Урок – повторение орфоэпии, орфографии лексики и синтаксиса

Цель урока:

- обобщить и систематизировать изученный материал по различным разделам русского языка, ликвидировать пробелы в знаниях;
- развивать учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь);
- воспитывать интерес к родному языку, содействовать воспитанию сотрудничества.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, рада видеть вас бодрыми, отдохнувшими! С новыми силами приступим к работе. Несколько уроков мы посвятим повторению изученного материала. Тема нашего урока: Повторение орфоэпии, орфографии лексики и синтаксиса.

Повторение орфоэпии, орфографии лексики и синтаксисаПовторение орфоэпии, орфографии лексики и синтаксиса

- Начнем урок с устной орфоэпической разминки. По цепочке произносим написанные на доске слова с правильной постановкой ударения (в задание включены слова ранее не изученные, встретившись с неизвестными словами, дети записывают их в тетрадь для домашнего заучивания).

Орфоэпическая разминка

Торты, сливовый, мизерный, позвонишь, банты, начали, кухонный, жалюзи, газопровод, апостроф, обеспечение, осведомишься, вероисповедание, духовник, некролог, ходатайство, договор, асимметрия, упрочение, иконописец, сосредоточение, танцовщик, принята, аристократия, скаредный, намерение, столяр, шарфы, баловать, квартал, издавна, завидно, средства, километр, щавель, аэропорты, лубочный, каталог, откупорить.

Орфограммы в корне. Работа в парах

- Составьте словарный диктант из 15 слов с орфограммой в корне: проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередующаяся гласная в корне. Диктанты оформляем на отдельные листочки, на месте орфограммы ставим точки, затем обмениваемся работами, вставляем пропущенные буквы.

- Теперь работаем в тетрадях. Нужно распределить слова в два столбика: 1) орфограмма в приставке и 2) орфограмма в суффиксе, графически объяснить правописание.

Орфограммы в суффиксах и приставках

Президент, каракулевый, межинститутский, приукрашивать, лелеявший, надписать, милостивый, сбить, устраивать, догадливость, призадуматься, подразумевающий, предыюньский, обсыпать, насмешливый, бесшумный, дезинфекция, эмалевый, накрахмаливший, запечатлевать, дискомфорт, сеявший, приклеить, недосмотреть, сидевший, выздороветь, приморский, обыграть, чересчур.

Взаимопроверка (ключ на доске).

Умение выделять морфемы в слове

Понимать их значение необходимо для решения задания 5 ЕГЭ, употребление паронимов.

Объясним пары слов:

  • Артистический – артистичный
  • Гармонический – гармоничный
  • Информативный – информационный
  • Представительный – представительский
  • Сценический - сценичный

Составьте с данными словами сложные предложения

Зачитываем 5-6 предложений, записываем одно (наиболее интересное), выполняем полный синтаксический разбор.

Диктант с продолжением

Записать под диктовку отрывок из текста Д. С. Лихачева. Продолжить размышление и высказать свое мнение о том, как нужно относиться к родному языку.

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(Д. С. Лихачев)

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение на тему текста Д. С. Лихачева.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!