План-конспект урока русского языка в 11 классе "Правописание приставок пре- и при-"

Цели и задачи:

  • совершенствовать знания обучающихся о правописании приставок;
  • научиться делать правильный выбор орфограмм в словах с приставками пре и при;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по правописанию приставок.

УМК: Русский язык. 10-11 классы. авт.: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М.: "Русское слово", 2010)

Планируемые результаты:

  • Знать правила написание гласных е, и в приставках пре-, при-.
  • Уметь делать правильный выбор орфограмм в словах с приставками пре и при.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на учебном занятии.
- Открываем тетради, записываем дату. А тему урока мы запишем позже.

Актуализация знаний

- Сегодня мы начнем учебное занятие с игры "Кто больше?".
- Как в нее играть? Попробуйте образовать с помощью приставок несколько новых глаголов от глагола "ходить", запишем их в тетрадь, работаем индивидуально. (Засекается время 2 минуты)

- Сколько у вас получилось? 10? А у меня получилось 16 слов.
- А как вы думаете, сколько вообще приставок в русском языке? (ответы учащихся)
- А вот лингвист Александр Николаевич Зайцев набрал целых 120 приставок! Но в школьной программе изучают около 30 приставок с их вариантами.

- Давайте вспомним, на какие три группы делятся все приставки.
- Внимание на экран. (демонстрация слайда с приставками русского языка)

Приставки русского языка

1. Неизменяемые приставки.

2. Изменяемые приставки. (на -з, -с )

3. Приставки, написание которых зависит от значения, смысла.
за-, во-, от-, до-, на-, по-,
о-, под-, над-, с-,
рас-/раз-, ис-/из-, вос/воз, пре-, при-.

Учитель: Приведите примеры приставок для каждой группы.
- Подчиняются ли приставки первой группы какому-либо правилу? (Нет, их нужно запомнить)
- А от чего зависит правописание приставок второй группы? (От соседней с приставкой согласной: если она звонкая – пишется з, если глухая – с. Но нужно помнить, что приставка с- бывает, а приставки з- не существует)

- А теперь проверим ваши знания на практике. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в следующих словах и запишите их в тетрадь.
Бе…брежный, п…садить, во…ход, и…жарить, н..пилить, чре…мерный, ..делать, о…дать, на..строить, п..р..слать, по…стаканник, ни…вергнуть.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работы, сверьте со словами на экране. Максимальный балл - 6.

- Слова каких частей речи нам встретились? (Глаголы, прилагательные, существительные)
- А у каких частей речи не бывает приставок? (у служебных)
- Давайте подведем итог этой части урока. Оцените свои теоретические знания и практические умения.

- Молодцы! Мне нравится, как вы сегодня работаете.
А сейчас мы переходим к основной части нашего учебного занятия, наиболее сложной. Внимание на экран.

Не прИвыкайте к чудесам, -
Дивитесь им, дивитесь.
Не прИвыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

ПрИглядывайтесь к облакам,
ПрИсматривайтесь к птицам,
ПрИкладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится! (В. Шефнер)

Учитель: Я предлагаю вам прочитать чудесные поэтические строчки на экране и выписать из этого текста ключевые слова. В тексте скрывается моя подсказка. (Обучающиеся выписывают в тетрадь слова: не прИвыкайте, прИглядывайтесь, прИсматривайтесь, прИкладывайтесь)

- Вот сегодня на учебном занятии мы и будем с вами прислушиваться, присматриваться, приглядываться, чтобы вспомнить, систематизировать свои знания и открыть для себя нечто новое.
- Для начала скажите, в какой части слова данного текста я выделила орфограммы и какие? (в приставке, орфограмма – гласная в приставке при)

- Я прошу вас сформулировать тему сегодняшнего учебного занятия.
- Записываем тему урока "Правописание приставок пре- и при- ".

- Если мы говорим об орфограммах в приставках пре и при, то попытайтесь сформулировать и цель нашего сегодняшнего учебного занятия. (Научиться делать правильный выбор орфограмм в словах с приставками пре и при)

- Ребята, ответьте мне на вопрос: Приставки пре- и при- это одна и та же приставка, в которой происходит чередование букв -е и -и, или это разные приставки? (Разные, так как у них разные значения)
- Посмотрим, как вы хорошо разбираетесь в этих значениях.

Работа в группах постоянного состава

1 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, по образцу – работают с материалом параграфа учебника.
После работы с учебником каждый рассказывает всем в группе правило правописания приставок пре и при с примерами. Оценка выставляется в оценочный лист. Максимальный балл - 4.

2 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на повышенном уровне. Работая с материалом параграфа учебника, составьте кластер к теме "Правописание приставок пре и при".

Кластер - основные единицы текста (ключевые слова, понятия), представленные графически

График выполняется группой на доске.

