Реалистическая социально-психологическая драма П.Я. Барвинского

К социально-психологическим драмам П.Я. Барвинского относятся "Загубленный век", "Каторжная", "Повiя", "Современный Дон-Кихот".

Жанр социально-психологической драмы Павел Барвинский осваивает в духе европейской "Новой драмы".

Он не просто фиксирует события из жизни молодежи и стариков, украинцев и русских, крестьян и шахтеров, священников и приказчиков, врачей и актеров, объясняя человеческие истории социальными причинами, а стремится раскрыть двойственность человеческой природы, порождаемой материальными и духовными проблемами.

Не только анализируя вместе с героями социально-политические и экономические события 60-90-х годов XIX века, но и пророчески предсказывая исход народных метаний и странствий в поисках лучшей доли, которые приведут в итоге к революционным потрясениям и государственной катастрофе.

Барвинский Павел Яковлевич (1862-1908) - русский драматургБарвинский Павел Яковлевич (1862-1908) - русский драматург

Мы не можем отказать П.Я. Барвинскому в страстности, эмоциональности оценок. Если сын срединной России, дворянин И. Бунин в оценке Великого Перевоза, великого переселения крестьян на новые земли и др. масштабных событий выступает как историк, объективно констатирующий невозможность предотвращения человеческих жертв, а в дальнейшем и неизбежного краха империи ("Вести с родины", "На чужой стороне", "На край света", рассказы 90-х гг.), то субъективно страстный слобожанин П.Я. Барвинский стремится защитить каждого "маленького" человека, живущего по совести и потому заслуживающего счастья. (таковы, в частности, героиня рассказа "Певица Варя", главные герои пьес "Каторжная", "Современный Дон Кихот", "Антось Дукат").

Однако, как справедливо отмечает П.Я. Барвинский, наступающее трагическое межвременье. Смена ценностных доминант в капитализирующемся мире и прочие причины приносят успех скорее тем, кто в угоду материальному благу жертвует человеческим достоинством, совестью, верой, любовью, дружбой, патриотизмом, способностью откликаться на боль и горе другого, милосердным отношением к врагу и др. духовно-нравственными ориентирами культуры Русского (славянского) мира, решающим условием существования восточнославянской целостности, Отечества и истории как памяти поколений.

По мнению Д.А. Кулабухова "именно ценностная парадигма, обусловливающая проявление человеческого в человеке и народе, становится смысловой доминантой творчества провинциала по рождению, но принципала по личным взглядам и творческим приоритетам П.Я. Барвинского".

Он уже на рубеже XIX-XX вв. стремился запечатлеть то главное, что являлось смыслом и целью существования многовековой культуры славянского мира: обычаи, знания и навыки народа, его артефакты и культурные пространства, находившиеся в гармонии с природным ландшафтом.

То, что унаследовал писатель благодаря передаче этого наследия от поколения к поколению, что формирует у каждого человека чувства нравственной чистоты и цельности, национальной гордости, патриотизма и интернационализма, потребность в освоении самобытности и достижении преемственности, становится доминантой составляющей его собственного "Я", выражаемого в пространстве природы и культуры, в подчас нечеловеческих, невыносимых обстоятельствах.

Даже являя читателю и зрителю носителей отрицательных качеств, П.Я. Барвинский уповает на нравственную зоркость аудитории, не предаваясь излишнему морализаторству. Для него важно представить событие, которое заставляет каждого из рецепторов выступить если не соавтором, то единомышленником, соизмеряющим жизнь и сущность персонажа со своими собственными.

Не идеализируя действительность, Барвинский ставит своих героев перед трагическим выбором, который должны сделать и читатели, зрители, слушатели, даже если героя и рецепторов разделяют столетия.

Отношение к знанию, культуре, профессии в народе – в оценке П.Я. Барвинского – является следствием известного состояния нравственности и общей культуры общества: "Как не культивируй сорняки, а пшеничного зерна с него не получится!" ("На заброшенной ниве"); "…щедро высыпалась на украинскую театральную ниву с небольшой частью хорошего зерна значительная доля сорняков, которые буйно разрослись на той целине, заглушив редкие добрые ростки, которые еще кое-где попадались между ними.

Но вот пришло время сорняков!" ("На заброшенной ниве"); "укомплектованная <….> труппа как с материальной, так и с моральной стороны больше походила на цыганский табор, чем на служителей святого искусства…" ("Недоразумение").

Драма "Каторжная", о которой уже упоминалось, затрагивает новые для того времени отношения. Действие ней происходит в селе недалеко от шахтерского поселка Юзовк, и на самой шахте, куда пришли работать сельские жители. Но завязка, действие и развитие сюжета связаны с судьбой девушки Анны (Гальки), полюбившей молодого парня Семена Гульбенко.

Отец Гальки – Трофим Данко, овдовев, женился на сравнительно молодой женщине Харитине, которая пришла к нему в дом со своей дочерью Мотрей и сразу возненавидела красивую трудолюбивую падчерицу. Эта мачеха дала страшное прозвище Гальке – "каторжная", то есть проклятая, не заслуживающая иное доли, кроме каторги. Отец, как это часто случается, принимает сторону жены, что делает положение Гальки совсем безысходным. Жизнь бедной девушки осложняется тем, что она приглянулась богатому, по деревенским меркам, пожилому фельдфебелю в отставке Савостьяну Кгудзю, который с согласия отца, получающего от Кгудзя денежное вознаграждение, сватается к Гальке.

