Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка (методические рекомендации)
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Контроль за результатами обучения (с приведением подробных форм контроля):
1. Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием
2. Примерные задания теста.
3. Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием.
4. Тексты для диктантов, изложений, разных видов переработки и анализа
- Полезные ссылки, литература
- Календарно-тематическое планирование
Методические рекомендации по русскому языку в 10-11 классах
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Образовательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках. Правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественную форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
- выявлять подтекст;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, художественного текста;
- уметь составлять план, тезисы. Конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения проводится по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложения и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, тесты, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием.
Все, что происходит, творится в природе по нашей воле, — это, если хотите, является зеркальным отражением нас самих: наших знаний, гражданского самосознания, совестливости и доброты нашей, нашего эстетического вкуса. Свобода выбора, какой пользуется человек в природе, на землях общенародного пользования требует особой сознательности, особого чувства ответственности. И ничто, по-видимому, так ясно, так наглядно не говорит, сколь важна эта ответственность и какова ее действительная цена для всех нас, как бедствия лесных пожаров последних лет.
Думаю, что и после проведения в жизнь больших и сложных юридически законодательных, научно оправданных акций в защиту природы останется едва ли не самый сложный фактор — психология людей, нравственно-эстетическая сторона нашего отношения к природе, а ее-то изменить к лучшему всего труднее. Надо ведь побороть и облагородить, если это возможно, психологию хозяйственника-временщика, а главное, массовую обывательскую психологию иждивенческого, потребительского отношения к природе. (В. Романенко) (135 слов).
Дополнительное задание.
Сформулируйте и запишите основную проблему, поднятую в тексте, отношение к ней автора.
1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений) иждивенческий, потребительский, обывательский.
2. Составьте антонимический ряд со словами совестливость, доброта.
Примерные задания теста.
1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1) надпись, надуманный, надоедать
2) надрез, надомница, надувной
3) надломленный, надкусить, надсечка
4) надрубка, надрываться, надежность
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка на- ?
1) навес, нашатырный, наглость
2) навзрыд, наихудший, наблюдение
3) навылет, нависший, нагревать
4) нагрянуть, наивный, название
3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
1) заглохший, залежь, законный
2) загородный, задушевность, закатиться
3) заземленный, замшевый, заикаться
4) заквасить, занозить, закадычный
4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?
1) огрубелый, оглядеться, оглобля
2) огарок, огнедышащий, огорчительный
3) оглушительный, оглавление, оголодать
4) оглашать, ограничительный, огуречный
5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до-?
1) догоняющий, дотация, донорский
2) достроенный, доверху, доломанный
3) довоенный, должностной, добропорядочный
4) доисторический, доукомплектованный, документ
6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший
3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек
4) ползунок, отставка, выпадая, орешник
7. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) отмычка, испуганный, затемняя, забытый
2) перепечатка, влекомый, вредность, исцарапанный
3) навыкат, прибегая, напечатанный, придумывая
4) осадок, выходец, обсыпной, взращенный
8. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проткнули, запекая, внушение, размазанный
2) походка, отцветший, вытяжка, заварка
3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая
4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной
9. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?
1) вправо, вслух, влез
2) в-пятых, вровень, вклад
3) впереди, встарь, вкус
4) вблизи, второпях, вскоре
10. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание?
1) беззлобный, вознаграждение, искривление
2) выключатель, воткнутый, воздержание
3) безжалостный, проигрыш, безжизненный
4) испачканный, безвкусие, искривленный
12. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + суффикс + окончание?
1) рукописный, водоочистка, книгообмен
2) злоумышленный, лесопарковый, полотер
3) лесоводство, бомбоубежище, живопись
4) легковерный, миротворец, пароходство
13. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + окончание?
1) водолаз, лесоруб, лесосплав
2) желтобокий, сухофрукт, водораздел
3) лесопарк, летопись, косогор
4) водосброс, одноместный, голу
14. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — ... — горняцкий?
1) горка
2) гористый
3) пригорок
4) горняк
15. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке два — двое— ... — двойственность?
1) двойник
2) двойственный
3) вдвойне
4) двойной
16. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке имя — именовать — ... — переименование?
1) именоваться
2) именинный
3) переименовать
4) именной
17. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке друг — дружный — ... — недружно?
