Анализ лирической комедии "Вишневый сад" А.П. Чехова, ее театральной интерпретации и музыкального сопровождения

Цели и задачи:

  • Ознакомиться со спецификой драматургии А.П. Чехова для наилучшего понимания замысла автора.
  • Осознать роль ремарок в понимании авторской позиции.
  • Сформулировать смысл названия пьесы.
  • Расширить представления учащихся 10 класса о творчестве А.С. Чехова.

Задания для учащихся

Задание 1

Ознакомьтесь с особенностями чеховской драматургии, которые выделяет кри-тик Владимир Лакшин, говоря о психологизме чеховских пьес:

  1. Психологизм Чехова проявляется в раскрытии образов героев в обычной жизни, а не в каких-либо необычных обстоятельствах.
  2. Огромную смысловую роль имеют паузы, через которые раскрываются особенности взаимоотношений героев.
  3. Психологизм проявляется и в поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств.
  4. В чеховской драматургии отсутствует стремительно развивающееся действие. Наиболее важные события происходят за сценой - внутренний динамизм.
  5. Многотемность диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
  6. В пьесах прослеживается сложный подтекст, передающий не мысли героя, а суждения автора.

Согласны ли Вы с В. Лакшиным? С чем именно Вы согласны, а с чем могли бы поспорить? Пользуясь текстом пьесы "Вишневый сад", аргументируйте свою позицию.

Задание 2

Найдите описание вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как меняется настроение?

Декорация I действия: "Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник".

Декорация II действия: "В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце".

Декорация IV действия: "Слышно, как стучат топором по дереву". В финале: "Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно". "Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву".

Найдите ремарки, создающие определенные звуковые образы. Что это за образы? Для чего введены эти ремарки?

"Далеко за садом пастух играет на свирели" в финале первого акта, "Епиходов стоит… и играет на гитаре что-то грустное" во втором акте, "Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят", "Тишина… Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный" и др.

Каким образом подобные ремарки передают характер взаимоотношений между героями?

Задание 3

Найдите в тексте реплики героев, в которых они выражают свои чувства и мысли о вишневом саде. Чем для каждого из них является сад? Подтвердите свою позицию цитатами из текста.

Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода", "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" и др. (для Лопахина сад - источник богатства)

Фирс: "В прежние времена, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!" (для Фирса сад - предмет былой гордости, барского благополучия) и т.д.

Каково авторское отношение к саду? Найдите авторские ремарки, помогающие понять позицию автора.
Сопоставьте образ вишневого сада с образом цветущего сада из рассказа "Невеста".
Почему именно образ сада становится центральным в произведении? В чем смысл этого символа?

Задание 4

Представьте, что Вы режиссер театра. На что Вы обратили бы особое внимание при постановке пьесы "Вишневый сад"?
Какими Вы представляете себе актеров? Расскажите о том, какими Вы видите декорации. В чем была бы "изюминка" Вашей постановки?

Размер:
11.91 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: литература, 10 класс