Статья "Любовь как загубленное чувство в произведениях А.П. Чехова"

В статье о Чехове М. Горький говорил, что врагом писателя была пошлость, с которой он боролся всю жизнь: "Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью".

Ему вторит З.С. Паперный, по мнению которого А.П. Чехов был жесток в своих взглядах на пошлость: "Не ссылайтесь на среду, – как бы говорит писатель своим творчеством.

– Пошлость и равнодушие вокруг нас нисколько не оправдывают вашей личной пошлости, равнодушия, перерождения вашей собственной души".

А.П. Чехов считал, что в мире пошлых людей любовь невозможна. Именно из социальной среды пошлость проникает в личность человека, диктуя ему нормы поведения. Пошлость – своего рода отсутствие различий между "хорошо" и "плохо". А человек даже не догадывается, насколько ужасные поступки он совершает.

Основная причина возникновения пошлости – прекращение роста человеческой души. Отсюда, по З.С. Паперному, возникает "трагедия обыденности". "Меня окружает пошлость и пошлость... Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости", – произносит герой рассказа "Учитель словесности" (1895). В данном произведении тема любви в мире пошлых людей показывается через столкновение "душевного мира героя, влюбленного Сергея Васильевича Никитина, и грубой действительности".

Сначала говорится о трепетном чувстве героя к Манюсе: "Никитину с тех пор, как он влюбился в Манюсю, все нравилось у Шелестовых: и дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетеные стулья, и старая нянька, и даже слово "хамство", которое часто произносит старик. Чувства Никитина описаны с большой лиричностью: "был так счастлив, что земля, небо, городские огни, черный силуэт пивоваренного завода – все сливалось у него в глазах во что-то очень хорошее и ласковое".

Примечательно, что романтический настрой, охвативший героев на прогулке, создается автором при помощи традиционных пейзажных зарисовок: "Был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играла музыка".

"А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций, – тени, которые тянутся через всю широкую улицу и захватывают на другой стороне дома до самых балконов и вторых этажей!".

Но в тот же момент автор напоминает о реальности: "Куда ни взглянешь, везде зелено, только кое-где чернеют бахчи да далеко влево на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь. Проехали мимо боен, потом мимо пивоваренного завода, обогнали толпу солдат-музыкантов, спешивших в загородный сад". Герой влюблен. В этот момент он находится в состоянии эйфории. А рядом столь будничное, обыденное – "пивоваренный завод". Так автор дает читателю понять, что чувство героя не столь возвышенно, как ему самому кажется.

Далее следует рассказ о семейной жизни молодых людей. А.П. Чехов описывает элементарные бытовые подробности: "Самыми счастливыми днями у него были теперь воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии.

Он не переставая наблюдал, как его разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что-нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех сторон. Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе и на погребице было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной, и все это она берегла для масла.

Иногда ради шутки Никитин просил у нее стакан молока; она пугалась, так как это был непорядок, но он со смехом обнимал ее и говорил: Ну, ну, я пошутил, золото мое!".

И все эти подробности необходимы для того, чтобы показать, как героя засасывает трясина будничности. Не случайно Л.Н. Толстой так говорил о рассказе после его прочтения: "Здесь нет ни одной черты, которая не шла бы в дело…". Иллюстрацией сказанного становится и используемый автором образ дождя, который является символом беспросветности жизни героя, невозможности обретения истинного счастья.

Например, дождь идет тогда, когда Никитин начинает понимать мнимость своего счастья: "Как-то Великим постом в полночь возвращался он домой из клуба, где играл в карты. Шел дождь, было темно и грязно".

"Обыватели" – первое название данного произведения. Оно могло заставить внимательного читателя усомниться в истинности обретенного Никитиным счастья. Перед нами обыкновенный человек, учитель, стоящий внизу социальной лестницы. Всю жизнь он вынужден быть в подчинении, даже в браке он зависим от жены и от обстоятельств семейной жизни. Не случайно осенью 1889 года А.П. Чехов писал А.С. Суворину: "Посылаю рассказ для фельетона.

Несерьезный пустячок из жизни провинциальных морских свинок. Простите мне баловство… Между прочим, сей рассказ имеет свою смешную историю. Я имел в виду кончить его так, чтобы от моих героев мокрого места не осталось, но нелегкая дернула меня прочесть вслух нашим, все взмолились: пощади! Пощади! Я пощадил своих героев, и потому рассказ вышел так кисел".