1) дружеский
2) дружно
3) дружок
4) дружить
18. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) черный — чернеть — почернеть — почернелый
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность
19. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) сухой — сушить — осушить — осушение
2) печать — печатать — перепечатать — перепечатка
3) волна — волновать — взволновать — взволноваться
4) учить — научить — наука — научность
20. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) бросать — разбросать — разброска — вразброску
2) чистый — чистить — расчистить — расчистка
3) холод — холодный — холодноватый — холодновато
4) быть — прибыть — прибыль — прибыльно
21. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) катить — раскатить — раскат — раскатисто
2) единый — соединить — присоединить — присоединение
3) играть — разыграть — розыгрыш — розыгрышный
4) смотреть — осмотреть — осмотрительный — осмотрительность
Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием.
Ночь все густела, наливалась темнотой, хотя луна, бледнея и словно покрываясь инеем, поднималась все выше и выше, и прояснели низкие осенние звезды.
А ночь жила, полная движения, ни на секунду не прерывалась тайная работа на земле, в воздухе и воде; совершались незримые превращения, изменялся мир в своем вечном потоке от прошлого к будущему...
В этот час низко над рекой, почти касаясь крыльями ивняка, пролетали в одиночку кургузые коростели; они летели на юг только ночами, скрытно; среди них были молодые, родившиеся в этом году; не зная дороги, угадывая направление по звездам, они отправлялись в свой трудный путь, как миллионы других птиц, чтобы выжить и вернуться сюда весной.
Пользуясь скупым последним теплом, дышали в ночи жилистые крепкие листья подорожников, кустики лесной земляники, сложенные веером манжетки, мохнатые, в белых пятнышках медуницы, ломкие, полные белого сока одуванчики; они зелеными уйдут под снег, переждут зиму и вновь поднимутся к солнцу — травы будущей весны.
Без ветра сама собой осыпалась, текла с ветвей подсохшая листва; с легким щелчком отрывался черешок, и под ним, в углублении, показывалась новая почка, еще плоская, туго сплетенная, но уже вдохнувшая первый глоток воздуха. (Э. Шим) (187 слов).
Дополнительное задание.
1. Определите стиль и тип текста, аргументируйте свой ответ
2. Определите, какие художественно-изобразительные средства использует автор:
а) ночь жила, листва текла с ветвей, уйдут под снег;
б) вечный поток, скупое тепло, жилистые крепкие листья;
в) отправлялись, как миллионы других птиц;
г) сложенные веером манжетки.
3. Выполните синтаксический разбор первого предложени
Тексты для диктантов, изложений, разных видов переработки и анализа
Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе? Находя в языке много глубокого философского ума, истинно-поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы все это создала эта грубая, серая масса народа, по-видимому, столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях. Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с помощью науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдаленных, самых диких, невежественных времен. Это явление, более чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела. Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого полудикого человека, взятого из низших и обширнейших слоев народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя бы почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом.
Как, по каким законам, руководясь какими стремлениями, чьими пользуясь уроками, подслушивая ли говор ручья или дыхание ветра, творит народ свой язык? Почему язык немца звучит иначе, чем язык славянина? Почему в этих языках столько родного и столько чуждого? Где, в каких отдаленных эпохах, в каких отдаленных странах они сходились и как разошлись? Что повело один язык в одну сторону, а другой — в другую, так что родные братья, сойдясь потом, не узнали друг друга? Все эти вопросы составляют бесконечную задачу филологии и истории; но не нужно еще быть большим филологом, а достаточно сколько-нибудь вдуматься в свое родное слово, чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. (К. Д. Ушинский. Родное слово. 1861 г.)
1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение.
2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план.
3. Изложите коротко содержание текста, отвечая на вопросы: о чем в нем говорит автор? Каков основной его тезис? Каковы аргументы, доказательства?
4. С чем вы согласны в рассуждениях автора, а что вызывает у вас сомнение и почему? Попытайтесь возразить автору.
5. Прокомментируйте выделенные слова. Почему они выделены?
6. Какие эпитеты автора вам понравились (выпишите их вместе с определяемым словом), а с какими вы согласиться не можете? Почему?
7. Какие слова, употребленные в тексте, вы считаете устаревшими?
8. Объясните знаки препинания в первых трех предложениях.
