Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Интересные и трудные вопросы по истории России"

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые не только выходят за рамки школьной программы, но и способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

Некоторые из этих вопросов включены в перечень "трудных" вопросов историко-культурного стандарта.

В данном стандарте говорится о том, что курс отечественной истории должен сочетать историю региона и локальную историю (прошлое родного города или села), чтобы способствовать формированию этнической и гражданской идентичности учащихся, развитию целостного восприятия истории. Поэтому программа включает также вопросы по истории Кузбасса, Новокузнецкого района и поселка Елань.

Отличительные особенности данной программы в том, что она предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого

На занятиях преподаватель и обучающиеся выработают взвешенную, объективную позицию по некоторым событиям истории России.

В основу программы положен анализ методической литературы: Поливанова "Проектная деятельность школьников", Крушельницкая М.А. "Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России с древнейших времен до конца XX века", Сорокина Е.Н. "Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века".

Адресат программы: обучающиеся 8-11 классов (14-17 лет). Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора, с различной степенью подготовки. Программа рассчитана на обучающихся, интересующихся историей, так и будет полезна тем, которые испытывают трудности в изучении предмета. Проектная деятельность является одним из способов развития навыков самостоятельной работы, которые формируются при создании мультимедийных презентаций, проектов-рефератов и т.п.

Актуальность курса обусловлена необходимостью подготовки к итоговой аттестации по истории в 9 и 11 классах, а также к сдаче ВПР. Задания данного курса носят обучающий и развивающий характер.

Объем и уровень освоения программы: программа рассчитана на один год обучения. Объем часов в год составляет 216 часов. В связи с тем, что программа рассчитана на обучающихся с различным уровнем подготовки, так и уровень освоения программы может быть стартовый, базовый, продвинутый.

Формы организации деятельности, формы проведения занятий С учетом возрастных особенностей обучающихся и уровнем развития навыков работы над проектом используются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Формы проведения занятий: лекция, беседа, защита проектов, встреча с интересными людьми, диспут, деловая игра, круглый стол, экскурсия, практическое занятие, творческий отчет и др.

Режим занятий – объем часов в учебный год составляет 216 часов, в которые входит как теоретический курс, так и практические работы по созданию проекта и его продукта. В неделю - 6 часов. Занятия проводятся три раза в неделю, из расчета по 2 академических часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.

Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Цель программы - формирование у обучающихся исторического подхода к изучению истории, диалектического понимания многомерности и противоречивости исторического процесса.

Задачи программы:

  • Научить обрабатывать первичную информацию при работе с различными историческими источниками и документами.
  • Познакомить обучающихся с проектной деятельностью, научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
  • Обучить технике проведения дискуссии. Определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.
  • Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  • Сформировать представления об историческом пути своей "малой родины" как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории соб-ственной страны.
  • 1Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний знаменитых односельчан в истории своей страны и малой родины.

Учебный план

Название раздела, темы

Часы

Формы контроля

1

«Русь Рюриковичей»

28

Защита проекта

2

Россия Петра Великого

8

Защита проекта

3

Россия в XIX веке

18

Защита проекта

4

Россия в XX веке

42

Защита проекта

5

Россия в XXI  веке

12

Защита проекта

6

Наш Крым

10

Защита проекта

7

Культура России

34

Защита проекта

8

История Кузбасса

34

Защита проекта

9

Новокузнецкий муниципальный район

10

Защита проекта

10

Поселок Елань

20

Защита проекта, анкетирование

Итого

216

 

Программа публикуется в сокращении. Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!