Цели мероприятия:
Оборудование: музыкальное сопровождение, портреты помещиков из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души", предметы для конкурса "Лавка забытых вещей", листы бумаги и ручки.
Ход игры
Вступление
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, свое сердце. Главным делом жизни Н. В. Гоголя явилась поэма "Мертвые души". Писательская жизнь Гоголя продолжалась 23 года. Из них около 17 лет были отданы работе над "Мертвыми душами".
Сюжет поэмы (как и сюжет "Ревизора") был подсказан А. С. Пушкиным, он рассказал Гоголю историю похождений некого авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить под них изрядную ссуду. Над "Мертвыми душами" Гоголь начал работать осенью 1835 года.Первые три главы написаны в России.
28 июня 1836 года он писал В. А. Жуковскому: "Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек... Это великий перелом, великая эпоха моей жизни". Четыре с половиной месяца спустя - тому же корреспонденту: "Если совершу это тво-рение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя". Гоголь был так увлечен новым сочинением, что в сравнении с ним все написанное прежде кажется ему пустяковыми "мараньями". Он по много раз переделывает каждую страницу, тщательно работает над каждой строкой.
В 1837 году Гоголь уезжает за границу, в Италию, где с небольшими перерывами проживет 12 лет, непрерывно работая над "Мертвыми душами".
Осенью 1839 года Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых. Книга встречает всеобщее одобрение. Восемь месяцев спустя Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью.
Через год она была завершена, и в октябре 1841 года он снова приезжает в Россию с намерением добиться цензурного разрешения и напечатать свое творение. Под названием "Похождения Чичикова, или Мертвые души" цензура разрешила печать, но потребовала от автора внести существенные изменения в "Повесть о капитане Копейкине" или вовсе устранить ее из текста.
В письме к П.А. Плетневу он сокрушается: "Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него - прореха, которую я ничем не в силах залатать и зашить". Чтобы спасти "Повесть...", Гоголь притушил в ней сатирические мотивы. "Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе..." - сообщает он через несколько дней в письме тому же Плетневу.
21 мая 1842 году "Мертвые души" появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику. Одни принимали ее восторженно, другие негодовали. Гоголя обвинили в клевете на Россию и в том, что он показал "какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать".
Высоко оценил поэму В. Г. Белинский и отметил ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. Второй том "Мертвых душ" создавался в неизмеримо более трудных условиях, чем первый. Изменились взгляды писателя на жизнь, искусство, религию. Назревала духовная драма. Последние четыре года своей жизни он напряженно работал над завершением второго тома "Мертвых душ", в котором намеревался противопоставить героям первого тома "положительных" героев, которые воплощали бы здоровое ядро русского нацио-нального характера. Чичиков, по замыслу автора, должен был нравственно возродиться.
Гоголь был недоволен вторым томом, он чувствовал, что в нем отсутствует художественная правда. Его терзали мучительные сомнения. Все это стало причиной уничтожения рукописи. За девять дней до смерти автор предал огню беловую рукопись второго тома. На сегодняшний день мы располагаем пятью случайно уцелевшими главами чернового варианта второго тома.
Провидчески звучат сегодня строки, которыми обрывается рукопись: "Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих... Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей долж-ности..."
Конкурс-разминка
Вопросы предлагаются командам поочередно, если вопрос остается без ответа, его предлагают команде противников и за правильный ответ дают дополнительный балл.
1. Где и когда происходит действие поэмы?
Ответ: События в поэме происходят в губернском городе NN и в ближайших помещичьих имениях. Совокупность некоторых фактов дает возможность предположить место действия в поэме: это северорусская губерния. Разговор мужиков о колесе брички, что оно доедет до Москвы, а до Казани не доедет (в гл. 1), свидетельствует о том, что город NN расположен на северо-западе или севере от Москвы.
Ремесла и отхожие промыслы крестьян Коробочки и Собакевича (строители, маляры, ямщики) были обычны для северных губерний, особенно Ярославской и Тверской. Время действия Гоголем не указано. Однако по некоторым фактам можно предположить, что события происходят в промежуток времени между 1812 г. (поскольку капитан Копейкин - инвалид Отечественной войны 1812 г) и 1821 г. (годом смерти Наполеона, за которого чиновники склонны принять Чичикова).
