Цели и задачи:
УМК: Русский язык. 10-11 классы. авт.: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М.: "Русское слово", 2010)
Планируемые результаты:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на учебном занятии.
- Открываем тетради, записываем дату. А тему урока мы запишем позже.
- Сегодня мы начнем учебное занятие с игры "Кто больше?".
- Как в нее играть? Попробуйте образовать с помощью приставок несколько новых глаголов от глагола "ходить", запишем их в тетрадь, работаем индивидуально. (Засекается время 2 минуты)
- Сколько у вас получилось? 10? А у меня получилось 16 слов.
- А как вы думаете, сколько вообще приставок в русском языке? (ответы учащихся)
- А вот лингвист Александр Николаевич Зайцев набрал целых 120 приставок! Но в школьной программе изучают около 30 приставок с их вариантами.
- Давайте вспомним, на какие три группы делятся все приставки.
- Внимание на экран. (демонстрация слайда с приставками русского языка)
1. Неизменяемые приставки.
2. Изменяемые приставки. (на -з, -с )
3. Приставки, написание которых зависит от значения, смысла.
за-, во-, от-, до-, на-, по-,
о-, под-, над-, с-,
рас-/раз-, ис-/из-, вос/воз, пре-, при-.
Учитель: Приведите примеры приставок для каждой группы.
- Подчиняются ли приставки первой группы какому-либо правилу? (Нет, их нужно запомнить)
- А от чего зависит правописание приставок второй группы? (От соседней с приставкой согласной: если она звонкая – пишется з, если глухая – с. Но нужно помнить, что приставка с- бывает, а приставки з- не существует)
- А теперь проверим ваши знания на практике. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в следующих словах и запишите их в тетрадь.
Бе…брежный, п…садить, во…ход, и…жарить, н..пилить, чре…мерный, ..делать, о…дать, на..строить, п..р..слать, по…стаканник, ни…вергнуть.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работы, сверьте со словами на экране. Максимальный балл - 6.
- Слова каких частей речи нам встретились? (Глаголы, прилагательные, существительные)
- А у каких частей речи не бывает приставок? (у служебных)
- Давайте подведем итог этой части урока. Оцените свои теоретические знания и практические умения.
- Молодцы! Мне нравится, как вы сегодня работаете.
А сейчас мы переходим к основной части нашего учебного занятия, наиболее сложной. Внимание на экран.
Не прИвыкайте к чудесам, -
Дивитесь им, дивитесь.
Не прИвыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
ПрИглядывайтесь к облакам,
ПрИсматривайтесь к птицам,
ПрИкладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится! (В. Шефнер)
Учитель: Я предлагаю вам прочитать чудесные поэтические строчки на экране и выписать из этого текста ключевые слова. В тексте скрывается моя подсказка. (Обучающиеся выписывают в тетрадь слова: не прИвыкайте, прИглядывайтесь, прИсматривайтесь, прИкладывайтесь)
- Вот сегодня на учебном занятии мы и будем с вами прислушиваться, присматриваться, приглядываться, чтобы вспомнить, систематизировать свои знания и открыть для себя нечто новое.
- Для начала скажите, в какой части слова данного текста я выделила орфограммы и какие? (в приставке, орфограмма – гласная в приставке при)
- Я прошу вас сформулировать тему сегодняшнего учебного занятия.
- Записываем тему урока "Правописание приставок пре- и при- ".
- Если мы говорим об орфограммах в приставках пре и при, то попытайтесь сформулировать и цель нашего сегодняшнего учебного занятия. (Научиться делать правильный выбор орфограмм в словах с приставками пре и при)
- Ребята, ответьте мне на вопрос: Приставки пре- и при- это одна и та же приставка, в которой происходит чередование букв -е и -и, или это разные приставки? (Разные, так как у них разные значения)
- Посмотрим, как вы хорошо разбираетесь в этих значениях.
1 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, по образцу – работают с материалом параграфа учебника.
После работы с учебником каждый рассказывает всем в группе правило правописания приставок пре и при с примерами. Оценка выставляется в оценочный лист. Максимальный балл - 4.
2 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на повышенном уровне. Работая с материалом параграфа учебника, составьте кластер к теме "Правописание приставок пре и при".
Кластер - основные единицы текста (ключевые слова, понятия), представленные графически
График выполняется группой на доске.
3 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на творческом уровне. Выборочное списывание. (переносится на вторую половину доски)
Выпишите только те слова, значение приставки которых объяснено верно.
