Конспект урока на тему: "Трудные случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами"

Цели урока:

  • Повторить и обобщить теоретические сведения по теме "Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами", создать условия для подготовки к ЕГЭ.
  • Закрепить пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных определений в письменной речи, совершенствовать умения грамотно выстраивать предложения с причастными оборотами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа со схемами, различные виды опроса.

Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем работать по разделу "Пунктуация в простом предложении". Тему урока озвучим чуть позже. Начнем наше занятие с небольшой орфографической разминки.

Орфографическая разминка
(необходимо вставить и объяснить орфограммы)
пред…нфарктный – пост…нфарктный
под…есаул – под…ячий

обм…кнуть – пром…чить
масл…ный блин – масл…ный радиатор
мороже…ое мясо - свежемороже…ое мясо
фланел…вый – заботл…вый

Определим тему. Сравните представленный материал и способы постановки знаков препинания.
Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I и I~~~~~I, … ] (вывод: однородные определения, выраженные причастными оборотами, обособление на границах)

Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца шмелей можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I, и I~~~~~I х … ]. (вывод: определения относятся к разным определяющим словам)
- Исходя из анализа предложений, сформулируйте тему урока. (Случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами)

- Теперь выясним, все ли случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами, мы знаем, для этого проанализируем еще два предложения:

Увлеченный сюжетом книги он не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I , x (личн. мест.) … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и относящееся к личному мест., обособляется с обеих сторон)
- Заменим в этом же предложении определяемое местоимение ОН на имя САША. Изменится ли в связи с этим пунктуация в предложении?

Увлеченный сюжетом книги Саша не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I (обст. зн.) , x … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и имеющее обстоятельственное значение, обособляется с обеих сторон)

Напуганный выстрелами охотников стараясь оторваться от погони волк побежал к озеру.
[ … , I~~~~~ I, …………. х … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и отделенное от определяемого слова другими членами предложения, обособляется с обеих сторон)

Работа со схемами
- Обобщим изученные способы обособления определений, выраженных причастными оборотами.
Обратимся к схемам:

  1. [ … х, I~~~~~ I и I~~~~~I, … ]. (однор. определения, выраженные прич. об.)
  2. [ … х, I~~~~~ I, и I~~~~~I х … ]. (определения, относящиеся к разным определяемым словам)
  3. [ …I~~~~~ I , x (личн. мест.) … ]. (определение, относящееся к личному мест.)
  4. [ …I~~~~~ I (обст. зн.) , x … ]. (определение, имеющее обстоятельственное значение)
  5. [ … ,I~~~~~ I, …………. х … ]. (определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения)

Творческое задание
- Составьте собственное предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, по одной из представленных схем.

Работа в парах с языковым материалом

- Подберите к отмеченным схемам по одному соответствующему предложению, верно расставляя знаки препинания.
Раздаточный материал:

  1. В конце января (1) овеянные первой оттепелью (2) хорошо пахнут (3) вишнёвые сады.
  2. Уставший (1) от волнения (2) я крепко заснул на полатях.
  3. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
  4. Наклонившаяся к земле (1) трава (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождем (4) стволов деревьев.
  5. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.
  6. Затянутая дымкой (1) пыли (2)  степь (3) плохо просматривается вдаль.
  7. Туча (1) нависшая над высокими вершинами (2) тополей (3) уже сыпала моросящим дождиком.


Ключ самопроверки:
1 схема = 3 предложение
2 схема = 5 предложение
3 схема = 2 предложение
4 схема = 6 предложение
5 схема = 1 предложение

Самостоятельная работа.
- Опираясь на изученный материал, расставьте верно знаки препинания, выписывая в ответ только цифры.

  1. Над еще не улегшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звездами.
  2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремленными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
  3. И снова (1) отсеченная от танков (2) огнем (3) залегла на голом склоне пехота…
  4. Пораженная новостью (1) мать (2) медленно опустилась на стул.
  5. Расстроившаяся (1) из-за сына (2) она (3) никак не могла взять себя в руки.

Ключ для проверки:
1 - 4
2 – 1,2
3 – 1,3
4 – 1
5 – 2

Итог урока. Рефлексия
- Какой материал для вас оказался новым на уроке?
- Что было сложно?

Домашнее задание
Из текста романа "Тихий Дон" подобрать примеры предложений к изученным способам обособления причастных оборотов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!