являются отражением личного опыта человека.

Второй ведущий: А вот, что писали русские поэты о силе слова... (Учащиеся по очереди читают предложенные им на слайдах стихотворения С. Баруздина, В. Шефрена, Э. Асадова, А. Барто о силе и влиянии слов)

Классный руководитель: Примеры из литературы и жизни показывают, что каждый из нас должен задумываться над тем, какие слова мы произносим. Всего с помощью пары фраз можно свернуть горы, покорить империю, сразить недруга или завоевать сердце любимой девушки.

- Вопрос состоит лишь в том, как распорядиться словом, как правильно выстроить речь, создать правильный посыл и направить его по тому вектору, который требуется для успешного движения к цели.

Первый ведущий: Слова могут совершать чудеса: когда человеку плохо, он в отчаянии, жизнь наполнена проблемами и негативом, подчас доброе слово поддержки или дельный совет могут круто изменить ситуацию. Если человек почувствует, что он не один, что его понимают, ему будет значительно легче противостоять жизненным трудностям.

- Известно, что знаменитый советский диктор Исаак Левитан стал для солдат вторым командиром, ведь его сводки с фронта слушали всей страной. Он озвучивал приказы и важные новости, которые для людей были самой важной информацией в те дни.

- Многие собирались на улицах и стояли на морозе, чтобы только услышать слова утешения и воодушевления. Эти трансляции сплачивали страну и направляли народ на ее защиту. Слово стало настоящим оружием в борьбе против врага.

Второй ведущий: В фильме Джона Уотса "Человек-паук: Нет пути домой" 2021 года наглядно продемонстрирована сила слова. Тетя Питера Паркера, которая его воспитала, сказала своему племяннику, что нужно попытаться помочь пойманным им злодеям, а не отправлять их на смерть.

- Она сама работала в социальной службе и видела, что порой плохим людям просто не хватает участия и понимания, а вовсе не наказания. И Питер внял ее совету: у него получилось помочь преступникам и направить на праведный путь. Слова тети определили его мировоззрение.

Классный руководитель: До классного часа я провела опрос среди вас и учащихся параллельного класса. Хотела получить ответ на вопрос: что сильнее вас ранит – грубое слово или физическое воздействие. Большая часть опрошенных склонились к варианту: грубое слово.

- Это еще раз доказывает, что слово имеет колоссальное воздействие. Слова способны нанести серьезный ущерб другому человека, навредить его здоровью или даже привести к его гибели.

- Поэтому важно серьезно относиться к своим словам, а также к тем эмоциям, с которыми они произносятся. Необходимо внимательно и ответственно подходить к своей речи, не оскорблять и не унижать других людей, бережно относиться к их желаниям и мнению. Поскольку одно неверно сказанное слово может стоить очень дорого!

Первый ведущий: В этом мы убеждаемся, глядя на Евгения Онегина. Он согласился на дуэль с лучшим другом только потому, что побоялся злой молвы. Зарецкий мог бы разнесли слухи о том, что Евгений - трус. Герой страшился, что плохая репутация и унижение станут его проклятием до конца дней. Из-за боязни каких-то сплетен он убил близкого человека. Слово в данном случае проявило себя в качестве источника пугающей силы, демотивирующей людей.

Второй ведущий: Одно лишь слово может разрушить репутацию человека, его сила поистине разрушительна. Так, в пьесе "Горе от ума" Софья распустила слух о том, что гость ее отца Чацкий не в своем уме. Люди тут же поверили ей, так как Александр и правда говорил странные речи, которые было сложно понять московским кумушкам.

- Роковое обвинение нависло над Чацким. Люди сторонились его и выражали чуть ли не страх при его приближении. Тогда он принял решение покинуть Москву и больше не пытаться образумить собравшихся. Одно лишь слово перечеркнуло все его усилия и возможности.

Классный руководитель: Порою человек попадает в тяжелую ситуацию в личном, финансовом или ином плане. И некоторых людей в тяжелые минуты посещают мысли о самоубийстве. Им кажется, что это будет решением всех их проблем разом.

- В этот момент слова, которые будут сказаны данному человеку, играют особенную, жизненно важную роль. Словами можно человека, подошедшего к грани, спасти, а можно подтолкнуть к решению, которое уже нельзя будет отменить.

- Давайте вспомним эпизод из фильма "Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева. (Учащиеся просматривают видеосюжет из фильма)
- Что стало толчком к самоубийству Вики Люберецкой? (Идет обсуждение: не могла осудить отца и отказалась отречься от него, завуч школы инициируя судилище над Викой, грозящее ей исключением из комсомола, усугубляет ее психологическое состояние и т.д.)