- Сделайте морфемный разбор этих слов. (у доски 1 ученик разбирает слово предельный – делается вывод, что в этом слове нет приставки пре, а корень –предель-)
- А значение слова "превозносящий" вы можете посмотреть в словарике в конце учебника. Что значит это слово? (от глаг. превозносить – "слишком расхваливать")
Проверка выполненных заданий
2 группа представляет кластер на доске и формулирует правило. Оценку дает 1 группа сформулированному правилу и составленному кластеру.
Весь класс кластер переносит в тетрадь. Максимальный балл за работу в группе - 4.
3 группа: один обучающийся представляет выписанные слова на доске. Второй - морфемный разбор слов. Максимальный балл за работу в группе - 4.
Учитель: Замените словосочетания, представленные на экране, одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- и запишите их в тетрадь.
Расположенный у берега, задуматься на некоторое время, участок около школы, слегка задеть что-либо, вызывающий восхищение, красивый, немного открыть окно, расположенный у дороги, спуститься с неба на землю, очень длинный.
А теперь проверьте себя, сверив свою работу с образцом на экране и оцените свою работу согласно критериям. (5 баллов - 0 ошибок; 4 балла - 1-2 ошибки; 3 балла - 3-4 ошибки; 2 балла - более 4 ошибок)
- Итак, вы назвали три основных значения приставки при-, которые даны у нас в учебнике – приближение, присоединение, неполнота действия. Но некоторые ученые выделяют еще парочку значений.
- Что вы скажете о таких словах, как "придумать", "прикончить", "приручить"?
- Их можно объединить значением "завершенность действия". А слова "приберечь", "припрятать", "присвоить" можно объединить значением "совершение действия в собственных интересах"
- Давайте запишем эти слова в тетрадь.
- Но всегда ли, ребята, мы можем с точностью определить значение приставок пре- и при-? (Нет, не всегда)
- Есть слова, в которых эти приставки утратили свое значение. Поэтому, что мы должны делать с этими словами? (Учить наизусть, либо посмотреть их правильное написание в словаре)
- А в каких источниках информации мы можем найти правильное написание слова? (интернет – википедия, яндекс словари, портал грамота.ру, словари- орфографические, орфоэпические, толковые)
- Есть еще один замечательный словарик Ушакова О.Л. Как писать? Пре или при? (Словарик школьника. СПБ.: "Литера", 2007. – 64 с.)
- Посмотрим, насколько хорошо вы знаете словарные слова?
Учитель: Я говорю слово или сочетание слов, а вы должны заменить их, используя словарные слова на пре-/при-.
- Молодцы! Оцените себя.
- И последний пункт, о котором мне хотелось бы поговорить с вами – это слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
- Например, призреть – презреть. (таблица омофонов с пре-, при-)
- Как называются такие слова? (омофоны)
- Для правильного написания этих слов нужно четко понимать разницу в их значениях.
Слова-омофоны с приставками ПРИ- и ПРЕ- |
|
ПРИ- |
ПРЕ- |
Прибывать к станции (приближаться) |
Пребывать в городе (там находиться) |
Призирать сироту, больного (ухаживать, заботиться) |
Презирать врага (ненавидеть) |
Притворить дверь (неполное действие) |
Претворить мечту в жизнь (перенести в реальность) |
Приклонить ветку (неполное действие) |
Преклоняться перед талантом, преклонный возраст (уважать) |
Придел к храму (присоединить, добавить) |
Предел терпения (наивысшая степень) |
Придать яркость изображению (добавить) |
Предать друга (передать в руки врага) |
Привратник королевства (вблизи ворот) |
Превратности судьбы (переменчивость) |
Приходящий гость (приближение) |
Преходящее явление (переменчивое, непостоянное) |
Припереть к стенке (присоединить) |
Препираться из-за мелочей (переговариваться) |
Приемник радиоволн, восприимчивый к болезни (принимает) |
Преемник великого учёного (последователь), преемственность |
Приткнуться некуда (остановиться) |
Камень преткновения (перегораживает дорогу) |
Приданое невесты (дать, добавить) |
Старинное предание (передаётся из поколения в поколение) |
Приступить к работе (начать) |
Преступить закон (переступить), преступник. |
Учитель: А мы продолжаем работу в группах. Вас ждут очень интересные задания.
1 группа
Вам предстоит вспомнить прекрасные пушкинские сказки, которые читали, наверное, вам в детстве, или читали вы уже своим детям.