3 группа - обучающиеся, способные усваивать учебный материал на творческом уровне. Выборочное списывание. (переносится на вторую половину доски)
Выпишите только те слова, значение приставки которых объяснено верно.

  • Премилый – очень милый.
  • Презрительный – с очень хорошим зрением.
  • Прекрасный – очень красивый.
  • Предельный – очень дельный..
  • Превозносящий – тот, кто что-то переносит.

- Сделайте морфемный разбор этих слов. (у доски 1 ученик разбирает слово предельный – делается вывод, что в этом слове нет приставки пре, а корень –предель-)
- А значение слова "превозносящий" вы можете посмотреть в словарике в конце учебника. Что значит это слово? (от глаг. превозносить – "слишком расхваливать")
Проверка выполненных заданий

2 группа представляет кластер на доске и формулирует правило. Оценку дает 1 группа сформулированному правилу и составленному кластеру.
Весь класс кластер переносит в тетрадь. Максимальный балл за работу в группе - 4.
3 группа: один обучающийся представляет выписанные слова на доске. Второй - морфемный разбор слов. Максимальный балл за работу в группе - 4.

Фронтальная работа

Учитель: Замените словосочетания, представленные на экране, одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- и запишите их в тетрадь.
Расположенный у берега, задуматься на некоторое время, участок около школы, слегка задеть что-либо, вызывающий восхищение, красивый, немного открыть окно, расположенный у дороги, спуститься с неба на землю, очень длинный.

А теперь проверьте себя, сверив свою работу с образцом на экране и оцените свою работу согласно критериям. (5 баллов - 0 ошибок; 4 балла - 1-2 ошибки; 3 балла - 3-4 ошибки; 2 балла - более 4 ошибок)

- Итак, вы назвали три основных значения приставки при-, которые даны у нас в учебнике – приближение, присоединение, неполнота действия. Но некоторые ученые выделяют еще парочку значений.
- Что вы скажете о таких словах, как "придумать", "прикончить", "приручить"?

- Их можно объединить значением "завершенность действия". А слова "приберечь", "припрятать", "присвоить" можно объединить значением "совершение действия в собственных интересах"
- Давайте запишем эти слова в тетрадь.

- Но всегда ли, ребята, мы можем с точностью определить значение приставок пре- и при-? (Нет, не всегда)
- Есть слова, в которых эти приставки утратили свое значение. Поэтому, что мы должны делать с этими словами? (Учить наизусть, либо посмотреть их правильное написание в словаре)

- А в каких источниках информации мы можем найти правильное написание слова? (интернет – википедия, яндекс словари, портал грамота.ру, словари- орфографические, орфоэпические, толковые)
- Есть еще один замечательный словарик Ушакова О.Л. Как писать? Пре или при? (Словарик школьника. СПБ.: "Литера", 2007. – 64 с.)
- Посмотрим, насколько хорошо вы знаете словарные слова?

Словарный диктант

Учитель: Я говорю слово или сочетание слов, а вы должны заменить их, используя словарные слова на пре-/при-.

  1. Глава государства. (президент)
  2. Подарок. (презент)
  3. Помеха на дороге. (преграда)
  4. Первое представление пьесы, фильма. (премьера)
  5. История, передающаяся из уст в уста. (предание)

- Молодцы! Оцените себя.
- И последний пункт, о котором мне хотелось бы поговорить с вами – это слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
- Например, призреть – презреть. (таблица омофонов с пре-, при-)

- Как называются такие слова? (омофоны)
- Для правильного написания этих слов нужно четко понимать разницу в их значениях.

Слова-омофоны с приставками ПРИ- и ПРЕ-

ПРИ-

ПРЕ-

Прибывать к станции (приближаться)

Пребывать в городе (там находиться)

Призирать сироту, больного (ухаживать, заботиться)

Презирать врага (ненавидеть)

Притворить дверь (неполное действие)

Претворить мечту в жизнь (перенести в реальность)

Приклонить ветку (неполное действие)

Преклоняться перед талантом, преклонный возраст (уважать)

Придел к храму (присоединить, добавить)

Предел терпения (наивысшая степень)

Придать яркость изображению (добавить)

Предать друга (передать в руки врага)

Привратник королевства (вблизи ворот)

Превратности судьбы (переменчивость)

Приходящий гость (приближение)

Преходящее явление (переменчивое, непостоянное)

Припереть к стенке (присоединить)

Препираться из-за мелочей (переговариваться)

Приемник радиоволн, восприимчивый к болезни (принимает)

Преемник великого учёного (последователь), преемственность 

Приткнуться некуда (остановиться)

Камень преткновения (перегораживает дорогу)

Приданое невесты (дать, добавить)

Старинное предание (передаётся из поколения в поколение)

Приступить к работе (начать) 

Преступить закон (переступить), преступник.

Учитель: А мы продолжаем работу в группах. Вас ждут очень интересные задания.