- Вы видите, что любое подавление, резкие слова, нанесенные обиды, оскорбления и унижения, могут стать причиной того, что для определенного человека это станет последней каплей в море проблем. И после именно этой последней капли он решится на совершение самой большой ошибки в жизни – самоубийства.

Первый ведущий: Поэтому важно всегда следить за своими словами, не обижать окружающих, особенно близких и дорогих людей, быть внимательными к их желаниям и потребностям, не навязывать им свою волю и не унижать их достоинство. Потому что каждая капля может стать последней!

Второй ведущий: Невозможно заранее предугадать, когда и откуда придется получить "словесную оплеуху". В жизни проблема необдуманного обращения со словом встречается настолько часто, что уже воспринимается как должное.

- Не раз и не два ошибившись при наборе номера, человек может услышать раздраженное: "Здесь таких нет!" или "Смотри, куда набираешь!". Мелочь, но настроение портит. Ранить может не только грубость, но и слово, брошенное случайно.

А что бы вы сказали в следующих ситуациях? (Обсуждают приемлемые варианты)

1. Вам не понравился рисунок одноклассника. Вы скажете...

  • У тебя плохой рисунок.
  • Что за мазня?
  • Твой рисунок не совсем удался.
  • Мой брат рисует гораздо лучше.

2. У вашей подруги новая прическа, которая вам не нравится. Вы скажете...

  • С такой прической я тебя не воспринимаю...
  • Что с тобой сделали?
  • В общем неплохо, но… предыдущая стрижка шла тебе больше.
  • В какой забегаловке тебя так подстригли?

- Старайтесь использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний. (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей)
- Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, "Ты сегодня хорошо выглядишь", "Рад тебя видеть!", "Ты сегодня потрясающе отвечал" и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.

Можно также предложить учащимся поработать в парах и выполнить тренинговые задания и обсудить наиболее подходящие варианты: сделайте комплимент вашему соседу напротив; похвалите; поздравьте с днем рождения и выскажите добрые пожелания; признайтесь в своей любви или симпатии; выскажите свое восхищение; выразите свое доверие этому человеку.

- А теперь: обвините в каком - либо проступке; покритикуйте его поведение; нагрубите ему; выскажите недовольство поведением своего товарища. (Учащиеся высказываются по очереди)

Речь человека - зеркало его самого

Первый ведущий: Лев Николаевич Толстой писал: Все фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, черствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.

Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником "сообщают" нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет

Классный руководитель: Одной из примет современности стало сквернословие. Если раньше сквернословие было, главным образом, языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь оно все глубже проникает во все слои общества.

- Сквернословие свободно льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в коридорах школ и институтов, с телеэкрана и даже со страниц газет и журналов. (Учащиеся просматривают видеоролик, связанный с этой проблемой)

- В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Но большинство людей, как вы услышали, прекрасно понимают, что сквернословие – это показатель неуверенности в себе. Матерная лексика культурно обедняет человека.

- Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.

- Что интересно, проблема сквернословия всегда считалась проявлением духовной болезни. Мат оскверняет человека, убивает его душу. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

- Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
- Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Заключительная часть

Классный руководитель: Никогда не было и, возможно, никогда не будет действенных рекомендаций по поводу правильного обращения со словами. В этом вопросе все зависит от человека, его воспитания и уровня развития.
- Случаются моменты, что человек в порыве гнева бросает слова, о которых потом горько сожалеет, так как они глубоко ранят близкого человека, летят в него, словно острые стрелы.

- И нескоро они улетучатся из памяти человека, в чей адрес они были направлены, глубоко войдут в его сознание. Немало придется приложить усилий, чтобы загладить свою вину из-за грубого слова. С популяризацией электронных гаджетов постепенно начали забываться слова.

- Общение вашего поколения базируется на смайлах, гифках, картинках и, как сейчас говорят, "мемасиках". Даже в большой компании телефон в руках и открытая страница в социальной сети являются обязательным атрибутом общения. Поэтому, чтобы избавиться от проблемы, нужно начинать с себя.

- Следить за своей культурой речи, научиться говорить о том, что имеет первостепенное значение, и не бояться выражать свои эмоции. Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.

Рефлексия

Учащимся предлагается продолжить следующие высказывания:

  • Мне больше всего понравилось и заинтересовало...
  • На занятии я узнал(а), что…
  • Во время занятия я понял(а), что...
  • Самым полезным для меня было...
  • Мне захотелось...
  • Теперь я всегда буду...
Размер:
38.87 Kb
Скачали:
8