Упоминание о ланкастерской системе обучения (почтмейстер убеждает Чичикова "сделаться среди своих крестьян некоторого рода отцом", "ввести благодетельное просвещение" и организовать Ланкастерову школу взаимного обучения (гл. 13) указывает также на 20-е гг. XIX в.
2. Как зовут Чичикова? Назовите его социальный статус и чин. (Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, то есть чиновником 6-го класса, что по та-белю о рангах соответствовало военному чину полковника)
3. Где Чичиков впервые увидел Манилова и Собакевича? (На вечеринке у губернатора)
4. К кому попал Чичиков после Коробочки? (К Ноздреву)
5. Назовите имена кучера и лакея Чичикова. (Кучер Селифан, лакей Петрушка)
6. Какие страсти, привычки и особенности свойственны были Петрушке? (Страсть к чтению; ему нравилось не то, о чем читал он, а больше само чтение, лучше сказать, процесс самого чтения. Это чтение совершалось в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке)
7. Кто из персонажей поэмы назван "ни в городе Богдан, ни в селе Селифан"? (Манилов)
8. У кого из помещиков Чичикова при ночлеге покусали блохи? (У Ноздрева)
9. Как отозвался о Чичикове Собакевич после первого знакомства с ним? ("Преприятный человек!")
10. К кому относятся и кто произносит слова: "У, варвар, Бонапарт ты проклятый!"? (Слова относятся к Чубарому, пристяжному коню; произносит их кучер Селифан)
Конкурс "Лавка забытых вещей"
(Учащимся предлагается рассмотреть предметы, разложенные на столе, и определить, какому герою они принадлежат. Ответы сдаются на листах бумаги. Напротив каждого предмета должна стоять фамилия хозяина)
Конкурс капитанов: "Литературное ассорти"
1. Кто и где сообщил о том, что Чичиков скупал мертвые души? (Ноздрев на губернаторском балу)
2. Какую роль сыграла Коробочка в крушении планов Чичикова? ("Коробочка вскоре после отъезда нашего героя Чичикова пришла в такое беспокойство насчет могущего произойти со стороны его обмана, что, не поспавши три ночи сряду, решилась ехать в город, несмотря на то, что лошади не были подкованы, и там узнать наверно, почем ходят мертвые души и уж не промахнулась ли она, продав их втридешева")
Конкурс "Флора и фауна"
Команда имеет право дать правильный ответ в течение 30 секунд. Если за это время ответ не получен, это право переходит к команде сопернице.
Конкурс "По городам и весям"
Вопросы задаются двум командам одновременно. Балл получает команда, первой правильно ответившая на вопрос:
Конкурс "Цепочка"
Вопросы предлагаются поочередно то одной, то другой команде. На неразгаданные вопросы отвечает учитель.
1. В какой последовательности внесены были пожитки Чичикова в трактир, когда он приехал в город N14: ларчик, чемодан, жареная курица, сапожные колодки? ("Прежде всего, был внесен чемодан из белой кожи, несколько поистасканный. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица")
2. В какой последовательности посещал Чичиков помещиков? (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)
3. Второй день после приезда в город Чичиков посвятил визитам. В какой последовательности он посетил чиновников? (Губернатор, вице-губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер, откупщик, начальник над казенными фабриками, инспектор врачебной управы, городской архитектор)
4. В какой последовательности осматривал Чичиков достопримечательности у Ноздрева? (Кузницу, псарню, шарманку, оружие, трубки, конюшни, водяную мельницу)
5. В какой последовательности поздравляли и приветствовали Чичикова с покупкой крестьян на балу у губернатора? (Председатель палаты, полицмейстер, инспектор врачебной управы, откупщик, архитектор, губернатор)
Конкурс: "Кулинарный"
Выигрывает команда первой давшая правильный ответ.
1. "День, кажется, был заключен порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном..." Почему щи были налиты в бутылку? (Это не были щи в нашем понимании слова, здесь речь ведется о шипучем квасе. Кислыми щами назывался популярный высококачественный сорт кваса)
Ведущий: Сегодня мы не помним не только об этом экзотическом квасе, но и о многих других, которыми угощались наши предки еще не столь давно. В той же поэме встретим: "Ухватливый и ловкий детина лет семнадцати, в красивой рубашке розовой ксанд-рейки, принес и поставил перед ними графины с водой и разноцветными квасами всех сортов, шипевшими, как газовые лимонады". Испробуем, было бы желание вспомнить забытое нами... и согласимся с Чичиковым и Гоголем: "...игра как у шампанского, а газ так и шибанул приятным кручком изо рта в нос. Нектар!.."
