Сценарий мероприятия "Духовное наследие народов России"

Цели мероприятия:

  • сформировать у обучающихся понятие "культурное наследие" России;
  • расширить представление о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, закрепить сведения о его жизни и творчестве;
  • развитие познавательного интереса к творчеству поэта;
  • познакомить школьников с внепрограммными произведениями.

Методы и приемы:

  • работа по изучению и обобщению характеристики творчества Н.А. Некрасова;
  • использование мультимедийной презентации;
  • анализ стихотворений, изученных ранее и самостоятельно прочитанных.

Оборудование: презентация; выставка книг, посвященных творчеству поэта Н.А. Некрасова; музыкальное сопровождение.

Сценарий мероприятия

Видеоролик: Песня "Я, ты, он, она…"
1 ведущий: Всем, всем! Доброе утро! Уважаемые коллеги, наши ученики, я рада начинать новый день с прекрасной музыки и этих потрясающих строк "Я, ты, он, она – вместе целая страна"

- И у меня к вам вопрос, почему мы начинаем сегодняшнюю встречу именно с этой музыки и этих строк? С каким очень важным событием этого года они связаны? (ответы учащихся)
- Правильно! Мы открываем новый календарный 2022 год как год культурного духовного наследия народов России, где проживает 190 национальностей и народностей.

- А теперь вопрос к ребятам: как вы понимаете слово "наследие"?
- Подберите однокоренные слова. (след, следовать, наследовать, наследие, наследник)
- А что такое культурное духовное наследие?

- И наконец, что является объектами культурного наследия?
- Примечательно, что начиная год культурного наследия, мы сегодня обращаемся к духовному наследию великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
- Его поэзия стала национальным достоянием всех народов России.

- Что же такое мы должны принять и передать другим поколениям, как передали нам, из некрасовского духовного наследия?
- Чтобы ответить на этот вопрос, совершим путешествие в некрасовский мир.

Визитная карточка поэта

2 ведущий: Поэт-гражданин, народный заступник, борец за права человека, художник, чье творчество вобрало и человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелую судьбу крестьянки, и доброе отношение к детям и веру в великое будущее России.

- Откуда это в сыне дворянина, довольно состоятельного помещика?
- Где начало некрасовской любви-ненавести, мести и печали, некрасовской печали и гнева?
- Сам поэт ответил на это так: "Всему начало здесь, в краю моем родимом". Слушайте…

1 чтец: И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть…

1 ведущий: Так еще никто не рассказывал о своем детстве. А детские годы поэта прошли в селе Грешнево, Ярославской губернии. Семья была многодетной - у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, человек грубый, жестокий и деспотичный. Карты, псовая охота, зверские расправы отца с крепостными крестьянами, бурные оргии его с крепостными любовницами в сопровождении крепостного оркестра и жестокое отношение к "затворнице"-жене, матери будущего поэта- вот картины из некрасовского детства. Елена Андреевна Закревская – мать поэта, прекрасно воспитанная, образованная, утонченная – всю свою жизнь она отдала детям, защищая их от деспота отца.

2 чтец:
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна…

2 ведущий: Атмосфера дома давила на всех...
И помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло.
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

- Федор Достоевский говорил: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь".
- В возрасте 11 лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где учился до 5 класса. Учился плохо, гимназии так и не закончил. Отец забрал его под предлогом слабого здоровья.

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
Но край-то родимый прекрасен был.

- Бескрайние просторы Волги, поля, леса, заливные луга, перелески, знаменитая Владимирка ,- все это, знакомое с детства вылилось в замечательные поэтические строки.
- А мы открываем вторую страницу нашего путешествия.

Природа в лирике Николая Некрасова

1 ведущий: Природу в своих произведениях автор одушевляет, наделяет неким образом и характером. Она может быть самой разной, и ласковой, и жестокой, но Некрасов одинаково нежно и сердечно любит ее. Особенно трогательны строки из стихотворения "На Волге", где поэт признается в любви Величественной реке: "О Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?".

Столь искреннее и бескорыстное отношение к красотам родного края, говорит об истинной любви всем сердцем и всей душой. В стихотворении "Железная дорога", восторгаясь осенним пейзажем, Некрасов очень нежно, простыми народными словами описывает чудесное умиротворение и порядок в природе:

2 чтец:
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

2 ведущий: Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

1 ведущий: Русская природа – это часть "Матушки-Руси", которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно. Мы продолжаем путешествие в некрасовский мир.

В 1838 году Некрасов отправился в Петербург, где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу. Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

А Некрасов – старший, узнав об этом, был в ярости, он отрекся от сына и оставил его без финансовой помощи. Началась жизнь на выживание. Поэт писал в своих воспоминаниях так: "Я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть... заходя в трактир и прикрываясь газетой, украдкой собирал недоеденный хлеб с тарелок и с жаждой съедал его.

Ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу - мебель отсутствовала в моем подвале. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату. В эти годы Некрасову стал близок Петербург чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.

Стоя на грани жизни и смерти, 17-летний Николай дал себе слово, что будет бороться за жизнь всеми средствами и не умрет в нищете где-то под забором или на чердаке. Свое слово он скоро сдержит.

В 1843 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. Это ему молодой Некрасов принес свое стихотворение "В дороге" и услышал: "Да вы знаете, что вы поэт и поэт истинный". Под влиянием именно Белинского он окончательно переходит на позиции реализма и становится убежденным демократом.

Ему В. Белинскому Некрасов посвятил эти строки: Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. В творчестве поэта отчетливо звучат гражданские мотивы. Но об этом на следующей странице. Она называется "Поэт и гражданин".

2 ведущий: Муза Н.А. Некрасова - муза "мести и печали", "сестра народа" - так называл ее поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток.

