Конспект урока истории России в 11 классе "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Цели урока:

  • Сформировать у обучающихся представление об аграрной реформе П.А. Столыпина;
  • Раскрыть политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства;
  • Сформулировать причины, по которым реформа не нашла официальной поддержки.

Основные понятия: выкупные платежи, реформа, разрушение общины, хутор, отруб.

Оборудование: ПК, проектор, презентация "Аграрная реформа П.А. Столыпина".

Ход урока

Подготовительный этап

Учитель отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся. Предъявляет единые педагогические требования, проверяет готовность к занятию.
Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы.

Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый человек в черном фраке. Он шел уверенно, прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.

Столыпин смотрел прямо на него. По лицу молодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил… Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.

- Запишите тему урока: Аграрная реформа П.А. Столыпина.

- Исходя из темы урока, попытайтесь сформулировать его цель.

Выслушивает ответы, корректирует их и окончательно формулирует цель урока:
- Один из основных вопросов истории России – аграрный. В начале XX века этот вопрос пытался решить П.А. Столыпин. Удалось ли ему это? Почему так трагично сложилась судьба реформатора и его реформы? Это цель нашего урока.

- На уроке рассмотрим следующие вопросы:

  1. Цели аграрной реформы.
  2. Основные мероприятия реформы.
  3. существление реформы.
  4. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П. А. Столыпина.
  5. Судьба П.А. Столыпина.

Задание № 1

- Как правительство пыталось решить аграрный вопрос в XIX в?
Выслушивает ответы, конкретизирует ответы. Предполагаемый ответ: 19.02.1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Согласно которому крестьяне получили личную свободу, а землю должны были выкупить за 49 лет. Пока крестьяне оставались временнообязанными и должны были нести прежние повинности (барщина и оброк) Реформа 1861 г. аграрный вопрос не решила.

Задание № 2

В тексте приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предполагаемы аграрных проектов?

Сущность предлагаемых аграрных проектовСущность предлагаемых аграрных проектов

Все проекты будут отвергнуты государством. Началась реформа П. А. Столыпина.

Основной этап

1. Цели аграрной реформы

Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1.
"Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу". (Цель: "успокоение" страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

Документ 2.
"Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе". Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – "основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий" (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

Документ 3.
"Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении". (Цель: продолжение модернизации России)

- Слушает, конкретизирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цели реформы.

2. Основные мероприятия реформы

Проводится лабораторная работа по документам. Раздает документы, озвучивает задание.

Работа с документами

Документ 1
Из письма П. А. Столыпина Николаю II: "Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному является единоличная собственность".

Документ 2
Из указа "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования", 9 ноября 1906 г.
"Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению хозяина…

Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту".

Документ 3

Из речи П. А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.: "Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.

Пусть собственность буде общая там где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…"

Документ 4
Из речи П. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.: "Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы".

Вопросы и задания к документам:

  • Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
  • Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?
  • Какова процедура выделения из общины?

Учитель выслушивает ответы, корректирует, подводит обучающихся к основным мероприятиям реформы.

3. Осуществление реформы

Основные мероприятия аграрной политики П. СтолыпинаОсновные мероприятия аграрной политики П. Столыпина

Учитель раздает тексты с дополнительной информацией. Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, и схему, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу "Результаты аграрной политики П.А. Столыпина", соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.

Результаты аграрной политики П.А. СтолыпинаРезультаты аграрной политики П.А. Столыпина

4. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина"

На слайде демонстрируется матрица таблицы "Цели и итоги реформы П.А. Столыпина".

Вопросы и задания к таблице:

  • Сформулируйте результаты реформы
  • Соотнесите цели реформы и ее результаты.
  • Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели и итоги реформы П.А. СтолыпинаЦели и итоги реформы П.А. Столыпина

Судьба П. А. Столыпина

Просмотр видео-фрагмента, посвященного П.А. Столыпину, из видеофильма "История России XX в".

- Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля столь трагична?
- Сформулируйте вывод о результатах аграрной реформы П.А. Столыпина.

- Сопоставьте свою точку зрения на итоги реформаторской деятельности Столыпина и мнение его современников
- Объясните, почему непримиримые враги одинаково оценивают результат аграрной реформы П.А. Столыпина?

Мнения:
1. П.Н. Милюков:
"… в порядке чрезвычайного внедумского законодательства… был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе… оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во-первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во-вторых, создавался класс "крепких мужиков", кандидатов на пополнение убывающих рядов "правящего класса"; и в-третьих, приобреталось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принудительных тисков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.".

2. В.И. Ульянов (Ленин):
"Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения… Других клапанов у царизма нет".

Для закрепления пройденного материала организует обучающихся на самостоятельное решение теста. Для этого раздаются тестовые задания на бумажном носителе

Тест

1. Основными мероприятиями аграрной программы П.А. Столыпина были такие меры, как:

а) Ликвидация помещичьего землевладения.
б) Широкое развитие кооперативного движения.
в) Свободный выход крестьян из общины.
г) Переселение крестьян за Урал.
д) Запрещение свободной купли-продажи земли.

2. Главная цель указа от 9 ноября 1906 г. состояла в:

а) Отвлечении внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
б) Превращения России в правовое государство.
в) Формировании рыночных отношений в аграрном секторе.

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина была направлена на:

а) Разрушение общинной психологии русского крестьянства.
б) Формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников.
в) Ликвидацию крупных земельных собственников.

4. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:

а) Из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств.
б) Под воздействием революционной пропаганды.
в) В силу сложившихся психологических стереотипов.

5. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как:
а) Сам был крупным помещиком.
б) По его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства.
в) Считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности.

6. Льготами, предоставляемыми крестьянам-переселенцам, были:

а) Освобождение от воинского призыва.
б) Денежное пособие.
в) Бесплатное предоставление техники.
г) Право беспошлинной торговли на внешнем рынке.

7. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации, как:

а) Волостные крестьянские советы.
б) Всероссийский крестьянский союз.
в) Сельскохозяйственные кооперативы.

8. Аграрную реформу Столыпина поддерживала партия:

а) Социалистов-революционеров.
б) "Союз 17 октября".
в) "Союз русского народа".

9. Николай II перестал поддерживать Столыпина, поскольку:

а) Увидел в его начинаниях угрозу самодержавной власти.
б) Опасался оказаться в тени яркой фигуры министра.
в) Был против разрушения крестьянской общины.

10. Террористический акт против Столыпина совершил:

а) Е.Ф. Азеф.
б) Д.Г. Богров.
в) Б.В. Савинков.

11. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:
а) Форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми совместным производством определенной продукции.
б) Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
в) Участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
а) Хутор; б) кооперация; в) отруб

12. Целью намечаемой П.А. Столыпиным аграрной реформы было:

а) установление конституционно-монархического строя;
б) уничтожение крепостного права;
в) разрушение общинного землевладения, создание слоя зажиточных крестьян;
г) превращение России в парламентскую республику.

Ключ к тесту: 1 – в, г; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – а, б; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11: а – б; б – в; в – а; 12 – в.

Заключительный этап

- Что вы знали об аграрных отношениях в России до начала сегодняшнего занятия?
- Что вы узнали нового и полезного по этому вопросу на уроке?

- Актуальны ли сегодня положения аграрной реформы П.А. Столыпина?
- Молодцы, благодарю вас за результативную совместную работу!

Домашнее задание:

  1. Написать эссе на тему: "Чем вы объясните интерес российской общественности к П.А. Столыпину и его деятельности в конце XX – начале XXI вв?
  2. Составить синквейн на тему: "П.А. Столыпин – человек и политик".
Размер:
120.39 Kb
Скачали:
10