Конспект урока литературы 11 класс "Телесные образы в лирике Сергея Есенина"

Урока литературы в 11 классе по творчеству Сергея Есенина на тему "Слишком я любил на этом свете / Все, что душу облекает в плоть": телесные образы в лирике Есенина.

Предметный результат: учиться находить в текстах телесные образы, выявлять их эстетические функции.

Личностный результат:

  • увидеть связь телесного и духовного, человеческого и природного, раскрыть функции телесных образов, понять эволюцию представленных образов;
  • понять особенности художественного мира Сергей Есенина.

Оборудование: учебник "Литература 11 класс" (авт.: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), тексты стихотворений С. Есенина "До свиданья, мой друг, до свиданья"; "Не криви улыбку,..."; "Не бродить, не мять в кустах багряных..."; "Хулиган", "Видно, так заведено навеки...", аудио с выразительным чтением стихотворений.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Давайте откроем тетради и запишем дату и тему урока, а назовем мы ее строчками С. Есенина: "Слишком я любил на этом свете / Все, что душу облекает в плоть": телесные образы в лирике Есенина.

- Все ли понятно в этих строках? Как вы понимаете слова С.Есенина? (Примерный ответ: Сергей Есенин любил природу, свой родной край, может именно природу он очеловечевает, придавая ей "плоть")

Целеполагание

Обращение к чувственно-образному мышлению

- На прошлом уроке мы с вами посмотрели отрывки из одноименного фильма "Есенин".
- Каким вы представляете С. Есенина? Каким вы его увидели в фильме "Есенин"? (Примерный ответ: непонятный, скандальный, глубоко любящий свою Родину, очень талантливый и т.д.)

Работа в тетрадях
- Предлагаю вам составить синквейн по вашим впечатлениям в тетрадях.
Учитель напоминает учащимся алгоритм написания синквейна:

  1. Тема.
  2. Два прилагательных, отражающие тему.
  3. Три глагола, отражающие тему.
  4. Предложение.
  5. Одно слово. (обобщение)

Далее ученики зачитывают свои работы.
- Давайте с вами назовем какие стихотворения писал Сергей Есенин, которые вы помните? ("Отговорила роща золотая", "Белая черемуха", "Письмо к матери", "Ты запой мне ту песню...", "Песнь о собаке")

- Какие эмоции у вас вызывают, названные вами, стихотворения?
- Я соглашусь с вами, что нас волнуют, впечатляют произведения С. Есенина, как и сам его образ, его творчество.

Освоение нового материала

- На партах у вас есть стихотворения "До свиданья, мой друг, до свиданья", "Не криви улыбку".
- Прочитайте данные стихотворения и подчеркните те образы, которые относятся к телу.

- Вы нашли телесные образы, а теперь попробуйте ответить на вопрос: "А зачем они нужны?"
- Что хотел автор показать через них? (автор хотел показать, что упоминание тела - это детали, через которые мы рисуем себе картинку, чувствуем переживания лирического героя)

- Значит, что нам предстоит находить в стихотворениях? И для чего? (будем находить телесные образы, для того, чтобы проследить какой функцией наделяются образы, увидеть поэтическое мироощущение Есенина)

- Перед тем, как начать исследовательскую работу по стихотворениям, начертим в тетрадях таблицу и вместе будем ее заполнять, а в конце урока сделаем вывод.

Период

Название  стихотворения

Функции телесных образов

Состояние лирического героя

Ранний период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.)

 

 

 

Второй период (октябрь 1917 – 1923 гг.)

 

 

 

Последние годы жизни и творчества поэта

 

 

 

- По хронологии мы начнем рассмотрение телесных образов с раннего периода, со стихотворения написанного в 1916 г. "Не бродить, не мять в кустах багряных..." Прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения, в исполнении Валерия Золотухина.
- Понравилось вам стихотворение? Почему? (ответы учащихся)

- Каково настроение данного стихотворения?
- Каково состояние лирического героя?
- О чем данное стихотворение? (о любви к женщине)

- Подчеркните в стихотворениях образы тела, относящиеся к героине.
- Как образ природы сливается в стихотворении с образом девушки?
- Каким эпитетом характеризуются руки девушки? (невинные)

- С чем проводит параллель автор, описывая девушку? (с природой: "снопом волос, "ягоды на коже", "зерна глаз")
- Перед нами в этом чистом и светлом стихотворении предстает оприродованный человек: "Со снопом волос твоих овсяных", "С алым соком ягоды на коже", "Запах меда от невинных рук".
- Данные телесные образы создают определенное таинственное настроение. Будто автор погружает нас в сон.

- Какова же функция телесных образов в данном стихотворении? (эстетическая функция, автор сравнивает красоту девушки с природой. Лирический герой видит и чувствует красоту)
- Данное стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты.
- Телесные образы представлены яркими, красочными, они едины с природой. Показана гармония между природой и человеком.

- Рассмотрим следующее стихотворение С. Есенина "Хулиган", написанное в 1919 году.
- Поиск новых, еще неизведанных литературных путей привел Есенина к имажинизму. В России это новое литературное направление начало зарождаться после Октябрьской революции.

Имажинизм - это формальная теоретическая школа, возникшая на ряду со многими другими популярными в начале ХХ века литературными течениями

- 30 января 1919 года имажинисты подготовили "Декларацию передовой линии имажинизма", которая была опубликована в газете "Советская страна".
- С целью проведения этого направления в жизнь они издают свой "Манифест", прочту строки из него:

"Принося России и миру дары своего вдохновенного изобретательства, коему суждено перестроить и разделить орбиту творческого воображения, мы устанавливаем два непреложных пути для следования словесного искусства:

  1. пути бесконечности через смерть, т.е. одевания всего текучего в холод прекрасных форм, и
  2. пути вечного оживления, т.е. превращения окаменелости в струение плоти".

- Есенинский имажинизм утверждал в поэзии органический образ как средство выражения поэтического мироощущения, средство изображения действительности. Есенин, у которого было абсолютное чувство аудитории, очень скоро понял: сложные тексты пишутся для глаза, для восприятия на слух нужна иная, более простая и четкая "походка" стиха.

- И он почти в порядке эксперимента написал стихи, которые впоследствии будут печататься с названием "Хулиган". Такое название Есенин выбрал не случайно, и в литературных кругах и в прессе этой кличкой его нарекли уже давно, а он просто махнул на это рукой и согласился: "Хулиган так хулиган, как хотите".

- Это стихотворение было первым, в котором поэту удалось реализовать долго не дававшуюся ему задачу: научиться писать так, чтобы и не терять свою личность, но и быть понятным широкой публике.

- Давайте прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения в исполнении Сергея Безрукова, и вместе подчеркнем телесные образы и проследим за приемами создания и эмоциональной окраской данных образов.

- "Плюйся" - отображение лика, грубое олицетворение, так как не стоит забывать о смысле стихотворения: это исповедь молодого хулигана, видевшего в жизни разные события.
- Лирический герой Есенина – он сам. Маска хулигана, романтический антигерой. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная.

- Давайте еще раз прослушаем стихотворение и обратим внимание, как же меняется интонация в стихотворении "Хулиган" по сравнению со стихотворением "Не бродить, не мять в кустах багряных...". В стихотворении 1919 года образы тела эпатажные, резкие, грубые:

"Словно хочет, кого придушить
Руками крестов погост".

- Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут "лизать следы", кресты на погостах – хотят "придушить" – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно...

- Метафора "Ах, увял головы моей куст" показывает связь человека и природы, а также мы можем увидеть "увядание" души поэта.
- В стихотворении "Хулиган", написанном в 1919 году, уже начинается мотив увядания, который будет особенно отчетливо проявлен в стихотворении 1925 года.

- В третий период жизни Есенин возвращается в деревню, к деревенской поэзии, к поэтике простоты. Появляется светлая лирическая грусть. Присутствуют сквозные мотивы увядания.
- Он осознает значимость классической строгости стиха, благозвучия. Последняя фаза в развитии лирического героя Есенина – стихи 1924-1925-х годов.
- В них господствует элегическая тональность, которая передает состояние опустошенности, желание покоя.

- Но это не тот покой, который связан с гармонией, а желание покоя, когда человек многое испытал, и почти во всем разочаровался
- Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение Сергея Есенина "Видно, так заведено навеки" в исполнении С. Безрукова, и подчеркнем основные телесные образы.

- Стихотворение посвящено Софье Андреевне Толстой. Эта девушка стала последней женой С.А. Есенина. Она – внучка знаменитого русского классика.
- Согласно легенде, однажды Сергей гулял со своей будущей женой по Москве. Им повстречалась гадалка с большим попугаем, сидящим у нее на плече.

- Поэт немедленно подошел к ней, желая узнать будущее, и протянул ей горсть монет из своего кармана. Попугай потянулся за медяками и достал маленькое медное колечко, о котором Сергей Александрович давно забыл.

- Гадалка улыбнулась и сказала, что их ждет скорое бракосочетание. Так и произошло. Хотя брак не был счастливым, Софья носила медное кольцо до самой своей смерти.

- Чем является стихотворение по речевой структуре?
- Какие чувства вызывает чтение данного стихотворения?
- Как изменяется интонация на протяжении всего стихотворения? Что мы видим в начале? (спокойствие)

- Затем появляется интонация обращения к возлюбленной: "Милая, мне скоро стукнет тридцать". В финальном двустишии возрастают иронические интонации: "В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай".
Ну и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.

- Простота формы изложения мыслей так трогает нас, заставляет его задуматься о собственной жизни. Тому способствуют телесные образы "сердцу стало сниться"; "В голове болотный бродит омут, И на сердце изморозь и мгла", в которых мы видим связь человеческого и природного, но природные образы связаны с мороком, охлаждением.

Итог урока

Работа с обобщающей таблицей

- Как на ваш взгляд изменяются телесные образы и их функции, лирический герой?
- Что нового для себя вы осознали о мировоззрении и о поэзии С.А. Есенина?
- Как телесные образы лирики Есенина помогают раскрыть мироощущение поэта?

- Какой вывод вы сделали об эволюции телесных образов лирики Сергея Есенина?
- Какие мы с вами сделаем выводы?

  • 1 период: образы гармоничны, проявляются ассоциации человека через природу
  • 2 период: cнекоторые приемы сохраняются, но телесные образы деформируются, появляется эпатажность, резкая интонация вызова и отчаяния.
  • 3 период: философская лирика, предчувствие смерти, прослеживается лирическая грусть.

Телесные образы постоянно связаны с фольклорными истоками и с миром природы.

Рефлексия

Закончите предложения:

  • Я почувствовал, что…
  • Мне захотелось…
  • Я понял, что…

Домашнее задание (разноуровневое)

  1. На примере одного из телесных образов покажите Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина? (форма может быть любой: сочинение, иллюстрация, аппликация)
  2. Ответьте письменно на вопрос: "Каким вам представляется лирический герой стихотворений последних двух лет творчества С. Есенина?"
Размер:
34.43 Kb
Скачали:
20