Занятие для подростков с элементами тренинга "Конфликт - это искусство"

Мы находимся в мире, где постоянно вспыхивают конфликты между отдельными людьми и между целыми группами. В семье, в транспорте, на работе.

Чаще всего большинство конфликтов разрешается по принципу "или – или". Или ты победитель, или – побежденный. Или ты выигрываешь, или – проигрываешь.

Конфликты вносят напряжение в отношения, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать, общаться. И это на всех уровнях – в семье, на работе, в школе, в государственной политике. Но выиграть могут обе стороны. Уметь правильно разрешать конфликты это – искусство.

Цель занятия: в конце занятия учащиеся будут иметь представление о природе конфликта и владеть приемами выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • сформировать представление о природе конфликта;
  • ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;
  • проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
  • обучать учащихся адекватно оценивать себя и своих одноклассников.

Оборудование: ватман, карандаши, мяч, пазлы, "ящик недоразумений" с конфликтными ситуациями.

Ход занятия

Вступительная часть

В развитии конфликта, в переходе его в стадию крайнего обострения многое зависит от того, как именно воспринимаются самые исходные, начальные события, приводящие к развитию конфликта, какое значение придается конфликту в сознании человека.

Для понимания природы конфликта и характера его развития особое значение имеет "теорема Томаса", которая гласит: "Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям". Применительно к конфликту это означает, что если есть несовпадение интересов между людьми или группами, но это несовпадение не воспринимается, не ощущается и не чувствуется ими, то такое несовпадение интересов не приводит к конфликту.

И наоборот, если между людьми имеется общность интересов, но сами участники ощущают друг к другу враждебность, то отношения между ними будут обязательно развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества.

Упражнение "Не хочу хвастаться, но я ..."

Цель: развитие у лицеистов умения представить себя.

Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: "Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг". (передает мяч другому участнику)

Все участники высказываются. Важно уметь адекватно оценивать себя, находить свои сильные стороны, учитывать личностные особенности и интересы, качества характера других людей – таким образом можно минимизировать появление конфликтных ситуаций.

Упражнение "Конфликт - это ..."

Цель: выяснение сущности понятия "конфликт".

Психолог обращается к участникам групп с вопросом "Что такое конфликт?". Все варианты ответов записываются на ватмане или доске. После этого все вместе выясняют положительную (+) и отрицательную (-) стороны конфликта.

Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут

Понятие конфликта

Слово "конфликт" пришло в русский и другие языки из латыни. В русском языке слово конфликт стало употребляться с ХIХ века.
"Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ веке оно имеет очень широкую область применения: "семейный конфликт", "вооруженный конфликт на границе", "конфликт с сослуживцами", "конфликтная комиссия"…

В латинском языке conflictus означает буквально "столкновение". В словаре Ожегова слово "конфликт" толкуется как "столкновение, серьезное разногласие, спор"

Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Психолог показывает фрагмент пазла, и у участников спрашивает, что там изображено, подводя участников занятия к тому, что они обладают лишь частью информации. Неверное толкование ситуации может привести к конфликту.

Выделяют следующие основные типы конфликтов:

  • внутриличностный конфликт;
  • межличностный конфликт;
  • конфликт между личностью и группой;
  • межгрупповой конфликт.

Упражнение "Ящик недоразумений"

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Участники извлекают из "ящика недоразумений" описание определенной ситуации. Каждая ситуация – это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

Ситуация 1

Один ученик говорит другому: "Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!". Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

Ситуация 2

Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: "Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задание". Сергей отвечает: "Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?"

- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 3

Мама пришла с работы и говорит дочери: "Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся по квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горох!"

- Какова реакция девушки?
- Как бы вы поступили на месте мамы?

Ситуация 4

Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: "Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!"

- Какова реакция ученика?
- Как бы вы поступили на месте учителя?

Заключение

Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.

Деструктивный способ решения своих проблем и конфликтов приводит к насилию и агрессии. Деструктивно мыслить – значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь – это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.

К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации:

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  • "Акулы" чаще используют соревнование".
  • "Черепахи" – уклонение.
  • "Медвежата" – приспособление.
  • "Лисы" – компромисс".
  • "Совы" – сотрудничество.

Упражнение "Разминка"

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения:

- На улице поднялся ветер. (ведущий потирает ладони)
- Начинает капать дождь. (хлопки ладонями по груди)
- А вот и град, настоящая буря. (топот ногами)

- Капли падают на землю. (щелчок пальцами)
- Тихий шелест ветра. (потирание ладоней)
- Солнце. (руки вверх)

Упражнение "Я в конфликте"

Цель: выразить видение самого себя в сложной ситуации, дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы. В течение 10 минут нужно будет нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – "Я в конфликте".

Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное, чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей.

Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать.

Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.

Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями, как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

Правила формулирования конфликтной ситуации

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.

Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.

Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: конфликтная ситуация "в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ниодин из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

Конфликт возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту. Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, за тем сам К.

Правило 3. Задавайте себе вопрос "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 4. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

Упражнение "Я-высказывание"

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью "Я-высказываний".

Ведущий объясняет, что одним из способов открытого выражения желаний и чувств может служить прием "Я-высказывание". Этот прием помогает дать партнеру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности. Общая схема проговаривания в рамках этого приема такова: Событие – Реакция – Причина напряжения (без интерпретации)

Событие

Реакция

Причина напряжения

«Когда вы кричите (говорите, делаете и т.д.)…»

 

«Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникает проблема)…»

«Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы»

Далее участникам предлагается сформулировать "Я-высказывание" как реакцию на предлагаемые ведущим ситуации.

Например:

  1. вы договорились о встрече с другом, он пришел на встречу сопозданием на 15 мин;
  2. вы узнали, что ваш 15-летний сын пропустил целую неделю занятий с репетитором, которому вы платите достаточно большие деньги;
  3. ваш брат разбил любимую вашу чашку;
  4. ваша дочь пришла домой значительно позже, чем обещала; до ее прихода вы успели обзвонить друзей, позвонили в больницы, морг;
  5. лучшая подруга поделилась секретами, которые вы ей доверили, с вашей мамой.

В обсуждении важно проанализировать различия между "Ты-высказыванием" и "Я-высказыванием", между проявлением чувств, мыслей и оценок. Таким образом, в конце занятия у учащихся сформировано представление о природе возникновения конфликта и выхода из конфликтной ситуации.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!