С нетерпением ждет Галька своего любимого Семена с шахты. Она надеется, что на этот раз Семен сам посватается к ней, и все решится самым лучшим образом. Но Галька горько ошиблась в своем Семене. Не даром он получил фамилию Гульбенко, а в ремарке о нем сказано – "безотцовщина". Семен нагло обманывает Гальку, убеждая ее "бежать" с ним на шахту, обещая сразу жениться, обвенчавшись там.

Таким образом, действие переносится на шахту. Действительно, П.Я. Барвинский показывает, как живут шахтеры, их скудные деньги, которые по сравнению с деревенскими заработками кажутся чем-то значительным. Однако драматург, как и в своих рассказах, негативно относится к развитию капиталистических отношений, которые приводят к утрате моральных ценностей, разврату, пьянству, к жизни одним днем.

В этой шахтерской артели людей, объединенных тяжелым трудом, выгодно отличаются своей порядочностью старый солдат Михаил Корсун, захвативший еще николаевскую службу и сама Галька, которая тщетно пытается сохранить семейные устои в этой разлагающей старые традиции обстановке.

Антиподом Гальки в драме выступает тоже красивая молодая женщина Докия. Она давно "пошла по рукам", пьет, является участницей шахтерских гульбищ, для нее главное – не упустить того, кто с деньгами.

Семен Гульбенко настойчиво толкает Гальку к проституции. Трагическая судьба бедной девушки не может оставить равнодушными зрителя, и в этом, мы считаем, причина успеха драмы, а не только в том, что там "сказано, пока еще не смелое, слово о рабочих-шахтерах".

"Современный дон Кихот" – психологическая драма, действие которой хоть и происходит сто лет назад, но сегодня, можно сказать, вполне современно. Назар Петрович Дорошенко, главный герой драмы, которого автор назвал современным дон Кихотом, – провинциальный врач, который служит в селе при сахарном заводе. Сахарные завод активно развивались в России во второй половине XIX века и становились источником обогащения их владельцев.

Конфликт развивается между врачом, которому платят на заводе сто рублей, и заводчиком Казимиром Адамовичем Свечицким, который разбогател на деньги своей нелюбимой жены.

К Назару Петровичу приехал из столицы его друг по университету, тоже врач, Владимир Павлович Снисарук. Только ему, своему коллеге, может рассказать заводской врач о том положении, в котором находятся рабочие завода, об их болезнях и условиях жизни. Более того, врачу практически запрещено обслуживать "мусор", как управляющий назвал рабочих и жителей окрестных деревень.

Жена Назара Петровича, красивая молодая женщина Марья Петровна, не желает жить на те крохи, которые платят ее мужу и настаивает на частной практике среди богатых соседей.

Кульминационный момент драмы – смерть жены Свенчицкого. Назар Петрович не дает разгневанному мужу медицинского заключения о естественной смерти, но настаивает на вскрытии трупа, так как почти уверен, что женщина отравлена.

Свенчицкий, убедившись в том, что Дорошенко не уступит, предлагает ему за справку и молчание пятнадцать тысяч рублей – огромную сумму, которая сразу же может изменить жизненное положение Дорошенко. Но молодой врач с гневом отвергает это гнусное предложение, так как убежден в правоте своего поступка.

Однако, как оказалось, жена Назара Петровича придерживается совсем другого мнения в этом случае. Между мужем и женой происходит тяжелое объяснение. Марья Петровна настаивает на том, чтобы Назар Петрович поступился своими смешными принципами, иначе он будет только смешон, а Свенчицкий найдет себе за эти деньги защитников и выйдет сухим из воды.

Но врач настаивает на своем: "Нет Марья Петровна! – говорит он. – Теперь я человек необеспеченный, но я могу спокойно спать! А следуя вашим советам, я превращусь в негодяя и потеряю уважение к себе! Утратив все то, что есть у меня дорого, я тогда не смогу жить! А я, слава Богу, еще не сумасшедший, чтобы самому себе устроить моральную смерть!".

На это Марья Петровна заявляет, что не намерена связывать свою судьбу с "маньяком", что с этого момента "расходится наша дорога". Как оказалось, Марья Петровна не шутила. Она действительно покидает мужа и становится ведущей актрисой одного из театров.

Встреча с мужем, Назаром Петровичем, происходит через несколько лет и оказывается для нее роковой. Артистический успех, всеобщее поклонение и признание почитателей не могут избавить Марью Петровну от чувства страшной вины за то, что она в трудную минуту не поддержала мужа, честнейшего человека.

В этом совершенно справедливо обвиняет Марью Петровну единственный друг дон Кихота – коллега Владимир Павлович Снисарчук: "Перед вами, как вы видите, что осталось от вашего мужа, пловца против "волн житейского моря", который так напрасно в нем погиб. Не было рядом с ним в том море ничего такого, за что он мог бы ухватиться, выбиваясь из сил... Не было у него никого, кто бы подал руку помощи, спас бы смелого пловца... Правда, был один человек, но и он изменил ему, изменил в самую тяжелую минуту, сменив жизненные неурядицы с ним на достаток, на призрачный блеск и такую же славу!"

П.Я. Барвинский не случайно назвал свою драму "Современный Дон Кихот". Его герою, подобно бессмертному Дон-Кихоту Сервантеса, не суждено победить при жизни зло. Но примеры таких людей вселяют веру в торжество справедливости, честности, высоких идеалов. Без этой веры в гуманистическое начал не может существовать человеческое общество.

Таким образом, П. Барвинский разрабатывает жанр реалистической социально-психологической драмы.

Размер:
17.12 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: старшие классы, литература