Жизнь идет словно по плану, но обывательское счастье, приземленные интересы, мелочная возня по обустройству быта, сплетни начинают угнетать Никитина, а восторженное отношение к жене сменяется раздражением и озлоблением: "Маня опять стала пить воду. Он взглянул на ее шею, полные плечи и грудь и вспомнил слово, которое когда-то в церкви сказал бригадный генерал: розан <…>. Тяжелая злоба, точно холодный молоток, повернулась в его душе, и ему захотелось сказать Мане что-нибудь грубое и даже вскочить и ударить ее. Началось сердцебиение".

Писатель прослеживает происходящие в сознании героя перемены, процесс "прозрения": "Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стекла падали на стол горячие лучи. Было еще только двадцатое число, но уже ездили на колесах, и в саду шумели скворцы. Похоже было на то, что сейчас вот войдет Манюся, обнимет одною рукой за шею и скажет, что подали к крыльцу верховых лошадей или шарабан, и спросит, что ей надеть, чтобы не озябнуть.

Начиналась весна такая же чудесная, как и в прошлом году, и обещала те же радости... Но Никитин думал о том, что хорошо бы взять теперь отпуск и уехать в Москву и остановиться там на Неглинном в знакомых номерах. В соседней комнате пили кофе и говорили о штабс-капитане Полянском, а он старался не слушать и писал в своем дневнике: "Где я, боже мой?!

Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины... Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости".

Мы наблюдаем, как человек, "который всю жизнь, живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль" в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла".

Никитин, в результате, разочаровывается в том, что принято называть личным счастьем. Он стремится к другой жизни, которая "не в ладу с покоем и личным счастьем". Однако другая жизнь пока не очень понятна герою.

Следовательно, чеховское отношение к проблеме личного счастья неотделимо от суждений о социальной действительности. По мнению писателя, нужно стремиться не к счастью, а к правде и добру, чтобы не было места пошлости в мире людей, так как мир мещанского счастья, обыденности и пошлости убивает в человеке чувства, разрушает любовь.

В рассказе "Супруга" (1893 г.) пошлость и развращенность характеризуют Ольгу Дмитриевну, из-за которой страдает ее муж Николай Евграфыч. Примечательно, что Николай Евграфыч находит телеграмму, адресованную его жене, с приглашением в другую страну от постороннего мужчины. Ранее он уже уличал жену в измене: "он нашел какую-то телеграмму и взглянул на нее мельком.

Она была адресована на имя тещи, для передачи Ольге Дмитриевне, из Монте-Карло, подпись: Michel... Из текста доктор не понял ни одного слова, так как это был какой-то иностранный, по-видимому, английский язык". Ольга Дмитриевна советует мужу ехать в Ниццу, а связано это с тем, что ее возлюбленный Мишель живет в Монте-Карло: "И теперь он понимал, почему жене так хочется именно в Ниццу: ее Michel живет в Монте-Карло".

Разводиться, конечно, женщина не хочет, так как боится потерять социальный статус: "Но я вовсе не хочу развода! – живо сказала Ольга Дмитриевна, делая удивленное лицо".

Стоит обратить внимание на описание, которое подтверждает сходство героини с животным: "Он снял с нее шубу и калоши и в это время ощутил запах белого вина, того самого, которым она любила запивать устриц (несмотря на свою воздушность, она очень много ела и много пила)". Данное вскользь замечание указывает на преобладание у героини низменных желаний.

Мы видим, как пошлость героини разрушает любовь в семье. Нравственной развращенности жены противопоставлена порядочность мужа, который из-за ответственности перед своей совестью оказывается в положении зависимого человека, жертвы: "И опять, с недоумением, спрашивал себя, как это он, сын деревенского попа, мог так беспомощно отдаться в руки этого ничтожного, лживого, пошлого, мелкого, по своей натуре, совершенно чуждого ему существа". Ему стыдно за недостойное поведение жены. Таким образом, автор показывает губительное, разрушающее влияние пошлости на чувство.

Осуждая пошлость, А.П. Чехов, по мнению Э.А. Полоцкой, "не делает скидки на мелочи. Он всегда строг к героям". Писатель высмеивает власть обыденщины над человеком. Он показывает, как в пошлой среде искажается, погибает любое человеческое чувство, как свадьба превращается в абсурд, а будни убивают праздники. Писатель обращает внимание читателя на дни, часы его маленького обывательского существования, призывает осмыслить их, начать жить осознанно.

Размер:
18.84 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: литература