Тип урока: урок-дискуссия.
Цели урока:
- в ходе дискуссии рассмотреть и проанализировать основные направления реформ М. С. Горбачева, их историческую значимость;
- развивать в учащихся навыки самостоятельной работы с источниками, умения выделять главное, анализировать факты, умение выслушивать оппонента;
- развивать устную речь, формировать культуру полемики учащихся;
- воспитывать терпимость к иной точке зрения, чувство уважения к прошлому своей страны.
Подготовительная работа: за несколько дней до урока класс делится на три условные группы: сторонников, противников и экспертов. Затем проводятся консультации с группами, учащиеся работают с предложенной дополнительной литературой, обсуждают вопросы с родителями как реальными очевидцами происходивших событий. Устраиваются просмотры имеющихся в кабинете истории наборов видеофильмов по данной теме.
Оформление кабинета: На доске записывается тема дискуссии, план, цитаты из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»: «Перестройка - это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества». « Мы заново открываем самих себя… Нами движут идеи Октября, идеи Ленина, интересы советского народа». «Все мы - ученики, а учитель - жизнь, время. Я верю: будет расти понимание, что в результате перестройки в широком смысле этого слова мир сблизится».
Отдельно подобрана литература соответствующей тематики:
Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.,1987.
Кравченко Л.И. и др. Кто есть кто в мировой политике. М., 1990.
Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.
Печенов В.А. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.
Жильцова Е.И. и др. Политическое и духовное развитие современного общества. М.,1993.
Восленский М.С. Номенклатура. М., 1991.
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990.
Учащимся розданы памятки:
- Умей выслушать;
- Главное - факты и логика;
- Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Оборудование: компьютер, СD с фрагментом видеозаписи с выступления М.С. Горбачева на XIX партконференции и презентацией PowerPoint « М. С. Горбачев: биографическая справка», плакат со схемой «Эволюция перестройки».
План урока:
- «Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».
- «Первые шаги – опора на ленинские принципы».
- «Изменения в экономике – курс на ускорение».
- «Распад СССР или развал СССР».
Ход урока
Вводное слово учителя.
Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика - это служение державе, народу или идее. Для иных - просто служба. Иногда - это семейная традиция, иногда - призвание…
Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? Работая над темой сегодняшнего урока, мы попытаемся проанализировать его деятельность, позицию, его реформы и преобразования.
О М.С.Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно противоположные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. Участвуя в дискуссии, Вы попробуете дать свою оценку деятельности М.С.Горбачева. Не следует претендовать на истину, но нужно стремиться приблизиться к ней.
Политический портрет - это прежде всего портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса.
Демонстрация слайдов компьютерной презентации PowerPoint « М. С. Горбачев: биографическая справка»
- Родился в 1931 г. в Ставропольском крае;
- В 1955 г. окончил юридический факультет МГУ, работал в крайкоме комсомола, в крайкоме партии Ставропольского края;
- С 1970 г. - первый секретарь Ставропольского крайкома партии;
- В 1978 г. приглашен на работу в ЦК КПСС;
- С апреля 1985 г. - Генеральный секретарь ЦК КПСС.
- С марта 1990 г. - Президент СССР.
- В 1991 г., после распада СССР, М.С.Горбачев руководит «Горбачев-фондом», читает лекции в университетах за рубежом.
Работа с группами учащихся.
Задания рабочим группам.
Сторонникам Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С.Горбачева как политика и реформатора.
Противникам Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.
Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.
Учитель: Обратите внимание на основные этапы деятельности Горбачева в процессе перестройки (схема на доске). Определите, что отражает схема: эволюцию взглядов или спонтанность отдельных реформаторских шагов. В работе Вам помогут высказывания самого М.С.Горбачева (первые две цитаты на доске).
Антиалкогольная компания: за и против.
Начинаем работу с трех обвинений, которые могут предъявить М.С.Горбачеву противники.
Противники:
М.С.Горбачев начинает свою реформаторскую деятельность с проведения антиалкогольной кампании, которая усугубила негативные стороны жизни населения - пьянство «ушло в быт», увеличились цены на спиртные напитки (что в свою очередь еще больше ударило по бюджетам семей). Возросла спекуляция спиртными напитками, самогоноварение. Люди столкнулись с проблемой «сахарного бума». Вырубались виноградники. Как можно оценить необдуманность шагов Горбачева?
Сторонники.
М.С.Горбачев, конечно, не предполагал таких негативных процессов, которые последовали после этих начинаний, а вырубка виноградников показала уровень понимания данной проблемы руководителями на местах. Ясно, что им таких указаний не давалось. М.С.Горбачев увидел основное зло общества - пьянство, которое губительно действует на нравственность. Мы считаем, что именно так и нужно было готовить общество к реформам.
