Психологический тренинг "Я вглядываюсь в жизнь"

Цели:

  • расширить знания учащихся в области психологии, этики и эстетики поведения;
  • помочь преодолеть чувство одиночества;
  • развить умение "входить в положение других людей", лучше понимать их чувства, мотивы поведения, раскрыть причины отсутствия взаимопонимания.

Оформление и оборудование: цитаты, репродукция картины Ф. Рокотова "Портрет А.П. Струйской", фотографии с изображением людей в различных эмоциональных состояниях, музыкальный центр, записи классической музыки в современной обработке.

Ход занятия

- "Счастье – это когда тебя понимают" - что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни просто нормального общения.

- Сегодня мы с вами попытаемся узнать немного и о себе и об окружающих нас людях.
- Начнем мы нашу встречу со знакомства. Я попрошу встать всех в круг и назвать свое имя. (Все встают в круг, называют свое имя и имена тех, кто стоит впереди)

- Имена все разные, они несут на себе некое влияние времени, моды, проявление вкусов родителей и часто содержат в себе особое смысловое наполнение. Вам нравятся свои имена? Каждый имеет право на свое имя и никто не сможет его забрать или присвоить.
- Давайте попытаемся разобраться, что означает ваше имя, ведь данное вам имя влияет на судьбу и характер человека. (Далее учащиеся дают определение своим именам)

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. И если вы хотите расположения к себе – спросите его имя.
- Сейчас вы получите чистые листы бумаги и попытаетесь нарисовать общество, которое вас окружает. Нарисуйте, что мешает в общении, во взаимопонимании, можно с чем- то сравнить. (Звучит музыка, учащиеся рисуют, затем все рисунки прикрепляются на стенд)

- А теперь давайте расшифруем ваши рисунки и попытаемся понять, в чем проблема общения?
- Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько хорошо мы владеем умением понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

- Посмотрите на изображения людей в различных эмоциональных состояниях. Попытайтесь охарактеризовать человека, каков его духовный мир, род занятий, какой он по своему характеру.

Ответьте на вопросы:

  • Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?
  • По каким признакам вы определили это?
  • Чем, по вашему, вызвано такое состояние?
  • Можно ли судить о глубине переживаний человека по внешнему виду, по поведению?
  • Нравится ли вам человек, изображенный на картине? Чем?

"О чем говорят глаза"

- Наши глаза тоже могут о многом сказать.
- Посмотрите на портрет Федора Рокотова. Вы видите образ юной А.П. Струйской, взор которой, живой и трепетный, таит в себе печаль и спокойную задумчивость. Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины.

Ф. Рокотов "Портрет А.П. Струйской"Ф. Рокотов "Портрет А.П. Струйской"

- Любуясь портретом А.П. Струйской, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий написал проникновенное стихотворение. Давайте послушаем его.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два тумана,
Покрыты мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук

Когда потемки наступают
И приближается гроза
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

- Посмотрите на своего соседа, попробуйте определить в каком он настроении, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен? Соответствует ли оно действительному состоянию товарища.

- А сейчас мы проверим, умеете ли вы слушать и слышать другого. (Вызываются три человека, двое из них выходят за дверь, один слушает)

"Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарников, полагая, что ритуальное действие задержит солнце на небе и им удастся вернуться с охоты засветло". (Приглашается второй ученик, первый пересказывает услышанное, затем второй пересказывает третьему)

- Вот почему мы несчастны, мы не слышим другого и он перестает быть ценностью. Слушая других, легче услышать себя.
- Давайте подведем итог нашей встречи. Может для кого-то наш разговор был сложным, кто-то не все понял до конца, не справился с заданием. Иначе говоря, кого-то сегодня постигла неудача.

- Я, отчасти, рада этому. Ведь каждый из вас должен сдать экзамен на свою первую большую неудачу. Позвольте дать несколько утешительных советов:

  • не погрязать в неудаче, не надо думать о них непрестанно;
  • нельзя представлять себя единственным несчастным дитятей на белом свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут;
  • нельзя, чтобы неудача казалась вам "позором", особенно в чужих глазах;
  • неудача – лучшая школа успеха, с ней надо обращаться как с предметом тренировки, как с необходимым закаливанием.

Рефлексия

- Для меня главным было…
- Я, пожалуй, возьму из этого…
- Мне было хорошо, когда…
- Мне было плохо, когда…
- Сегодня я понял(а), что…

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!