Цели урока:
Планируемые результаты:
Проблемный вопрос: В ту же землю?
- Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров "деревенской прозы", один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.
- Какие произведения В.Г. Распутина вам уже знакомы? ("Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Уроки французского" и др.)
- Какие проблемы в них ставит автор? (проблемы и вечные, и современные: отношения поколений, города и деревни, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования, проблемы отношения народа и власти, проблемы экологии, духовные, влекущие за собой материальные и т.д.)
- В 1996 году автор рассказа получил Международную премию "Москва-Пенне". Интересно, что при оценке произведения работало не только жюри, состоявшее из писателей-профессионалов. Для автора было очень важно мнение общественного жюри, которое представляли старшеклассники и студенты вузов.
- О чем это говорит? (о популярности творчества Распутина, о том, что проблемы, поднятые в рассказе, никого не оставляют равнодушным)
Ребятам предлагается найти эпиграф к уроку в тексте, например, "Господи, что это за мир то такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?.."
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Чем, по-вашему, интересна жизнь главной героини Пашуты? Расскажите историю ее жизни.
Сообщение ученика
Пашуте под 60. Когда-то восемнадцатилетней девочкой убежала она от матери на стройку, где прошла ее молодость. Дважды Пашута выходила замуж, но ни в первый, ни во второй раз семья не сложилась.
Детей не было, поэтому взяла из приюта четырехлетнюю девочку. От приемной дочери у Пашуты есть внучка, которой несет она "свою нежную душу, устроенную грубо". В городе Пашута живет уже 40 лет, но жизнь эта без радости. Дочь Анфиса видела в ней скорее воспитательницу, чем мать, матерью ее не называла.
Да и не любила Пашуту за то, что невольно повторяла ее неудавшуюся жизнь. Стали они чужими друг другу. Внучка, пятнадцатилетняя Танька, приехала к бабушке жить и учиться. Девочка добрая и смышленая, но не под силу растопить ей сердце Пашуты.
Аксинья Егоровна, мать героини, немного ласки видела от дочери. Многие годы жили они порознь. Пашута к матери приезжала редко и ,сунув гостинец, сразу рвалась обратно. Теперь она забрала мать на зиму к себе, но и это их не сблизило. Оказавшись в одиночестве, героиня "потеряла себя". Нет прежней Пащуты, есть некрасивая, уставшая от жизни женщина.
Аксинья Егоровна умирает. Мать не прописана в городе, значит не дадут свидетельства о смерти и места на городском кладбище. У Пашуты нет денег, даже на похороны. Да и сам обряд, по ее мнению, осквернили. Она принимает неожиданное решение- похоронить мать сама, отвергая все традиции, тайно в лесу…
- К кому Пашута обратилась за помощью? (ответы учащихся)
- Как Стас воспринимает решение Пашуты?
- Расскажите о похоронах Аксиньи Егоровны. Обратите внимание на лексику.
- Как ведет себя Пашута во время похорон?
- Как переживает эти события Танька?
- Что мы узнаем из последней части рассказа?
- Почему в финале автор приводит свою героиню в храм?
- Как вы относитесь к поступку Пашуты?
- Какие проблемы автор поднимает в рассказе? Прокомментируйте каждую из них. (проблему экологии, отношения власти и народа, проблему современной деревни, проблему воспитания подрастающего поколения и др.)
- Почему так назван рассказ?
- При изучении его часто теряется многоточие. Изменится ли без него смысл названия?
Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока,
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил.
Лишь издали
Помолюсь (Все ж крещеная!)
За таких вот, как вы,-
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос
Россия, не могу, не хочу смотреть!
Учащиеся должны отметить, что Друнина вторит Распутину, обоих авторов беспокоит судьба родной страны.
Сообщение
В "Литературной газете" была статья В.Быкова "Слезный дар". Автор ее пытался по–своему разобраться в особенностях таланта и мироощущения Распутина. Статья имела подзаголовок: "Поздний Распутин изобразить умеет все, объяснить - почти ничего". Он считает, что у писателя нет героя-борца, а значит, нет надежды на будущее.
- Согласны ли вы с мнением автора статьи?
В конце урока дети должны сделать вывод о популярности, актуальности произведений В.Г. Распутина, а также поделиться мыслями и чувствами относительно проблем, поднятых автором.