Цели:
Участники: учащиеся 10 класса.
Оборудование и оформление:
Подготовительная работа:
Вступительное слово
Классный руководитель. Каждый из нас в жизни однажды может оказаться в положении "бедной овечки", то есть "новенького" - в классе, в спортивной секции, в музыкальном коллективе, в престижной фирме. При появлении его всегда возникает некое противоречие, а иногда и конфликт, которые требуют своего разрешения.
Наша задача сегодня - обсудить трудности, с которыми мы можем столкнуться в подобной ситуации, и постараться найти конструктивный выход из данного противоречия. (Называет тему предстоящего разговора)
Этап сопряжения
Каждый ученик получает печатный лист с отрывками из эссе (прилагается) и знакомится с ними.
Этап многоголосия
Учитель предлагает каждому ученику выделить самые главные проблемы, которые волнуют авторов отрывков в связи с приходом в коллектив "новенького", записать их на карточки и поместить на лист ватмана "Поле проблем".
Этап структурирования
Классный руководитель комментирует сформулированные десятиклассниками проблемы и выделяет из них 3-4 трудноразрешимых вопроса. По принципу добровольности формируются группы по решению этих проблем. Группы работают 10-15 мин, оформляя свое "древо решений", "вывешивая" на него "листочки", "груши", "яблоки" с предложениями выхода из сложившейся новой ситуации в классе.
Этап самоопределения
Каждый ученик анализирует позиции групп и заполняет табличку, состоящую из трех разделов:
Этап испытания
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю каждому из вас представить себя в следующей ситуации: "новенький" приходит по приглашению одного из одноклассников на день рождения, где присутствуют гости вашего классного коллектива.
Он должен пройти "испытание" - проколоть одно ухо и повесить серьгу, такую же, как у всех. Ваша реакция и ваши действия? Свою позицию необходимо аргументировать. (Учащиеся друг за другом (по цепочке) высказывают свое мнение)
Рефлексия
Десятиклассников просят закончить предложение: если к нам придет "новенький", то...
Заключение
Классный руководитель: Выделяются три этапа развития личности в коллективе, которые неизбежно проходят "новенький" и коллектив для разрешения возникшего противоречия: