Конспект урока литературы 11 класс "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю…"

Цели урока:

  • углубление и расширение знаний учащихся 11 класса о творчестве русского писателя Валентиа Григорьевича Распутина и его творческой манере;
  • развитие умения анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свою точку зрения;
  • формирование неравнодушного отношения к проблемам отдельного человека и страны, чувства ответственности за их судьбы.

Планируемые результаты:

  • вызвать интерес к творчеству писателя;
  • пробудить сострадание к героине рассказа;
  • заставить задуматься над нравственными проблемами, поднимаемыми писателем.

Проблемный вопрос: В ту же землю?

Ход урока

Сопутствующее повторение. Устное сообщение обучающегося

- Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров "деревенской прозы", один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) русский писательВалентин Григорьевич Распутин (1937-2015) русский писатель

- Какие произведения В.Г. Распутина вам уже знакомы? ("Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Уроки французского" и др.)
- Какие проблемы в них ставит автор? (проблемы и вечные, и современные: отношения поколений, города и деревни, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования, проблемы отношения народа и власти, проблемы экологии, духовные, влекущие за собой материальные и т.д.)

Слово учителя

- В 1996 году автор рассказа получил Международную премию "Москва-Пенне". Интересно, что при оценке произведения работало не только жюри, состоявшее из писателей-профессионалов. Для автора было очень важно мнение общественного жюри, которое представляли старшеклассники и студенты вузов.

- О чем это говорит? (о популярности творчества Распутина, о том, что проблемы, поднятые в рассказе, никого не оставляют равнодушным)

Работа по подбору эпиграфа

Ребятам предлагается найти эпиграф к уроку в тексте, например, "Господи, что это за мир то такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?.."

Аналитическая работа

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Чем, по-вашему, интересна жизнь главной героини Пашуты? Расскажите историю ее жизни.

Сообщение ученика

Пашуте под 60. Когда-то восемнадцатилетней девочкой убежала она от матери на стройку, где прошла ее молодость. Дважды Пашута выходила замуж, но ни в первый, ни во второй раз семья не сложилась.

Детей не было, поэтому взяла из приюта четырехлетнюю девочку. От приемной дочери у Пашуты есть внучка, которой несет она "свою нежную душу, устроенную грубо". В городе Пашута живет уже 40 лет, но жизнь эта без радости. Дочь Анфиса видела в ней скорее воспитательницу, чем мать, матерью ее не называла.

Да и не любила Пашуту за то, что невольно повторяла ее неудавшуюся жизнь. Стали они чужими друг другу. Внучка, пятнадцатилетняя Танька, приехала к бабушке жить и учиться. Девочка добрая и смышленая, но не под силу растопить ей сердце Пашуты.

Аксинья Егоровна, мать героини, немного ласки видела от дочери. Многие годы жили они порознь. Пашута к матери приезжала редко и ,сунув гостинец, сразу рвалась обратно. Теперь она забрала мать на зиму к себе, но и это их не сблизило. Оказавшись в одиночестве, героиня "потеряла себя". Нет прежней Пащуты, есть некрасивая, уставшая от жизни женщина.

Аксинья Егоровна умирает. Мать не прописана в городе, значит не дадут свидетельства о смерти и места на городском кладбище. У Пашуты нет денег, даже на похороны. Да и сам обряд, по ее мнению, осквернили. Она принимает неожиданное решение- похоронить мать сама, отвергая все традиции, тайно в лесу…

- К кому Пашута обратилась за помощью? (ответы учащихся)
- Как Стас воспринимает решение Пашуты?
- Расскажите о похоронах Аксиньи Егоровны. Обратите внимание на лексику.

- Как ведет себя Пашута во время похорон?
- Как переживает эти события Танька?
- Что мы узнаем из последней части рассказа?

- Почему в финале автор приводит свою героиню в храм?
- Как вы относитесь к поступку Пашуты?
- Какие проблемы автор поднимает в рассказе? Прокомментируйте каждую из них. (проблему экологии, отношения власти и народа, проблему современной деревни, проблему воспитания подрастающего поколения и др.)

- Почему так назван рассказ?
- При изучении его часто теряется многоточие. Изменится ли без него смысл названия?

Сопоставление рассказа Р. Распутина "В ту же землю…" и стихотворения Ю. Друниной "Последние стихи"

Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока,
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
Помолюсь (Все ж крещеная!)
За таких вот, как вы,-

За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.
Как летит под откос
Россия, не могу, не хочу смотреть!

Учащиеся должны отметить, что Друнина вторит Распутину, обоих авторов беспокоит судьба родной страны.

Сообщение

В "Литературной газете" была статья В.Быкова "Слезный дар". Автор ее пытался по–своему разобраться в особенностях таланта и мироощущения Распутина. Статья имела подзаголовок: "Поздний Распутин изобразить умеет все, объяснить - почти ничего". Он считает, что у писателя нет героя-борца, а значит, нет надежды на будущее.

- Согласны ли вы с мнением автора статьи?

Итог урока

В конце урока дети должны сделать вывод о популярности, актуальности произведений В.Г. Распутина, а также поделиться мыслями и чувствами относительно проблем, поднятых автором.

Размер:
15.6 Kb
Скачали:
11