Не обошел вниманием Николай Васильевич и другое, когда-то очень ходовое и ароматное, душу согревающее питье - сбитень. Прекрасную зарисовку сбитенщика оставил Гоголь все в той же поэме: "...внизу была лавочка с хомутами, веревками и баранками. В угольной из этих лавочек или, лучше, в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди, и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черной, как смоль, бородой".
Не миновал, видать по всему, в морозный денек писатель Гоголь сбитенщика, принял от продавца выпуклый стаканчик - несколько глотков янтарного пряного напитка, и тепло живительными струями блаженно растеклось по всему телу - не страшен теперь самый трескучий, самый ярый морозище...
Вот послушайте несколько рецептов кваса из старинной кулинарной книги. Рецепт первый - квас "Кислые щи в бутылках". Возьмите полчетверика (12 л) ржаного солоду, полчетверика пшеничного, полчетверика яшного, полчетверика гречневой муки, полчетверика пшеничной, четверик (24 л) ржаной и четверик крупитчатой (пшеничной высшего сорта).
Вскипяти воды мерою три ушата (4,5-6 ведер), затри на оной все вышесказанное и, покрывши чан, дай стоять 6 часов. После налей два ушата (4,5-6 ведер), затри на оной все вышесказанное и, покрывши чан, дать стоять 6 часов. После налей два ушата (3 ведра) холодной воды, размешай хорошенько, и, как устоится, процеди сквозь сито, и слей в бочки. Положи в квас четыре жмени мяты и в каждую бочку по две ягоды изюма и по куску сахару.
Рецепт второй - "Розовый квас". Красной смородины поместить в деревянную кадку, добавить лепестки красных роз, а лучше целыми розами, чтобы квас был ароматным, залить кипяченой водой и поставить в прохладное место дня на четыре, про-фильтровать, процедить, через марлю и использовать как ароматный освежающий напиток. На 10 л воды - 1 кг красной смородины, 0,5 кг лепестков роз.
А теперь, после небольшого отступления, прошу участников викторины снова сконцентрироваться. Итак, второй вопрос.
2. Какое блюдо в гостях у полицмейстера было целиком съедено одним Собакевичем? (Осетр)
3. "...Легче пирожного, известного под именем поцелуя". Как теперь мы называем такое пирожное? (Безе; слово "безе" заимствовано из французского языка, где оно имеет два значения: "поцелуй" и "запененный взбитый с сахаром яичный белок")
Помните, в той же главе Ноздрев говорит: "Позволь, душа, я тебе вляпаю один безе... Да, Чичиков, уже ты не противься, одну безешку позволь напечатлеть тебе в белоснежную щеку твою!"
4. "„Щи, моя душа, сегодня очень хороши!” - сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам..." Так что же это было за блюдо?..
(Ребята выдвигают свои предположения, а затем ведущий зачитывает рецепт приготовления няни из старинного кулинарного справочника)
Рецепт первый. Жидкую гречневую кашу, сваренную на молоке, охлаждают, перемешивают с сырыми яйцами, наливают массу в свиные кишки, завязывают их и обжаривают на самом маленьком огне. Подают няню к щам из квашеной капусты. Кишки сухие свиные - 5 г, каша жидкая - 200 г, яйцо - 1/4 шт., сало свиное - 10 г, соль.
Рецепт второй. Баранью голову и ножки сварить до готовности, отделить мясо от костей и смешать его с поджаренным луком. Затем смешать мясо с рассыпчатой гречневой кашей, начинить этим фаршем бараний желудок и тушить его в бульоне, приправив бульон специями.
5. Вспомните, что подала на десерт жена Собакевича Чичикову? (Редьку, вареную в меду)
Конкурс "Дары"
Все предметы разложены на стульях отдельно друг от друга. Вопросы читаются поочередно каждой из команд. Прослушав свой вопрос, команда должна указать на тот стул, на котором с ее точки зрения лежат нужные вещи.
Конкурс "Чей это портрет"
Выигрывает команда первой, правильно ответившая на вопрос.
Подведение итогов. Награждение команд.