Актуальность данной работы определяется, во-первых, необходимостью восполнить существующий пробел в изучении творчества А.Н. Майкова;
во-вторых, необходимостью нового прочтения известных произведений писателя с учетом современного состояния литературоведения;
в-третьих, необходимостью сформировать целостное представление об особенностях эмоционально-чувственных образов в русской поэзии, их воплощения в творчестве А. Н. Майкова.
Предмет исследования является своеобразие чувственного восприятия в поэзии А. Н. Майкова.
Поэтическое слово имеет огромную власть над человеком. При помощи правильно выбранных слов-образов поэт создает максимальное число ассоциаций – неожиданных и странных, которые часто не поддаются логическим объяснениям. Ведь всякое объяснение способно убить поэзию, разрушить поэтические чары. Возникающие при этом "созвучья смыслов" – продукт энергоемкий, ибо содержат в себе эмоциональное отношение к миру, а потому требует большой самоотдачи, сопереживания их при восприятии.
Важное место в формировании эмотивности поэтического текста занимают окказионализмы, которые, характеризуя явление, настойчиво эксплицируют авторское к нему отношение, прежде всего эмоциональное отношение. Кроме того, в поэзии происходит умелое нарушение всяких норм и правил не только словотворчества, но и синтаксиса и семантики. Такие нарушения создают особый семантический и эмоциональный эффекты.
Стихотворение растет не из мысли, а из предчувствия, эмоций. Осмысливая особенности эстетического восприятия текста, необходимо подчеркнуть, что при восприятии художественного произведения происходят сложные процессы: помимо восприятия художественного смысла происходит также раскодирование образного языка, эмоциональное заражение, эмпатия. В совокупности все это дает чувство эстетического наслаждения.
Таким образом, содержание того, о чем умалчивают слова, трудноуловимо и заключает в себе богатую прагматическую, эмоциональную, оценочную, интеллектуальную информацию.
Зрелый период творчества Майкова наиболее полно характеризует отображение эмоциональных и чувственных образов в лирике писателя. Свои стихотворения А. Н. Майков наделяет эмоционально-чувственными образами, при помощи которых воспроизводит свое индивидуально авторское восприятие картины мира.
Так, например, в стихотворении "Мечтания", автор изображает одиночество, которое выступает как чувственно-эмоциональное средство отображения "забитости" и тревоги. Оно может проникать в чувственный мир героя, где он ощущает себя единым с миром реальным и миром волшебным.
Лирический герой в стихотворении "Звуки ночи" описывается при помощи эмоционально-чувственных образов – влюбленности, обвороженности и умиротворения. Ощущение спокойствия и чувство "гула вечного теченья" звезд, герою помогают достичь такие тропы как: "звон льющихся ключей", "дрожание листа на каплею алмазной", "свисток пташки", "глухие жабы", "глухое клокатанье мельницы", "сиянье и движенье звезд".
Стихотворение "Ждет вдохновенья много лет" 1887 г., тоже обладает образностью, она может, по признанию автора, жить в душе поэта очень долго, может умирать и воскресать, она мимолетна, но обладает прочностью и всегда ждет вдохновения, чтобы воплотиться в своем превосходном виде. Вдохновение переводит мысль в образ, объективирует и оформляет ее. Характерно, что для Майкова, как созерцателя по преимуществу, т. е. человека, живущего более зрительными, чем слуховыми впечатлениями, вдохновение метафоризируется именно "новым светом", а не "небесным глаголом", "не пророческим гласом", "не дыханием божества".
Рисуя картины прошлого А. Майков создает ряд произведений, ярко и наглядно воскрешающих страницы прошлого, "отзывы истории", как называл их сам поэт. "Клермонтский собор", "Саванарола", "Исповедь королевы" и другие его произведения изображают красоту и благородство человеческого подвига, верность своим идеалам и убеждениям. Таково и одно из лучших стихотворений Майкова – "Емшан", наполненное чувством горячей любви к родине.
Таким образом, эмоционально-чувственный образ в поэзии А.Н. Майкова заключается в синтезе глубокого психологизма при одновременной "картинности" изображений, в лиризме и отточенной строгости формы, а также в гармоническом слиянии мысли и чувства, искренней любви к родине и высокой гуманности, которые позволяют законно занимать стихотворным произведениям этого поэта свое почетное место в золотом фонде русской литературы.