9. Объясните все случаи постановки дефиса и тире в данном тексте. Сопоставьте правила их употребления.
10. Выпишите 10—15 слов с проверяемыми гласными в корне, наиболее трудных для написания, запишите проверочные слова.
11. Выпишите слова с безударными чередующимися гласными в корне, рядом запишите слова, подтверждающие чередование. Устно объясните трудные написания.
Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятным сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим язы́кам, нежели к своему трудов прилагали. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским язы́ком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому язы́ку был искусен; то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие Ишпанского, живость Французского, крепость Немецкого, нежность Италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского язы́ка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в Российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском язы́ке. Тончайшия философския воображения и рассуждения, многоразличныя естественныя свойства и перемены, бывающия в сем видимом строении мира, и в человеческих обращениях имеют у нас пристойныя и вещь выражающия речи. И ежели чего точно изобразить не можем; не язы́ку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем. (М. В. Ломоносов. Российская грамматика. 1755 г.)
1. Коротко, сжато передайте содержание этого текста.
2. Перескажите текст, цитируя его (цитаты должны содержать наиболее яркую форму основных мыслей).
3. Какие выражения в этом тексте вы считаете наиболее сильными и емкими? Выпишите их. Выберите в них два-три слова, особо понравившиеся вам, разберите их по составу и орфографически.
4. Выпишите из текста слова с корнями исконно русскими (обозначьте их), с признаками старославянизмов в разных частых слова, с корнями иноязычного происхождения. Определите происхождение служебных слов. Установите соотношение исконно русских слов (включая и служебные слова), слов со старославянскими элементами и слов с заимствованными корнями. Сделайте вывод.
5. В тексте упоминаются Цицерон, Вергилий и Овидий. Какие из этих имен и где вы уже встречали? Что вы о них знаете? Подготовьте краткую информацию о них.
6. Найдите устаревшие слова и дайте их толкование.
7. Проанализируйте порядок слов, словосочетаний и частей предложения во всех предложениях текста, отметьте все случаи несоответствия современной норме. Попытайтесь в четырех-пяти примерах изменить порядок слов, сделайте его более современным. Как это влияет на особенности стиля речи.
8. Проанализируйте окончания прилагательных и сделайте выводы.
9. Какие знаки препинания вы расставили бы по-другому?
10. Каково назначение точки с запятой в этом тексте?
11. Каково назначение заглавной буквы? В чем ее смысл? Чем диктовалось ее использование?
12. Найдите все расхождения с современной нормой правописания. Какие из них отражают исторический этап в развитии русского письма, а какие вы отнесли бы к ошибкам наборщиков?
В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.
Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».
Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы — особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.
Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.
На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.
Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. 1996 г.)
1. Составьте план текста.
2. Запишите основной его тезис и конспективно (коротко) те положения, которые развивают и аргументируют мысль, высказанную в основном тезисе.
3. Передайте устно содержание текста, отвечая на следующие вопросы:
В каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие?
Какие «внешние воздействия» влияют на происходящие в настоящее время изменения в русском языке?
Какие изменения в русском языке происходят сейчас наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?
Прочитайте внимательно первое предложение четвертого абзаца и ответьте на вопрос: что считается более устойчивым в языке — синтаксис или морфология?
Какие изменения в русском языке (судя по приведенному тексту) происходят под действием «внешних» стимулов, а какие напрямую не связаны с «внешними воздействиями», зависят в основном от внутренних объективных законов языкового развития?
4. Разъясните все три функции языка, выраженные в последнем предложении третьего абзаца.
5. Произведите пунктуационный разбор всех предложений четвертого абзаца.
6. Расскажите о правописании тех суффиксов разных частей речи, которые можно проиллюстрировать примерами из данного текста.
