Графический метод - это средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформление результатов анализа.
При правильном построении, графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствующие анализу явлений, их обобщению и изучению.
Часто переход к графическому методу позволяет взглянуть на пример под другим углом и сфокусировать внимание на исследовании самой ее сути. Использование графического метода в решениях алгебраических задач – идея не новая и вместе с тем часто встречающаяся в ЕГЭ и вступительных испытаниях.
Однако мне и многим моим знакомым зачастую бывает сложно оценить задачу и догадаться до применения этого метода. В школе мы как правило концентрируемся на исследовании конкретных областей математики и уделяем недостаточно времени комбинированию этих областей и способов их работы друг с другом.
Именно стремлением доказать преимущества графического метода и вызвана моя научная работа.
Цель работы:
Задачи:
Черта между графическим и алгебраическом методами проводится еще в 7 классе посредством разделения некогда общего предмета математики на алгебру и геометрию.
Алгебра изучает свойства чисел, учит решать уравнения и по сути является обобщением и усложнением арифметики; геометрия же изучает пространственные отношения и формы.
Нетрудно понять, что
решить задачу алгебраическим (аналитическим) способом – значит решить ее посредством численных преобразований уравнений, а графическим – решить с помощью использования свойств геометрических фигур
При правильном построении, графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствующие анализу явлений, их обобщению и изучению. Алгебраическое (аналитическое) решение часто выглядит более длинным, громоздким.
Простейшим переходом от алгебраического выражения f(x,у) к его графическому изображению является изображение функции f(x,у) на координатной прямой.
Функция – это соответствие вида y = f(x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой переменной величины x (аргумента или независимой переменной) соответствует определенное значение другой переменной величины, y (зависимой переменной, иногда это значение просто называют значением функции).
Заметим, что несмотря на то, что функция подразумевает, что одному значению аргумента х может соответствовать только одно значение зависимой переменной у, выражения, не соответствующие этому условию, так же могут быть изображены графически. Примером может служить выражение |y| = x (рис. 1)
Графиком уравнения с двумя переменными х и у, называется множество точек на ху-плоскости, координаты которых являются членами множества решений этого уравнения.
Для правильного построения графика и решения задачи необходимо знать свойства основных функций, методы их построения, а так же уметь выражать расстояния между прямыми и точками.
В графическом методе коэффициенты функций являются большим, чем просто числами задающими связь между х и у. Даже в линейной функции коэффициенты являются конкретными геометрическими параметрами – точкой и углом, что дает понять, как изменится ответ при их изменении. Это свойство необходимо понимать при решении задач с параметром, ведь именно там изменение числовых значений играет ключевую роль.
Во многих задачах требуется нахождение уравнения касательной к данной параболе, проведенной из данной точки (рис.2).
Я предлагаю пользоваться следующим алгоритмом:
В приведенном примере мы воспользовались алгебраическим способом решения (использовали свойство квадратного уравнения), однако пришли к нему отталкиваясь от геометрических свойств касательной. В результате именно у нас получился синтез различных видов решений, встречающийся в подавляющем числе случаев.
Обратим внимание на особые свойства некоторых уравнений окружности при решении заданий с параметром a.
Именно эти уравнения наиболее легко представляются графически и несут все свойства успешного графического решения, описанного в пункте 2.1.
Чтобы построить график функции классическим методом нужно взять несколько точек и соединить их плавной линией. Однако этот прием требует большего количество времени в сравнении с построением графика при помощи некоторых геометрических преобразований.
Сжатие (растяжение) графика к (от) оси ординат (абсцисс):
Чтобы построить график функции f(kx), где k>1, нужно график функции f(x) сжать к оси Oy в k раз.
Тогда при 0< k < 1 график нужно растянуть ее от оси Oy в 1/k раз, при -1 ≤ k < 0 – отразить относительно оси Oy и растянуть ее в 1/k раз к ней, а при k<-1 – сжать отраженный график к оси Оу
Чтобы построить график функции k*f(x), где k>1, нужно график функции f(x) сжать к оси Ox в k раз. Действия при различных k аналогичны и для оси абсцисс, и для оси ординат.
Сдвиг графика влево/вправо вдоль оси абсцисс (параллельный перенос):
Чтобы построить график функции f(x+a), нужно график f(x) сдвинуть ВДОЛЬ оси Ox на a единиц влево;
Чтобы построить график функции f(x-a), нужно график f(x) сдвинуть ВДОЛЬ оси на a единиц вправо.
Сдвиг графика вверх/вниз вдоль оси ординат:
Чтобы построить график функции f(x)+b, нужно график f(x) сдвинуть ВДОЛЬ оси Oy на b единиц вверх;
Чтобы построить график функции f(x)-b, нужно график f(x) сдвинуть ВДОЛЬ оси Oy на b единиц вниз
Итак, чтобы построить график функции y = l*f(kx+a)+b нужно применить вышеуказанные правила сначала к аргументу, а затем к самой функции.
Метод областей является обобщением метода интервалов для выражений более высокой размерности. Для неравенства от одной переменной f(x) мы находили нули функции, отмечали их на числовой прямой (одномерное пространство) и выбирали числовые промежутки, в которых функция f(x) принимала нужный нам знак.
В неравенстве от двух переменных f(x, y) действия аналогичны: на координатной плоскости (двумерном пространстве) мы отмечаем все «нули», при которых f(x, y) = 0 (то есть сам график). Эти кривые разбивают плоскость на множества, в которых f(x, y) знакопостоянна.
Далее выбираем подмножества нужного нам знака (проверить знак подмножества можно с помощью подстановки соответствующих значений). Подходящие подмножества принято отмечать графически с помощью закрашивания.
Например, решение неравенства x2 + y2 – a2 с помощью метода областей показано на рис.3.
Окружность разбивает плоскость на два множества – внутри окружности и снаружи. Подстановка координат точки (0;0) дает отрицательный результат, значит решением будет область вне окружности.
Статья по математике на тему "Графические методы решения алгебраических задач" публикуется в сокращении. Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже