Психологический практикум для 10 класса "Бедная овечка, или конфликт без побежденного"

Цели:

  • способствовать формированию демократических отношений в классном коллективе;
  • содействовать развитию у учащихся умения совершать адекватный выбор форм и способов проявления своей индивидуальности в новом коллективе.

Участники: учащиеся 10 класса.

Оборудование и оформление:

  • Выполняются рисунки с изображением "древа решений".
  • Оформляется лист ватмана "Поле проблем".
  • Готовятся фломастеры, чистые карточки для работы учащихся.
  • Выполняются таблицы для каждого учащегося со следующими колонками: что совершенно совпадает с моей точкой зрения; что совершенно не совпадает; какие вопросы остались.
  • Вырезаются из цветной бумаги для "древа решений" "листочки", "груши", "яблоки".

Подготовительная работа:

  1. Учащиеся пишут на уроке эссе "Если к нам пришел новенький".
  2. Творческая группа готовит рисунки с изображением "древа решений", оформляет лист ватмана "Поле проблем", вырезает из цветной бумаги "листочки", "груши", "яблоки".
  3. Классный руководитель проверяет эссе и готовит печатные листы с отрывками из мини-сочинений.
  4. Классный руководитель изучает технологию ценностно-смыслового диалога, изложенную в методическом пособии СВ. Барышниковой "Трудный выбор классного руководителя".

Ход практикума

Вступительное слово

Классный руководитель. Каждый из нас в жизни однажды может оказаться в положении "бедной овечки", то есть "новенького" - в классе, в спортивной секции, в музыкальном коллективе, в престижной фирме. При появлении его всегда возникает некое противоречие, а иногда и конфликт, которые требуют своего разрешения.

Наша задача сегодня - обсудить трудности, с которыми мы можем столкнуться в подобной ситуации, и постараться найти конструктивный выход из данного противоречия. (Называет тему предстоящего разговора)

Психологический практикум в 10 классеПсихологический практикум в 10 классе

Этап сопряжения

Каждый ученик получает печатный лист с отрывками из эссе (прилагается) и знакомится с ними.

Этап многоголосия

Учитель предлагает каждому ученику выделить самые главные проблемы, которые волнуют авторов отрывков в связи с приходом в коллектив "новенького", записать их на карточки и поместить на лист ватмана "Поле проблем".

Этап структурирования

Классный руководитель комментирует сформулированные десятиклассниками проблемы и выделяет из них 3-4 трудноразрешимых вопроса. По принципу добровольности формируются группы по решению этих проблем. Группы работают 10-15 мин, оформляя свое "древо решений", "вывешивая" на него "листочки", "груши", "яблоки" с предложениями выхода из сложившейся новой ситуации в классе.

Этап самоопределения

Каждый ученик анализирует позиции групп и заполняет табличку, состоящую из трех разделов:

  1. что совершенно совпадает с моей точкой зрения;
  2. что совершенно не совпадает;
  3. какие вопросы остались после обсуждения проблемы.

Этап испытания

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю каждому из вас представить себя в следующей ситуации: "новенький" приходит по приглашению одного из одноклассников на день рождения, где присутствуют гости вашего классного коллектива.

Он должен пройти "испытание" - проколоть одно ухо и повесить серьгу, такую же, как у всех. Ваша реакция и ваши действия? Свою позицию необходимо аргументировать. (Учащиеся друг за другом (по цепочке) высказывают свое мнение)

Рефлексия

Десятиклассников просят закончить предложение: если к нам придет "новенький", то...

Заключение

Классный руководитель: Выделяются три этапа развития личности в коллективе, которые неизбежно проходят "новенький" и коллектив для разрешения возникшего противоречия:

  • адаптация: "новенький" приспосабливается к ценностям и особенностям коллектива, в некоторой степени изменяя себя;
  • индивидуализация: "новенький" пытается влиять на членов коллектива;
  • интеграция: происходит взаимное изменение "новенького" и группы с целью объединения и перехода на новый уровень развития.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: психология, 10 класс