Н.А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50–70-х годов XIX в. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе. В стихотворении "Поэт и гражданин" (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:

1 чтец:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

1 ведущий: Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела.

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.

Гражданским подвигом Некрасова можно считать его 20-летнюю редакторскую деятельность в журнале "Современник". Именно в период его руководства журналом популярность издания достигла наивысшего уровня. Поэт открыл России И. Тургенева и И. Гончарова, Толстого и Достоевского, чьи произведения увидели свет на страницах "Современника".

Наступило время сделать интеллектуальную паузу. Первое закрепление услышанного, первый конкурс. (Работа в группах. Задание: собери цитату из предложенных поэтических фраз)
Фоном будут звучать народные песни на стихи Н.А. Некрасова. Музыкальный фон "Коробочка". (учащиеся сдают консультанту свои работы)

2 ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Тематика поэзии Н. Некрасова многообразна, но одна из главных тем связана с образом его любимой матери, которая была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. О, мать моя! Подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты...

Образ матери сливается в его поэзии с образом русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия. Мы открываем следующую страницу нашего путешествия.

Образ женщины в лирике Н.А. Некрасова

1 ведущий: Образ русской женщины занимает особое место в произведениях Некрасова. Тема женской судьбы в поэзии Некрасова обширна и многогранна. С особой теплотой и нежностью он пишет о матери.

И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки…

Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины: "Во мне спасла живую душу ты!" Русская крестьянка стала героиней многих произведений Некрасова и все они проникнуты чувством глубокого сострадания к ее судьбе: "Тот сердце в груди не носил, кто слез над тобою не лил", - пишет поэт.

Наиболее полно тип женщины-крестьянки раскрыт в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. На ее долю выпали все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, унижения, страдания, потеря сына, материальная нужда. Но испытания не сломили ее духа: "Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому".

Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В поэме "Мороз, Красный нос" мы находим горькие слова:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Но, говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью. И потому подчеркивает спокойную важность лица красавицы-славянки, красивую силу в движеньях, Походку и взгляд царицы. "Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит - рублем подарит!"

Но не только судьба крестьянки волнует поэта. Он был потрясен гражданским подвигом жен декабристов, которые последовали за ними в Сибирь на каторгу.

"Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что - нибудь подобное встречали:
Их имена забыться не должны..."
- пишет Некрасов в поэме "Русские женщины". Примером удивительной стойкости, благородства, самоотречения являются образы поэмы - княгини Трубецкая и Волконская.

1 ведущий: Восхищение, сострадание, понимание, любовь и благодарность за счастье быть рядом выразил поэт в поэтических строках, посвященных своим любимым женщинам.
Авдотья Яковлевна Панаева – красивая, умная и обаятельная женщина, талантливая писательница, она обладала острым умом, замечательными манерами и гордым нравом. В течение 18 лет ее жизнь была связана с Некрасовым. Это был трудный и все же прекрасный союз.

Стихи, посвященные ей, составили так называемый "Панаевский цикл". В нем мы найдем немало проникновенных поэтических строк: … с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед – в это темное море – Без обычного страха гляжу…

А к этим обращенным к Панаевой некрасовским стихам более сорока композиторов написали музыку. Среди них – Чайковский, Римский-Корсаков, Кюи и другие.

2 чтец:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

1 ведущий: Последней любовью, женой и верным другом Некрасова стала 19-летняя Фекла Викторова, дочь солдата, сирота. Поэт дал ей новое имя – Зинаида, заботился о ней, баловал, помогал в личностном росте.

Молодая супруга отвечала ему взаимностью, была преданной и нежной, она учила его стихотворения и искренне восторгалась своим талантливым мужем. Но на ее долю выпали и самые трудные годы, когда Некрасов был смертельно болен. Она трогательно заботилась о нем, пытаясь облегчить его страдания.

Незадолго до смерти Некрасов обвенчался с Зинаидой, чтобы обеспечить ее будущее. Овдовев, она больше не вышла замуж и как бесценную реликвию бережно хранила до конца жизни томик его стихотворений, ей посвященных, с надписью: "Милому и единственному другу моему Зине".

Кого бы ни изображал поэт - крестьянок или представительниц дворянства - он преклоняется перед духовной красотой и гордостью русской женщины, силой ее характера, способностью к самопожертвованию во имя любви и долга. Потому именно его называют певцом страдалицы земли русской – Русской женщины.

А теперь пришло время разминки. Объявляется второй конкурс. Работа в группах: найди ответ на вопрос на школьной экспозиции, посвященной 200-летию со Дня рождения Н.А. Некрасова.

1 ведущий: Мы продолжаем наше путешествие в некрасовский мир. Н. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Вся крестьянская, мужицкая, лапотная Русь встала во весь рост на страницах его произведений и заговорила неподражаемым народным языком. У поэта было полное право сказать

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Ну а теперь заключительный конкурс. (Муз. ролик "Что ты жадно глядишь на дорогу")

2 ведущий: О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря - все стихи поэта о России. Они звучат удивительно современно сегодня.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Это одно из самых современных стихов поэта.

2 ведущий: В них величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.
1 ведущий: В них-трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.

2 ведущий: Но главное в этом стихотворении - вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.
Еще народу русскому пределы не поставлены
Пред ним широкий путь!

1 ведущий:
Ты к нам приходишь через бездну лет.
По-прежнему язвительный и нежный,
Мятежный и трагический поэт.

Подведение итогов

- Итак, вернемся к вопросу, который мы поставили в начале нашей встречи.
- Что же такое мы должны принять и передать другим поколениям, как передали нам, из некрасовского духовного наследия?

Размер:
27.93 Kb
Скачали:
4

Метки к статье: литература, 10 класс