Эксперты.
Нельзя оправдывать Горбачева тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачев вырос в русской среде и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для нее характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. Это был неудачный шаг.
Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.
В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.
Учитель.
Изучая тему «Власть и политика», мы говорили о главном требовании к руководителям любого уровня - об ответственности, об умении предвидеть последствия своих решений и просчитывать ситуации. Поэтому за просчеты, конечно, должен ответить инициатор реформ. А сейчас предлагаю высказать свои точки зрения по второму вопросу нашего урока.
Борьба с нетрудовыми доходами.
Противники.
Начатая Горбачевым борьба с нетрудовыми доходами свелась к войне с теми, кто сам выращивал или производил свою продукцию и продавал ее на рынках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники так и остались нетронутыми.
Сторонники.
Начиная перестройку, Горбачев главный акцент делал на подъеме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал все, что произведено в негосударственной сфере.
Эксперты.
Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только еще консолидировались.
Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачев зарабатывал политический авторитет.
Учитель.
Действительно, делать первые шаги очень трудно, но они должны быть тщательно продуманными в силу своей новизны, и их результаты должны быть спрогнозированы. Ну и естественно, в любых начинаниях должна существовать опора, в лице части общества, в лице сторонников, в данном случае такой опоры, у М. С. Горбачева не было.
Первые шаги - опора на ленинские принципы.
Противники.
Первые шаги в сфере идеологии (что подтверждает цитата на доске) показывают: Горбачев не хотел менять политической ориентации общества, стремясь провести внутренние преобразования. Нет ли в этом противоречия?
Сторонники.
Да, начиная реформы, Горбачев не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считая социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчеркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому неудивительно, что уже в апреле 1985 г. был взят курс на ускорение, а затем - на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.
Трудно начинать преобразование только каких-то отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведет к изменению всего общества. Горбачев этого не учел. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость порождалась тем, что готовых-то рецептов не было.
Эксперты.
Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывающейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачева можно признать действительно мужественным шагом.
Учитель.
Проводившиеся реформы, казавшиеся тогда радикальными, сегодня нам представляются робкими и неактуальными. В разное время одни и те же события могут оцениваться по-разному, причем, чем дальше от событий, тем точнее оценка происходившего. Зачем нам это? Как сказал Карамзин, прошлое - это изъяснение настоящего и пример будущего. Переходим к следующему вопросу.
Изменения в экономике - курс на ускорение.
Противники.
В августе 1985 г. был взят курс на ускорение, хотя шел спад производства. Этот курс привел к тому, что устаревшее оборудование не выдерживало нагрузки. Понизился уровень благосостояния населения, возросла социальная напряженность. Зачем нужна была эта реформа?
Сторонники.
Снять напряжение среди населения - с этой целью и был предпринят этот шаг. Программа в первую очередь была нацелена на модернизацию машиностроения. Другое дело, что нельзя было осуществлять параллельно оба направления; первой должна была стать модернизация, затем - ускорение. Но, видимо, хотелось побыстрее, поэтому и итоги оказались негативными.
Старый партаппарат в большинстве своем занимал выжидательную позицию. Некоторые считали неуместным подсказывать первому лицу государства.
Эксперты.
Конечно, обвинять одного Горбачева нельзя, он решал не единолично, но, поскольку инициатива исходила от него, то, конечно, и ответственность лежит прежде всего на нем.
Спад в экономике начался не при Горбачеве, а еще в период правления Брежнева. Если бы не начались преобразования, то положение было бы еще хуже. Его шаги оказались недостаточно продуманными, но они высветили проблему. Да и безынициативность и бездеятельность государственно-хозяйственных органов нужно было прекратить.
Распад СССР или развал СССР?
Учитель.
Хочу обратить ваше внимание на этот вопрос нашего урока. Рассмотренные нами проблемы касались внутренних преобразований. А чаще всего в адрес Горбачева звучит обвинение в развале Советского Союза. Что думают наши группы по этой проблеме?
Противники.
Да, это действительно серьезное обвинение. Во-первых, начавшаяся дезинтеграция в экономике еще больше увеличила спад производства. Во-вторых, установление суверенности переросло в гражданские войны и рост межнациональной напряженности (Кавказ, Молдавия, Прибалтика). В-третьих, в каком положении оказались те 60 млн. человек, проживавших вне пределов своих национальных образований?
Зародившиеся национальные движения переросли в большинстве своем в экстремистские, что повлекло межнациональные конфликты, человеческие жертвы, проблему беженцев.
Сторонники.