1 группа
Вам предстоит вспомнить прекрасные пушкинские сказки, которые читали, наверное, вам в детстве, или читали вы уже своим детям.
Задание: вспомнить нужное слово, правильно написать приставку при или пре, объяснить ее правописание и, конечно, назвать сказку. Работаем в карточке. (Выдается карточка с текстом на группу)

1. Здравствуй, князь ты мой ...,
Что ты тих, как день ненастный?

2. Пушки с пристани палят
Кораблю ... велят.

3. Им она не ...,
Не перечат ей они.

4. Только поп один балду не любит.
Никогда его не ... .

5. И подмигивать глазами,
И … щелкивать перстами.

6. Раз он в море закинул невод
... невод с травою морскою.

2 группа
Задание: отправьте слова к своей приставке, распределив их на два столбика, объясните правописание. Выберите трудные слова для записи в тетради классу. Пользуйтесь по мере надобности словарем, кластером. (Выдается карточка со словами на группу)
Пр…великий, пр…вычка, пр…града, пр…ломить, пр…летел, пр…забавный, пр…школьный, пр…стиж, пр…плыть, пр…ключение, пр…зидент, пр…мьера, пр…остановить.

3 группа
Задание группе: используя данные фразеологизмы, составьте маленький рассказ из 5-6 предложений. (Выдается карточка со словосочетаниями на группу)

Меры пр…сечения, власть пр…высить, пр…дать забвению, пр…творить в жизнь, пр…вратности судьбы, пр…стал как банный лист, пр…брать к рукам, пр…гвоздить к позорному столбу, пр…держать язык, пр…давить к ногтю, пр…жать хвост, пр…открыть завесу.

- Составляя рассказ, пользуйтесь фразеологическим словарем. Работаем в карточке, на обороте записываем рассказ.

Проверка выполненных заданий.

1 группа
Обучающиеся читают восстановленные пушкинские строчки. Класс записывает только слова с приставками при и пре. Затем на экране появляются строки с вставленными пропущенными орфограммами.

2 группа представляет выполненную работу и предлагает для записи классу трудные слова: привычка, преграда, престиж, приключение, президент, премьера, приостановить. (Один обучающийся записывает слова на доске)

3 группа дает определение, что такое фразеологизм, представляет составленный рассказ. Класс записывает в тетради фразеологизмы, объясняет их значение и
написание той или иной приставки. Оценивает работу группы класс.

Учитель: Все группы сегодня поработали хорошо. А сейчас итоговые задания всему классу. Внимание на экран.
1 задание. В тетрадь записываем только номер вопроса и орфограмму. Работаем по вариантам индивидуально.

1 вариант

2 вариант

1. пр…клеить  

1. пр…мудрый

2. пр…скверный

2. пр…школьный

3. пр…коснуться

3. пр…рвать

4. пр…горело

4. пр…бежать

5. пр…обрести

5. пр…вертеть

6. пр…дать форму

6. пр…бывать в столицу

7. пр…дать  друга

7. пр…бывал в столице

8. пр…вокзальный

8. пр…добрый

9. пр…кратить

9. пр…тронуться

10. пр…плыть

10. пр…задуматься

Проверь себя. Максимальный балл - 10

2 задание "Четвертое лишнее"

Из каждого ряда выпишите в тетрадь лишнее слово.

  1. Пр…возносить, пр…восходить, пр…надлежать, пр…вратить;
  2. Пр...норовиться, пр…налечь, пр…тягивать, пр…пятствовать;
  3. Пр…ниженный, пр…плюснутый, беспр…кословный, пр…вязчивый;
  4. Пр…одолеть, пр…целиться, пр…кратить, пр…небречь.

Максимальный балл - 4.

3 задание. В тетради записываем только номер ряда и значение приставки, работаем индивидуально.

Примеры

Значение приставки

1. ПРИбежать, ПРИплыть, ПРИехать

 

2. ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить

 

3. ПРИморский, ПРИшкольный, ПРИбрежный

 

4. ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь

 

5. ПРЕлестный, ПРЕмудрый, ПРЕогромный

 

6. ПРЕрвать, ПРЕодолеть, ПРЕступать

 

Максимальный балл - 6.

- Давайте подведем итог нашего урока. (На экране высвечивается оценочный лист, обучающиеся подсчитывают результаты, выводят оценку и сдают оценочный лист с тетрадями)

Рефлексия

Учитель: А сейчас, ребята, я хотела бы услышать вашу оценку нашего занятия.
- Если оно было полезным для вас, если вы узнали что-то новое, интересное, если оно помогло вам хоть немного узнать себя, поднимите большой палец вашей руки вверх; если – нет, вниз.

- Я благодарю вас за работу. Сегодня меня не преследовали превратности судьбы, не встретилось мне и камня преткновения.
- Я в прекрасном настроении и получила пребольшое удовольствие. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!