Знакомство с драматургией как родом литературы начинается в 8-м классе, когда основные роды литературы (лирика, эпос) уже в большей мере освоены учащимися. Знакомство с драмой начинается с усвоения жанра комедии.
Читая стихи или прозу, мы напрямую, без посредников, общаемся с автором, его героями. Пьеса предназначена для сцены.
Ее прочтение для нас осуществляется на сцене, где посредниками между автором и зрителем (читателем) являются актеры, режиссер. Не случайно пьеса кроме авторской имеет еще и сценическую историю.
К сожалению, для многих школьников работа над драматургией затруднена. Читать пьесу сложно, здесь необходимы определенные дополнительные усилия, читательский интерес. Пробудить интерес к драматургии можно, если учащиеся с юных лет становятся театральными зрителями.
Но и учитель также имеет некоторые возможности вызвать интерес учащихся к театру и драматургии. Например, внеклассная работа, предваряющая уроки, может стимулировать интерес к классным занятиям.
В 8-м классе перед изучением комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" провожу занятие в литературно творческом кружке на тему "У истоков комедии Гоголя "Ревизор". Из рассказа учителя ребята узнают о законах драматургии; объясняют значения слов, связанных с театральным представлением – акт, декорации, костюмер, мизансцена, монолог, режиссер, ремарка, реплика, явление. Не меньший интерес у восьмиклассников вызывает рассказ об увлечении юного Гоголя театром.
Здесь подспорьем учителю может послужить замечательная книга – первая повесть биографической трилогии Василия Авенариуса "Гоголь – гимназист", в которой автор описывает дебют Гоголя – гимназиста на сцене любительского театра.
Когда-то известный режиссер К. С. Станиславский сказал замечательную фразу, ставшую афоризмом: "Театр начинается с вешалки". Мы решили, что театр начинается с афиши, в этом деле нет мелочей, всякое пренебрежение мелочью, деталью, может привести к провалу.
Какими же они были, первые афиши к спектаклю Гоголя? Это не праздный вопрос. Особенно для тех, кто не часто бывает в театре. Готовясь к занятию, мы нашли изображение первой афиши спектакля "Ревизор" 1836 года. Вместе с ребятами воспроизвели увеличенную копию этой афиши. Позже она украсила урок, вызвав интерес не только учащихся, но и гостей.
И вот первый урок по комедии Гоголя "Ревизор". Мы подошли к нему с определенным багажом знаний и умений. Учитель знакомит учащихся с замечательной историей создания пьесы. В октябре 1835 года Гоголь писал Пушкину: "Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта".
И Пушкин подарил Гоголю сюжет. Дальше - обязательная часть работы перед прочтением пьесы - знакомство с героями-действующими лицами, чтение рекомендации Гоголя "Характеры и костюмы" (замечания для господ актеров). При изучении этого произведения интресны следующие виды работ:
1. Определите значение употребляемых Н. В. Гоголем в комедии "Ревизор" слов и словосочетаний:
Ассигнации - Десятский -
Квартальный - Картуз -
Моветон - Ливрея -
Присутственные места - Резонер -
Титулярный советник - Фельдъегерь -
2. Подберите синонимы к употребленным в пьесе словосочетаниям:
Подпустить турусы –
Забрить лоб в солдаты -
Челом бить -
3. Объясните смысл старинной поговорки "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" из немой сцены комедии.
1. Выбрать из текста комедии устаревшие слова.
Выписать из словаря их значения.
2. Прочитать определения основных этапов развития сюжета.
Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
Завязка - исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия.
Кульминация - высшая точка напряжения.
Развязка - исход событий.
Определить, какие сцены комедии "Ревизор" соответствуют этим этапам?
3. Выписать из текста ремарки Гоголя, заполнив таблицу. Пояснить, какую роль эти ремарки играют в комедии.
Ремарки, указывающие на смену интонации |
Технические ремарки |
Например: «Городничий бормочет в полголоса», «вздохнув» … |
«трясутся от страха», «говорит про себя» ...
|
4. Проследить язык чиновников и выписать из их речи канцеляризмы.