Самостоятельная работа по поэме Александра Блока "Двенадцать" для проверки понимания идейного содержания, художественного образа революции и символики произведения.
Задания включают вопросы на поиск информации, интерпретацию текста, анализ формы и содержания, а также открытые вопросы для развития аналитического мышления.
Цель работы: закрепить знания учащихся о поэме А. Блока "Двенадцать", углубить понимание ее символического и идейного содержания.
Задачи:
Инструкция
Прочитайте предложенные фрагменты из поэмы Александара Александровича Блока "Двенадцать" и выполните задания к ним. В заданиях может быть один, несколько или ни одного правильного варианта ответа.
Фрагмент 1
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Задания:
а) Огонь и вода; стихия огня.
б) Черный и белый; стихия ветра.
в) Красный и синий; стихия снега.
г) Серый и алый; стихия земли.
Фрагмент 2
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг.
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Задание 2.1 С какой целью автор использует просторечные и сниженные выражения ("кондовую", "избяную", "толстозадую") для описания старой Руси?
а) Чтобы показать необразованность и грубость патруля.
б) Чтобы передать разговорную речь революционных масс.
в) Чтобы создать уничижительный, разрушительный образ прошлого, от которого нужно избавиться.
г) Чтобы сделать текст более понятным для простого народа.
Задание 2.2. Согласны ли вы с утверждением: "В этом фрагменте звучит призыв не просто к революции, а к уничтожению традиционного уклада России"?
Приведите два аргумента из текста, подтверждающие вашу точку зрения.
Фрагмент 3:
...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Задание 3.1. Почему фигура Иисуса Христа в финале поэмы является одной из самых сложных для интерпретации?
Выберите два основных варианта, которые отражают разные точки зрения критиков.
а) Потому что Блок был глубоко верующим человеком и просто изобразил святость революции.
б) Потому что Христос возглавляет отряд, совершающий насилие и кровопролитие, что создает противоречие.
в) Потому что он "невидим" и "невредим", то есть является скорее символом, а не реальным персонажем.
г) Потому что это не Христос, а антихрист, и Блок это тщательно скрывал.
Задание 3.2. Какую роль в этом финальном фрагменте играет контраст?
Приведите один пример контраста и объясните его смысл.
Задание: Установите соответствие между персонажем (образом) поэмы и его символическим значением.
|
Персонаж/Образ |
Символическое значение |
|
1. Ветер, вьюга |
а) Старый, патриархальный, «животный» мир |
|
2. Буржуй на перекрестке |
б) Стихия революционного разрушения и очищения |
|
3. Пес голодный |
в) Предательская, греховная любовь и «уют» старого мира |
|
4. Катька |
г) Прежняя власть и уклад, ставший беспомощным призраком |
Задание: Поэма называется "Двенадцать". Как вы думаете, почему Блок выбрал именно это число?
В своем ответе рассмотрите не менее двух возможных трактовок (например, историко-символическую, религиозную, бытовую).