Задание: вспомнить нужное слово, правильно написать приставку при или пре, объяснить ее правописание и, конечно, назвать сказку. Работаем в карточке. (Выдается карточка с текстом на группу)
1. Здравствуй, князь ты мой ...,
Что ты тих, как день ненастный?
2. Пушки с пристани палят
Кораблю ... велят.
3. Им она не ...,
Не перечат ей они.
4. Только поп один балду не любит.
Никогда его не ... .
5. И подмигивать глазами,
И … щелкивать перстами.
6. Раз он в море закинул невод
... невод с травою морскою.
2 группа
Задание: отправьте слова к своей приставке, распределив их на два столбика, объясните правописание. Выберите трудные слова для записи в тетради классу. Пользуйтесь по мере надобности словарем, кластером. (Выдается карточка со словами на группу)
Пр…великий, пр…вычка, пр…града, пр…ломить, пр…летел, пр…забавный, пр…школьный, пр…стиж, пр…плыть, пр…ключение, пр…зидент, пр…мьера, пр…остановить.
3 группа
Задание группе: используя данные фразеологизмы, составьте маленький рассказ из 5-6 предложений. (Выдается карточка со словосочетаниями на группу)
Меры пр…сечения, власть пр…высить, пр…дать забвению, пр…творить в жизнь, пр…вратности судьбы, пр…стал как банный лист, пр…брать к рукам, пр…гвоздить к позорному столбу, пр…держать язык, пр…давить к ногтю, пр…жать хвост, пр…открыть завесу.
- Составляя рассказ, пользуйтесь фразеологическим словарем. Работаем в карточке, на обороте записываем рассказ.
Проверка выполненных заданий.
1 группа
Обучающиеся читают восстановленные пушкинские строчки. Класс записывает только слова с приставками при и пре. Затем на экране появляются строки с вставленными пропущенными орфограммами.
2 группа представляет выполненную работу и предлагает для записи классу трудные слова: привычка, преграда, престиж, приключение, президент, премьера, приостановить. (Один обучающийся записывает слова на доске)
3 группа дает определение, что такое фразеологизм, представляет составленный рассказ. Класс записывает в тетради фразеологизмы, объясняет их значение и
написание той или иной приставки. Оценивает работу группы класс.
Учитель: Все группы сегодня поработали хорошо. А сейчас итоговые задания всему классу. Внимание на экран.
1 задание. В тетрадь записываем только номер вопроса и орфограмму. Работаем по вариантам индивидуально.
1 вариант |
2 вариант |
1. пр…клеить |
1. пр…мудрый |
2. пр…скверный |
2. пр…школьный |
3. пр…коснуться |
3. пр…рвать |
4. пр…горело |
4. пр…бежать |
5. пр…обрести |
5. пр…вертеть |
6. пр…дать форму |
6. пр…бывать в столицу |
7. пр…дать друга |
7. пр…бывал в столице |
8. пр…вокзальный |
8. пр…добрый |
9. пр…кратить |
9. пр…тронуться |
10. пр…плыть |
10. пр…задуматься |
Проверь себя. Максимальный балл - 10
2 задание "Четвертое лишнее"
Из каждого ряда выпишите в тетрадь лишнее слово.
Максимальный балл - 4.
3 задание. В тетради записываем только номер ряда и значение приставки, работаем индивидуально.
Примеры |
Значение приставки |
1. ПРИбежать, ПРИплыть, ПРИехать |
|
2. ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить |
|
3. ПРИморский, ПРИшкольный, ПРИбрежный |
|
4. ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь |
|
5. ПРЕлестный, ПРЕмудрый, ПРЕогромный |
|
6. ПРЕрвать, ПРЕодолеть, ПРЕступать |
|
Максимальный балл - 6.
- Давайте подведем итог нашего урока. (На экране высвечивается оценочный лист, обучающиеся подсчитывают результаты, выводят оценку и сдают оценочный лист с тетрадями)
Учитель: А сейчас, ребята, я хотела бы услышать вашу оценку нашего занятия.
- Если оно было полезным для вас, если вы узнали что-то новое, интересное, если оно помогло вам хоть немного узнать себя, поднимите большой палец вашей руки вверх; если – нет, вниз.
- Я благодарю вас за работу. Сегодня меня не преследовали превратности судьбы, не встретилось мне и камня преткновения.
- Я в прекрасном настроении и получила пребольшое удовольствие. До свидания!