Конспект урока: Языковая норма. Отработка практических навыков по теме. 11 класс

Конспект урока сопровождается презентацией.

Цели: обобщение и закрепление материала по теме «Языковая норма»

Задачи: закрепить понятие языковая норма;

- уметь различать грамматические ошибки;

- владеть орфоэпическими нормами языка;

- формировать навыки использования нормированной речи;

- разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1, А3).

Оборудование: интерактивная доска;

- компьютер;

- проектор;

- обучающие программы и тренажеры;

- раздаточный материал;

- оценочный лист.

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя по теме урока с целевой установкой (слайд 1).

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Какие языковые нормы вы знаете? (ответы учеников)

Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах. (слайд 2).

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами  русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими. Сегодня мы с вами проведем урок-зачет по заданиям ЕГЭ, связанным с фонетической, морфологической и синтаксической нормами. У каждого из вас на партах лежит оценочный лист, в который вы после выполнения каждой работы будете вписывать заработанные баллы. Сумма баллов за весь урок будет соответствовать полученной вами оценке за зачет. Итак, приступаем.

2.  Орфоэпические нормы (слайд 3).

Произнеси правильно. По цепочке произносят слова на слайде (слайд 4).

Работа по карточкам №1.  Весь класс выполняет задания: расставить ударения в  словах.

Индивидуальная работа с электронным тренажером по орфоэпии (тренажер отдельно на ИД).

Проверка результатов работы по карточкам, заполнение  оценочного листа.

Тестовые задания с проверкой (слайд) – заполнение  оценочного листа.

3. Морфологические нормы(слайд):

 Поставить существительные в именительный падеж множественного числа (все в тетради выполняют, один ученик на  ИД вписывает только окончания, объясняя наличие вариантов). Проверка,  заполнение  оценочного листа.

Работа по карточкам №2 в тетради. Вставить окончания в слова.

Вкусные хлеб..., колосистые хлеб...,  много солен..., копчен...,  много брел... (от брелок), десять лист.. бумаги, много желтых  лист... на деревьях, поздравительные адрес..., без погон..., десять гектар... земли, пять кочан... капусты, пять ампер..., бочки без днов или доньев, без джинс..., нет граб.... (от грабли), учител... в школе, учител... человечества.

Правильный вариант: вкусные хлебы, колосистые хлеба, много солений, копчений, много брелоков, десять листов бумаги, много желтых листьев на деревьях, поздравительные адресы, без погон, десять гектаров земли, пять кочанов капусты, пять ампер, бочки без доньев, без джинсов, нет грабель, учителя в школе, учители человечества.

Индивидуальная работа на ИД  по программе «Учимся говорить правильно» (с.130 упр. 34 Д8).

Проверка выполнения работы по карточкам, заполнение  оценочного листа.

Индивидуальная работа на ИД с программой «Фраза» (Подготовка к экзаменам, № 557). Оценка выставляется в режиме программы.

Выборочный диктант (записать словосочетания без нарушения формообразования).

Пара носков, в двухтысячно восьмом году,  трое солдатов, двадцатью годами раньше, легче всего, менее способный, с обоими подружками, свыше восьмисот семидесяти семи, красивая тюль, более ближе, пара чулок, вкуснейшие торта, жгем костры, солнечное Сочи, новейшие плейеры, бегите быстрее, ложите на место, кладите сюда, 5 килограммов баклажанов.

Правильный ответ: Пара носков,  двадцатью годами раньше, легче всего, менее способный, свыше восьмисот семидесяти семи, пара чулок, новейшие плейеры, бегите быстрее, кладите сюда, 5 килограммов баклажанов.

Устная проверка, заполнение  оценочного листа.

Устно просклонять числительное 746, оба ученика, полтора дня (слова записаны на меловой доске).

Индивидуальная работа на ИД: редактирование предложений.

На меловой доске работа по карточке: Перепишите, раскрывая скобки. Пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки); много (дела, места, яблоки, баклажаны); килограмм  (апельсины, мандарины, помидоры, томаты )

 

Скачать полную версию