Задание на развитие естественнонаучной грамотности 10 класс "Наследование групп крови и резус-фактора человека"

Предмет: общая биология, 10 класс.

Контекст: Сохранение здоровья человека.

Задачи построены на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10 класса, по решению генетических задач на изучение механизма наследования групп крови системы АВО и резус системы.

Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме "Типы взаимодействия аллельных генов. Кодоминирование" или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;
  • переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от словесного описания к таблице);
  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
  • использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Задание 1. "Тест. Выбрать один правильный ответ"

1. Укажите генотип человека, имеющего III группу крови.
а) 00
b) 0A
c) 0B
d) AB

2. Лица II группы содержат на поверхности эритроцитов:
а) аглютиногены А;
b) аглютиногены B;
с) аглютинины;
d) аглютинины в.

3. Кровь четвертой группы содержит:
a) агглютинины и агглютиногены всех типов;
b) агглютиногены А и В в эритроцитах;
c) агглютинины и в плазме.

4. Резус-фактор находится в:
a) плазме крови;
b) эритроцитах;
c) и в плазме и в эритроцитах.

5. Резус-конфликт возникает между:

а) резус+ матерью и резус- плодом;
b) резус- матерью и резус+ плодом;
c) резус- матерью и таким же плодом.

Задание 2. "История переливания крови"

Установите соответствие между выдающимся медиком и направлением определенного врачебного дела, в котором он был основоположником. (задание с ответом в виде набора цифр)

Выдающийся  медик

Основоположник  врачебного  дела

1. Петербургский акушер А.М.  Вольф 

2. Профессор В.Н. Шамов

3. Военврач В.В. Кованов

4. Хирург С.С. Юдин из института им. Н.В. Склифосовского

5. Австрийский ученый

К. Ландштейнер

А) 1944 г. получение препарата «гемостокол».

Б) 1900 г. выделил основные группы крови.

В) 1832 г. спасение женщины, умиравшей от кровопотери

Г) 1919 г. положил начало донорству и  является организатором станций переливания крови в нашей стране.

Д) Применение при срочных операциях крови  людей, после  автокатастрофы.

Задание 3 "Группы крови, наследование"

Соотнесите текст с рисунками. (задание с ответом в виде набора цифр)

Соотнеси текст с рисункамиСоотнеси текст с рисунками

Задание 4. "Медико-генетическая консультация"

В медико-генетическую консультацию обратилась семья Новиковых. Помогите доктору решить генетическую задачу на наследование резус-фактора человека, если в условии даны только фенотипы. Отец ребенка – гомозиготный резус – положительный, мать резус отрицательна.

Определите и объясните:

а) Каковы генотип и фенотип ребенка?
б) Что произойдет, если в организмы матери развивается резус-положительный ребенок?
в) Почему при второй беременности у этой женщины высока вероятность патологии развития ребенка?

Ответы, решения, критерии оценивания

Задание 1. "Тест. Выбрать один правильный ответ"

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: содержательное знание; типы взаимодействия аллельных генов, кодоминирование.
  • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.
  • Контекст описание ситуации: "Сохранение здоровья человека".
  • Контекст "локализация" ситуации: личностный.
  • Уровень сложности: низкий.
  • Формат ответа: выбор одного верного ответа.
  • Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Ответ: 1C, 2A, 3B, 4B, 5B.

Система оценивания: 2 балла – если верно указаны пять элементов ответа; 1 балл – если верно указаны четыре элемента ответа; 0 баллов - другие ответы; ответ отсутствует.

Задание 2. "История переливания крови"

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: содержательное знание; история переливания крови.
  • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.
  • Контекст-описание ситуации: "Сохранение здоровья человека".
  • Контекст "локализация" ситуации: личностный.
  • Уровень сложности: средний.
  • Формат ответа: сопоставление частей описательного текста; ответы не очевидны и требуют применения знаний.
  • Объект оценки: уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от словесного описания к таблице).

Ответ: 1В, 2Г, 3А, 4Д, 5Б.

Система оценивания: 2 балла – если верно указаны пять элементов ответа; 1 балл – если верно указаны три – четыре элемента ответа; 0 баллов - другие ответы или ответ отсутствует.

Задание 3 "Группы крови, наследование"

Характеристики задания:

  • • Содержательная область оценки: содержательное знание; кодоминирование, группы крови.
  • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.
  • Контекст – описание ситуации: "Сохранение здоровья человека".
  • Контекст "локализация" ситуации: личностный.
  • Уровень сложности: средний.
  • Формат ответа: сопоставление описательного текста с рисунком; ответы не очевидны и требуют применения знаний.
  • Объект оценки: уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от словесного описания к таблице).

Ответ: 1Б, 2В, 3А.

Система оценивания: 2 балла – если верно указаны три элемента ответа 1 балл – если верно указаны два элемента ответа из трех, указанных выше 0 баллов - другие ответы или ответ отсутствует

Задание 4. "Медико-генетическая консультация"

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: процедурное знание, кодоминирование.
  • Компетентностная область оценки: интерпретация данных для получения выводов.
  • Контекст – описание ситуации: "Сохранение здоровья человека".
  • Контекст "локализация" ситуации: личностный.
  • Уровень сложности: высокий.
  • Формат ответа: решение задачи.
  • Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы, если в условии даны только фенотипы. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
  • Система оценивания: ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) Генотип родителей:

Генотип женщины –  rh - rh -  Генотип мужчины –  Rh + Rh +

Гаметы  (G)     rh -  и  Rh+      

2) Генотип  и фенотип ребенка:  Rh + rh -  (резус-положительный)

3) Дано объяснение причины и следствия возникающего резус - конфликта и объяснение причины патологии развития ребенка при второй беременности.

- Между резус-отрицательной матерью и резус-положительным ребенком возникает резус-конфликт, так как в крови матери образуются антитела, нейтрализующие резусный белок эритроцитов зародыша, тем самым разрушая их, у ребенка развивается гемолитическая желтуха.

- При второй беременности антитела, накопившиеся в организме матери, практически сразу начинают разрушать эритроциты зародыша, что приводит к его гибели.

 

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ содержит 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

2

Ответ содержит 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл.

3

Размер:
57.94 Kb
Скачали:
19

Метки к статье: задания, биология, 10 класс