Цели урока:
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа со схемами, различные виды опроса.
Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Оргмомент
- Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем работать по разделу "Пунктуация в простом предложении". Тему урока озвучим чуть позже. Начнем наше занятие с небольшой орфографической разминки.
Орфографическая разминка
(необходимо вставить и объяснить орфограммы)
пред…нфарктный – пост…нфарктный
под…есаул – под…ячий
обм…кнуть – пром…чить
масл…ный блин – масл…ный радиатор
мороже…ое мясо - свежемороже…ое мясо
фланел…вый – заботл…вый
Определим тему. Сравните представленный материал и способы постановки знаков препинания.
Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I и I~~~~~I, … ] (вывод: однородные определения, выраженные причастными оборотами, обособление на границах)
Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца шмелей можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I, и I~~~~~I х … ]. (вывод: определения относятся к разным определяющим словам)
- Исходя из анализа предложений, сформулируйте тему урока. (Случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами)
- Теперь выясним, все ли случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами, мы знаем, для этого проанализируем еще два предложения:
Увлеченный сюжетом книги он не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I , x (личн. мест.) … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и относящееся к личному мест., обособляется с обеих сторон)
- Заменим в этом же предложении определяемое местоимение ОН на имя САША. Изменится ли в связи с этим пунктуация в предложении?
Увлеченный сюжетом книги Саша не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I (обст. зн.) , x … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и имеющее обстоятельственное значение, обособляется с обеих сторон)
Напуганный выстрелами охотников стараясь оторваться от погони волк побежал к озеру.
[ … , I~~~~~ I, …………. х … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и отделенное от определяемого слова другими членами предложения, обособляется с обеих сторон)
Работа со схемами
- Обобщим изученные способы обособления определений, выраженных причастными оборотами.
Обратимся к схемам:
Творческое задание
- Составьте собственное предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, по одной из представленных схем.
Работа в парах с языковым материалом
- Подберите к отмеченным схемам по одному соответствующему предложению, верно расставляя знаки препинания.
Раздаточный материал:
|
Ключ самопроверки:
1 схема = 3 предложение
2 схема = 5 предложение
3 схема = 2 предложение
4 схема = 6 предложение
5 схема = 1 предложение
Самостоятельная работа.
- Опираясь на изученный материал, расставьте верно знаки препинания, выписывая в ответ только цифры.
Ключ для проверки:
1 - 4
2 – 1,2
3 – 1,3
4 – 1
5 – 2
Итог урока. Рефлексия
- Какой материал для вас оказался новым на уроке?
- Что было сложно?
Домашнее задание
Из текста романа "Тихий Дон" подобрать примеры предложений к изученным способам обособления причастных оборотов.