Опыт работы по изучению драматургии в старших классах

Знакомство с драматургией как родом литературы начинается в 8-м классе, когда основные роды литературы (лирика, эпос) уже в большей мере освоены учащимися. Знакомство с драмой начинается с усвоения жанра комедии.

Читая стихи или прозу, мы напрямую, без посредников, общаемся с автором, его героями. Пьеса предназначена для сцены.

Ее прочтение для нас осуществляется на сцене, где посредниками между автором и зрителем (читателем) являются актеры, режиссер. Не случайно пьеса кроме авторской имеет еще и сценическую историю.

К сожалению, для многих школьников работа над драматургией затруднена. Читать пьесу сложно, здесь необходимы определенные дополнительные усилия, читательский интерес. Пробудить интерес к драматургии можно, если учащиеся с юных лет становятся театральными зрителями.

Но и учитель также имеет некоторые возможности вызвать интерес учащихся к театру и драматургии. Например, внеклассная работа, предваряющая уроки, может стимулировать интерес к классным занятиям.

В 8-м классе перед изучением комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" провожу занятие в литературно творческом кружке на тему "У истоков комедии Гоголя "Ревизор". Из рассказа учителя ребята узнают о законах драматургии; объясняют значения слов, связанных с театральным представлением – акт, декорации, костюмер, мизансцена, монолог, режиссер, ремарка, реплика, явление. Не меньший интерес у восьмиклассников вызывает рассказ об увлечении юного Гоголя театром.

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор"Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор"

Здесь подспорьем учителю может послужить замечательная книга – первая повесть биографической трилогии Василия Авенариуса "Гоголь – гимназист", в которой автор описывает дебют Гоголя – гимназиста на сцене любительского театра.

Когда-то известный режиссер К. С. Станиславский сказал замечательную фразу, ставшую афоризмом: "Театр начинается с вешалки". Мы решили, что театр начинается с афиши, в этом деле нет мелочей, всякое пренебрежение мелочью, деталью, может привести к провалу.

Какими же они были, первые афиши к спектаклю Гоголя? Это не праздный вопрос. Особенно для тех, кто не часто бывает в театре. Готовясь к занятию, мы нашли изображение первой афиши спектакля "Ревизор" 1836 года. Вместе с ребятами воспроизвели увеличенную копию этой афиши. Позже она украсила урок, вызвав интерес не только учащихся, но и гостей.

И вот первый урок по комедии Гоголя "Ревизор". Мы подошли к нему с определенным багажом знаний и умений. Учитель знакомит учащихся с замечательной историей создания пьесы. В октябре 1835 года Гоголь писал Пушкину: "Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта".

И Пушкин подарил Гоголю сюжет. Дальше - обязательная часть работы перед прочтением пьесы - знакомство с героями-действующими лицами, чтение рекомендации Гоголя "Характеры и костюмы" (замечания для господ актеров). При изучении этого произведения интресны следующие виды работ:

Задания по развитию речи

1. Определите значение употребляемых Н. В. Гоголем в комедии "Ревизор" слов и словосочетаний:
Ассигнации -                          Десятский -
Квартальный -                       Картуз -
Моветон -                             Ливрея -
Присутственные места -      Резонер -
Титулярный советник -       Фельдъегерь -

2. Подберите синонимы к употребленным в пьесе словосочетаниям:
Подпустить турусы –
Забрить лоб в солдаты -
Челом бить -

3. Объясните смысл старинной поговорки "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" из немой сцены комедии.

Индивидуальные творческие задания

1. Выбрать из текста комедии устаревшие слова.
Выписать из словаря их значения.

2. Прочитать определения основных этапов развития сюжета.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
Завязка - исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия.
Кульминация - высшая точка напряжения.
Развязка - исход событий.

Определить, какие сцены комедии "Ревизор" соответствуют этим этапам?

3. Выписать из текста ремарки Гоголя, заполнив таблицу. Пояснить, какую роль эти ремарки играют в комедии.

Ремарки, указывающие на смену интонации

Технические ремарки

Например: «Городничий бормочет в полголоса», «вздохнув» …

«трясутся от страха», «говорит про себя» ...

 

4. Проследить язык чиновников и выписать из их речи канцеляризмы.

Вопросы для размышления

  • Гоголь, отвечая на упреки, что в " Ревизоре" нет ни одного положительного лица, писал: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе….Это честное, благородное лицо был – смех". Подтвердите слова Н. В. Гоголя.
  • Можно ли заметить искренность Хлестакова в какие-либо моменты комедии?
  • Почему в момент, когда купцы приходят к Хлестакову с жалобами на "обижательство", которые они терпят от городничего и просят: "Не побрезгуй, отец наш, хлебом и солью. Кланяемся тебе сахарцом и кузовком вина", тот с достоинством отказывается от подношения?
  • Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - "самый трудный образ в пьесе". Почему?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, старшие классы