Беседа "Права личности и уважение к правам других"

Цели и задачи:

  • Способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам.

Ход занятия

- Добрый день! Тема нашего занятия звучит так: "Правила личности и уважение к правам других".

- Сегодня в гостях у нас ... (перечислить всех гостей)
- Наши гости будут принимать участие в нашей беседе.

Упражнение активатор: "Нарисуй себя"

Упражнение направленно на то, чтобы установить атмосферу доверия, открытости.
- У вас на столе бумага и фломастеры. Возьмите бумагу, фломастер и линиями разделите лист бумаги на 4 части. Получилось четыре квадрата. В получившихся квадратах каждому нужно нарисовать:

  1. Рисунок – символ себя самого, своей личности.
  2. Рисунок – символ того, что хочется больше всего.
  3. Рисунок – символ того, что больше всего пугает.
  4. Рисунок – символ того, чем можешь поделиться с группой.

Показать свой рисунок, гости тоже рисуют. Разобрать 2 – 3 рисунка.

Каждый человек – личность

- Каждый из Вас является личностью, назовите, пожалуйста, права, которые Вы имеете.

- Право быть в безопасности.

  • Право на уважение окружающих.
  • Право на свое собственное мнение.
  • Право решать самому, помогать или не помогать другим.
  • Право изменить решение.
  • Право прекратить отношения с тем, кто мне не нравится.
  • Право побыть в одиночестве.
  • Право на труд. (права вывесить на доску)

- А сейчас приведите примеры, когда нарушились ваши права. (Каждый пример обсуждается)
- Какое право было нарушено.
- Какие чувства возникают в такой момент.

Делаем вывод

- Есть права, за соблюдением которых отвечают государственные органы (право на образование, право на труд), а есть такие, которые человек может обеспечить себе только сам. (Право на уважение окружающих, право на собственное мнение)

- Ни одно из прав человека не может быть реализовано, если оно одновременно нарушает права кого-то другого.
- Нарушение прав вызывает чувство обиды, тревоги и уменьшает уважение к себе.
- Чтобы отстоять свои права нужно хорошо их знать и не бояться их реализовать. (то есть быть уверенным в себе)

Игра "У меня есть право"

- Я думаю, вы хорошо усвоили понятие "Права личности". Попробуем закрепить знания о них.
- Сейчас мы по кругу будем передавать друг другу мяч. Каждый, кто передает мяч, должен назвать какое-либо свое право. Главное условие – чтобы названное право не нарушало права других людей.

  • У меня есть право на отдых.
  • У меня есть право на труд.
  • У меня есть право на образование.
  • У меня есть право на лечение.
  • У меня есть право на уважение окружающих;
  • У меня есть право на любые чувства.
  • У меня есть право быть в одиночестве.
  • У меня есть право на изменение решения.

- Непременным условием реализации прав личности является то, что эти права не должны нарушать права других.
- А как вы думаете, что произойдет с тем, кто часто нарушает права других людей?
- Как к нам будут относиться?

Выступление участкового инспектора и инспектора из детской комнаты милиции.

- В жизни реализация прав личности часто затруднена тем, что для этого надо отказаться делать что-то нежелательное или ненужное для себя. Например: Ваш друг предлагает вам выпить, покурить, первые наркотики. А вы не можете отказаться. Не реализуете свое право на отказ.

- Сейчас мы по кругу попробуем потренироваться в том, как реализовать свои права. Вы должны будете попросить вашего соседа слева оказать какую-нибудь услугу. Просьба может быть о любой услуге, самой пустяковой. Но в этом упражнении будет подвох: сосед должен обязательно отказать, но отказать мягко. Таким образом, он реализует свое право на отказ от того, что ему самому не нужно.

- А сейчас давайте выскажем свое мнение.
- Как вы себя чувствовали, когда просили о чем-нибудь?

Уютно? Неуютно?

- Как вы себя чувствовали, когда встречали отказ?
- Как вы себя чувствовали, когда отказали?
- Как вы себя чувствовали, когда очередь переходила к следующему участнику? (требовать полных ответов)

- Наверняка в ходе выполнения предыдущего задания кому-то из вас стоило большого труда отказать в просьбе соседа. И вы уже были готовы поддаться уговорам.
- Такое часто бывает в жизни. Нужно научиться говорить "Нет". (Выступление социального педагога)

Итоговый круг "Интересное – полезное"

- Теперь давайте все по кругу (передавая свечу), скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным.
- А может быть, кому то что-то показалось неправильным или обидным.

- Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция (показать). Она гарантирует нам основные права и свободы.
- А вы знаете, когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации? (12 декабря 1993 года)
- Скоро, совсем скоро вы покинете стены нашей школы и встанете перед выбором жизненного пути. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были законопослушными людьми.

- Каждый делает выбор сам за себя. И даже в самых невероятных обстоятельствах нужно всегда помнить об окружающих тебя людях и оставаться человеком. Человеком с большой буквы.
- Всем спасибо!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: беседа, права человека