Внеклассное мероприятие для учащихся параллели 8-9 классов "Звездный час"

Цель игры: формирование у учащихся интереса к математике, расширение кругозора.

В игре принимают участие команды параллели 8-х или 9-х классов (по 6-8 человек от класса), жюри (учащиеся 10-11 классов), зрители и болельщики.

Оборудование: звездочки, фанерные или картонные таблички с номерами от 1-8, кубики 10 штук с буквами, презентация, "Черный ящик" с призом.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, в этом праздничном зале на игру "Звездный час", посвященную замечательной науке "Математике-царице наук".
- И не смотря на то, что на улице мороз, у нас здесь сейчас тепло. Тепло от наших "звезд". (Представляются участники команд. Несколько слов про каждого, немного в шутливой форме)

1 тур "Ученые – математики"

Показывается слайд с изображением математиков.

Вопросы:
1. Математик, родившийся и выросший в России, но согласно, царского режима не мог заниматься математикой у себя на родине. Жил в Германии, Швейцарии, Швеции. Похоронен в Швеции. На смерть его были написаны стихи:

"Прощай! Тебя мы свято чтим, твой прах в могиле оставляя,
Пусть шведская земля над ним лежит легко, не подавляя.
Прощай! Со славою своей, ты, навсегда расставшись с нами

Жить будешь в памяти людей с другими светлыми умами.
Пока чудесный звездный свет с небес на землю будет литься
И в сонве плещущих планет кольцо Сатурна не затмится. (С.В. Ковалевская)

2. Математика не была его единственной страстью. С юных лет ему хотелось познать природу в целом. Он был философом и биологом, лингвистом и дипломатом, математиком и изобретателем. Мечтал об универсальном языке, позволяющем записывать любые мысли в виде математических формул.

Предложил несколько математических знаков: * и =. (Лейбниц)

3. Немецкий математик, почетный член Петербургской Академии наук. Имеет многочисленные труды по математике. Его ученицей была 1-я русская женщина-математик – С. В. Ковалевская. (К. Вейерштрасс)

4. Ученый, чьим именем названа геометрия, которую вы изучаете в школе. Создал руководство под названием "Начала". (Евклид)

5. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть больше 60 страниц. В 15 лет открыл для себя математику, был одержим "демоном математики". За свои политические интересы был приговорен к 9 месяцем тюрьмы. Смертельно ранен на дуэли. Ему было всего 20 лет. (Галуа)

6. С 14 лет его жизнь связана с Казанским университетом. Читал лекции по физике, астрономии, заведовал обсерваторией. Создал неевклидовскую геометрию. Был награжден множеством орденов. Прошло не менее 20 лет со дня смерти, прежде чем его геометрия завоевала права гражданства в математике. (Н. Лобачевский)

2 тур "Числа"

Ведущий: В одной из трагедий Эсхила – великого греческого драматурга Прометей говорит: "Послушайте, что смертным сделал я. Число им изобрел, и буквы научил соединять. И память дал, мать муз, всему причину"

Вопросы:

1. Вы читали книгу Свифта про Гулливера? Во сколько раз Гулливер выше, чем лилипуты, а во сколько раз он ниже великанов? (число 12)

Ведущий рассказывает немного об этом числе. В древних памятниках число 12 встречается очень часто и в какой-то особой роли. То у пророка ровно 12 верных последователей, то герой должен совершить ровно 12 подвигов, греки насчитывали 12 богов, римляне рассказывали, что когда их царь Рамул закладывал первые камни будущего города, то над его головой появились 12 коршунов, в знак того, что Рим будет стоять ровно 12 сотен лет.

2. Назовите число, играющее особую роль в русских сказках. (число 3)

Вспоминаем сказки: "У старинушки 3 сына, старший умный был детина. Средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак"; "3 девицы под окном пряли поздно вечерком". Или герой сражается с 3-х главым змеем; 3 царства: медное, серебряное, золотое; 3 богатыря; 3 царства: земное, подземное, небесное.

3. На скольких кораблях греческие цари прибыли для осады вражеского города Трои? Какое наибольшее число имеет право убить охотник на охоте (примета)? (40)

Вспоминаем про число 40. В арабских сказках рассказывается про Али-бабу и 40 разбойников. У многих народов принято вспоминать 40 дней умершего человека. 41-ый медведь, убитый охотником – роковой (у А. Некрасова "В деревне". Мать, погибшего охотника говорит: "40 медведей поддел на рогатину – на – 41-ом сплошал")

4. Назовите звериное число. (666)

В Греции и странах Востока буквы заменяли числовыми значениями и полученные числа складывали. Христиане получили из титула и имени, преследовавшего их императора Нерона, число 666. С тех пор это число считают звериным.

5. Назовите число, выражающее связь с небом. (7)

Немного и об этом числе. Через 7 дней после новолуния видна половинка диска Луны. А еще через 7 дней вся Луна сияет на небесном небосклоне. 7 богов, связанных с небом: Венера, Меркурий, Марс, Сатурн, Солнце, Луна, Юпитер. 7 цветов радуги.

3 тур "Игра со зрителем"

Выбрасываются кубики с буквами. Из этих букв нужно составить слова. (дается 1 минута)
Ведущий спрашивает: у кого слово из 9 букв? 8? 7? и т. д.

Приглашаются зрители, составившие слова с наибольшим кличеством букв. Выносят "черный" ящик, в котором лежит приз. Его нужно отгадать. Участники данного тура имеют право задавать любые вопросы, касающиеся данного приза, но ведущий отвечает на них только "да" или "нет". Приз получает отгадавший.

4 тур "Старинные меры"

По одному вопросу на каждое задание. Показывается слайд со словами: золотник, доля, лот, пуд.

Вопрос: Утверждается, что карточки расположены в порядке возрастания массы. Так ли это? (нужно поменять местами карточки 1 и 2, доля – 44,43 мг, золотник – 4,266 г, лот – 12,8 г, пуд - 16 кг)

Показывается слайд со словами: пядь. ярд, сажень, аршин.
Вопрос: Назовите самую маленькую меру длины. (Ответ: пяд. Пядь – 0,1778 м, ярд – 0,9144 м, сажень – 2,134 м, аршин – 0,711 м)

Показывается слайд со словами: ведро, бутылка, чарка, четверть.
Вопрос: Назовите такую меру объема, которая равна 16 мерам из данных табличек. (Ответ: ведро. Ведро = 16 бутылкам)

Показывается слайд со словами: веверица, гривна, полушка, алтын.
Вопрос: Какая из данных мер здесь лишняя? (гривна – служит для измерения массы)

5 тур "Кто больше?"

Показывается слайд со словом: преобразование.

Задание: за одну минуту составить как можно больше слов. Через минуту ручки у участников команд отбираются.

Итог игры

За каждый правильный ответ жюри в течение игры выдает жетон. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов. Ей – грамота, другим командам – благодарственные письма.

Размер:
20.62 Kb
Скачали:
27