- Доброе утро, ребята. Садитесь.
- Проверьте готовность к уроку.
- Откройте тетради, запишите число, "Классная работа", и тему "Словосочетание. Виды синтаксических связей".
- Для начала вспомним, что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи)
- По каким законам происходит соединение слов в словосочетании? (По законам подчинения. В нем различают главное слово и зависимое)
- Хорошо. Обратите внимание на доску. Всё ли здесь является словосочетанием?
Уехал учиться
Тормозить движение
Ранняя весна
Очень хорошо
Возле сада
Дети и взрослые
Дождь идёт
(Нет, возле сада - это сочетание предлога и существительного, дети и взрослые - это однородные члены, а дождь идёт - это грамматическая основа все три сочетания не могут являться словосочетанием)
- Молодцы. Определите в каждом словосочетании главное слово. (В 1 - уехал, во 2 - тормозить, в 3 - весна, в 4 - хорошо)
- А теперь определите виды словосочетания. От чего зависит вид словосочетания?
(Именные - глав. слово - сущ. Наречные - глав. слово - наречие. Глагольные - глав. слово - глагол. Уехал учиться - глагольное, тормозить движение - глагольное, ранняя весна - именное, очень хорошо - наречное)
- Молодцы. Мы вспомнили, что такое словосочетание и его виды. Теперь выполните задание.
- У каждого на парте лежит листок с текстом. Прочитайте текст и выпишите из него словосочетания. Главное слово обозначьте крестиком.
На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Любуюсь хорошей погодой, дышу свежим воздухом. (Выписали)
- Определите вид связи словосочетаний, выписанных вами.
(На опушке рощи - упр., осенней рощи - согл., отыскиваю на опушке - упр., отыскиваю кучу - упр., большую кучу - согл., кучу листьев - упр., сухих листьев - согл., набиваю мешок - упр., полный мешок - согл., отправляюсь назад - прим., отправляюсь домой - прим., любуюсь погодой- упр., хорошей погодой - согл., дышу воздухом - упр., свежим воздухом - согл.)
- Сейчас проведем распределительный диктант. Начертите три колонки.
- Я буду диктовать вам словосочетания, а вы будите их записывать, распределяя по 3 колонкам.
Сходить за багажом, ночёвка в лесу, совершить прыжок, рисовать карандашом, стало свежо, говорил увлеченно, упасть навзничь, мамино платье, золочёное кольцо, новое шоссе, громкий шорох, шорох деревьев.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
Мамино платье Золоченое кольцо Новое шоссе Громкий шорох |
Сходить за багажом Шорох деревьев Ночевка в лесу Совершить прыжок Рисовать карандашом |
Стало свежо Говорил увлеченно Упасть навзничь
|
- Выполним последнее задание. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы - зависимое слово.
- Определите вид словосочетания и виды связи. (Горный ветер - именное, согл.; осуждать человека - глагольное, упр. и т.д.)
- Поведем итог урока.
- Дайте определение словосочетания. Назовите виды словосочетаний. (ответы учащихся)
- По какому принципу они разделяются?
- Назовите виды связи словосочетания.
Домашнее задание
- Выполнить упражнение в тетради. (задание раздаю на листе)
- Вам нужно заполнить таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы.
- Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.