Мы видели, что во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на восток он начал поворачивать на запад, поворот, который должен был необходимо вести к страшному перевороту, болезненному перелому в жизни народной, в существе народа, ибо здесь было сближение с народами цивилизованными, у которых надобно было учиться, которым надобно было подражать. Вопрос о том, могло ли сближение с европейскими народами и восприятие их цивилизации совершиться в России спокойно, постепенно, без увлечений, решается легко при внимательном наблюдении общих законов исторических явлений. Когда мы говорим о просвещении, о цивилизации, то разумеем громадную силу, которая бесконечно поднимает народ, ею обладающий, над народом, у которого ее нет: как же теперь с понятием о слабости соединить понятие силы? Как предположить, что широта и ясность взгляда, сдержанность, самостоятельность, плоды цивилизации давней и крепкой должны быть достоянием народа нецивилизованного? С другой стороны, в жизни народов мы замечаем известные периоды, в которые они проводят известное начало, живут им, подчиняются ему вполне; наступает другое время, на очереди становится новое начало, и народ предается ему; новое начало начинает господствовать за счет старого, обнаруживается обыкновенно сильная вражда к последнему, отрицание того, что было при его господстве, дурные отзывы о времени этого господства; народы в этом отношении не любят, не могут работать двум господам: если одного возлюбят, другого непременно возненавидят. Здесь возможна только злая борьба между двумя началами, старым и новым, борьба, необходимо раздражающая, ведущая к увлечению, к крайности (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. В 29 томах. 1851—1879 гг.)
1. Как вы думаете, вступлением к главам о каком государственном деятеле является приведенный текст? Подтвердите это анализом текста, отдельных оборотов в нем, историческими фактами.
2. Изложите основные мысли автора.
3. Объясните свое понимание четвертого предложения «Как предположить…».
4. Найдите обороты речи, которые кажутся сейчас несовременными. Как бы вы, пользуясь языковыми нормами наших дней, построили эти обороты?
5. Выпишите слова и словосочетания, характерные для исторической литературы.
6. К какому стилю вы отнесете этот текст? Почему?
7. Прокомментируйте употребление двоеточия и точки с запятой в этом тексте.
8. Составьте схему первого предложения.
9. Расскажите о правописании приставок на примерах из текстa.
Благотворительность — вот слово с очень спорным смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него ваша помощь. При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая благотворительность, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по минованию нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния.
Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины. (В. О. Ключевский: Добрые люди Древней Руси. 1892 г.)
1. Определите стиль, укажите его признаки.
2. Проанализируйте общественно-политическую лексику: выпишите и сгруппируйте ее, дайте название каждой группе, используя родовое (более общее) слово-понятие.
3. Разъясните значения употребленных в тексте слов: правительство, земство, общество.
4. Предпоследнее предложение изложите в соответствии с современной языковой нормой.
5. Запятая, как известно, используется для разделения или выделения элементов предложения. Найдите в тексте и охарактеризуйте все случаи использования запятой для выделения.
6. С какими знаками препинания вы не согласны?
7. Выделите морфемы в словах: несчастным, непосредственно, страдающий, размышлять, правительственных, благотворительности, деморализующем, общественной, злоупотреблений, побуждением. Какие разновидности орфограмм имеются в этих словах?
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».
34 часа.
дата |
№ урока |
Тема, основное содержание |
Домашнее задание |
|
|
Общие сведения о языке (7часов). |
|
|
1. |
Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества. Основное предназначение языка. Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражении культуры в языке. Работа с отрывком из речи И.И.Срезневского: устное изложение содержания текста, толкование отдельных слов, словосочетаний и текста в целом, комментирование знаков препинания. |
Упр. 269 (1 ч.) *[1];
Повтор. § 18,19.**[2] |
|
2. |
«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский) Работа с текстом К.Д.Ушинского на основе заданий, предложенных в учебнике. |
Упр.269 (2 ч.)*; зад.3-5 выучить словарные слова в упр.81**; §20**. |
|
3. |
Язык и история народа. Организация самостоятельной работы учащихся с фрагментами статьи В.В.Лопатина и И.С.Улуханова из энциклопедии «Русский язык»: составление плана и тезисов, подготовка сообщения на их основе. |
Упр.267 (з.1-3)*; выучить словарные слова в упр.82**; §21**. |
|
4. |
Три периода в истории русского языка Устные сообщения о трех периодах в истории русского языка, выполнение заданий в учебнике по тексту Лопатина и Улуханова. Письмо под диктовку, выявление пробелов в орфографических и пунктуационных навыках учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся по устранению пробелов в навыках правописания (с учетом ошибок, допускаемых и в письменной работе по литературе). |
Упр.113*,выучить словарные слова в упр.102**; §21**, составить словарный диктант на тему «Правописание пре- - при-» 30-40 слов. |