Распад СССР - закономерный результат исторического развития. Наше государство пережило и период феодальной раздробленности, и образование централизованных государств, империй.
Конституция, являвшаяся Основным законом СССР, предоставляла республикам право выхода из Союза. Первыми этим правом воспользовались прибалтийские республики, что стимулировало подобные тенденции в других республиках.
РСФСР, входившая в состав СССР, несла обязанности старшего брата, но не имела даже государственных атрибутов. В результате распада СССР она, наконец, обрела суверенитет.
Эксперты.
Горбачев в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и неконституционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведен референдум, и ¾ голосовавших высказались за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик уже невозможно было остановить.
В апреле 1991 г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей девяти республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг подтверждает стремление Горбачева сохранить СССР.
Учитель.
Ну а теперь мне хочется подвести некоторые итоги дискуссии, о роли М. С. Горбачева в перестроечных процессах, как нельзя лучше, эту роль охарактеризовал публицист Ф. М. Бурлацкий: ««Горбачев останется одним из самых вдающихся лидеров ХХ века. Был ли он слишком прогрессивен для нашего развращенного общества или слишком консервативен, не поспевая за переменами, был ли он слишком умен в среде примитивного окружения или политически глуп и недальновиден, был ли он лично сильным или слабым, результат говорит сам за себя. Он имел власть, такую, которая не снилась даже царям, и потерял ее. Он имел исторический шанс реформировать Россию и не использовал его. Он сделал немало, но не получил народного признания. Трагедия Горбачева превзошла драму всех русских реформаторов - и Бориса Годунова, и Великого Петра, и Александра Освободителя... Горбачев ушел, не завершив своей миссии, во многом не понятый и многое не понявший сам».
А перед тем, как услышать ваши мнения по итогам дискуссии предлагаю вам посмотреть фрагмент видеозаписи выступления М.С.Горбачева на XIX партконференции.
Демонстрация фрагмента выступления М.С.Горбачева на XIX партконфере
Мнения учащихся по итогам дискуссии.
- Считаю, что действительно нужно обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По инициативе Горбачева была отменена ст.6 Конституции о руководящей роли КПСС и был взят курс на многопартийность.
- Я считаю, что поступкам Горбачева способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации со всеми в мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счет интеграции с Западом.
Учитель.
Хочу обратить Ваше внимание на третью цитату на доске «Мир сблизится». Произошло ли это сближение? Каковы факты?
Учащиеся.
- Горбачев сумел сделать, на мой взгляд, очень важный шаг во внешней политике: отрегулировать отношения с другими государствами. Отпала угроза войны. Мы вывели войска из Восточной Европы.
- Мне бы хотелось отметить плюсы в деятельности Горбачева. Именно по его инициативе был возвращен из ссылки А.Д.Сахаров, начался вывод войск из Афганистана.
- М.С. Горбачев - представитель командно-административной системы, он болезненно отходил от коммунистических взглядов и идеалов. Предлагал социализм с человеческим лицом, гуманный социализм. Взять курс на гласность и демократию его вынудили обстоятельства. Поэтому и реформы его половинчаты.
- С тоталитарным государством очень сложно строить отношения. Взяв курс на демократизацию, наша страна укрепила свои позиции в глазах мировой общественности.
- М.С. Горбачев - великий политик XX в. Сближение двух миров - главная его заслуга, и она затмевает те просчеты, которые, несомненно, были. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира за 1990 г. Негативное отношение к нему некоторой части людей обусловлено психологией общества: у нас реформаторов не любят в принципе. Вспомним Петра I, Хрущева, какой критике они подвергались. Я считаю Горбачева самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему - это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.
Обобщающее слово учителя.
В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели некоторые направления реформ М.С.Горбачева. Историческое достижение его политики - это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее четкое призвание общественного тупика, куда мы зашли к концу века. Это и свет в конце туннеля.
Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы ни клеймили наше государство. И в этом заслуга Горбачева и многих из тех людей, которые пришли с ним, даже если они им и были потом отброшены как отработанный материал.
Самое позитивное, что привнес Горбачев - гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. В период перестройки мы стояли на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, включая, конечно, экономику, направо – возвращение к старым авторитарно-административным методам. Сегодня мы можем смело сказать, что второе невозможно. А продолжение пути зависит от Вас - поколения, которое извлечет уроки из ошибок перестроечных процессов, использует эти уроки для прогресса общества.
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем:
1. Почему понимание значимости, оценки политики М. С. Горбачева различны? Почему в российском обществе эти оценки зачастую негативные?
2. В чем величие осуществленного Горбачевым и его трагизм?