5 класс, слабослышащие учащиеся и учащиеся с тяжелыми нарушениями речи. Задания и мероприятие построено исходя из особенностей учащихся и наполняемости класса – 10-12 человек.
Занятие проходит в тесной связи с презентацией, кроме того все задания дублируются в виде раздаточного материала командам.
Цели
Оборудование: интерактивная и меловая доска, проектор, презентация
Ход мероприятия
Орг. момент
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру цифр. (Презентация, слайд 1)
- Цифры, а что это такое? Какие цифры вы знаете?
- Сколько всего цифр? Давайте посчитаем.
- В путешествие мы отправимся разделившись на две команды. Каждая команда придумает себе название, и отправимся в путь.
Названия команд записываются на доске.
Задания
«Собирайка»
- Перед вами названия известных литературных произведений, в названиях которых есть цифра. Но кто-то эти названия разрезал на слова. Составьте из этих слов эти названия. (Презентация, слайд 2)
Задания выполняют обе команды. Отвечают по очереди. Если команда не знает ответа или допускает ошибки, вторая команда дополняет и исправляет. За каждое выполненное правильно задание команда получает смайлик. Задания дублируются в раздаточном материала.
- Давайте проверим ваши ответы (Презентация, слайд 2)
«Цифра ноль»
- Ноль – это весьма занятное число! Появился ноль то ли в Индии, то ли в Вавилоне. Учёные так и не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Ясно одно, что сначала ноль был невидимкой. Пока его не существовало, вместо него оставляли пустое место. Но это нередко приводило к путанице, поэтому пришлось изобрести специальную цифру. Слово «ноль» или «нуль» появилось значительно позже и переводится как «ничто».
Между тем ноль – самая важная цифра нашей счётной системы. Если бы не было ноля, то и математики бы не было. Ноль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему встать справа – и число тут же увеличивается в 10, 1000 раз.
Кстати, в русском языке имеются такие слова, в которых присутствует число 100, например, стол. А теперь задание: за одну минуту нужно придумать и записать слова, в которых присутствует число 100. (Презентация, слайд 3)
Пример: Столб, столица, стог, столешница, столетник.
«Цифра семь»
- В древности большим почётом была окружена семёрка. Её считали магическим числом. А сколько пословиц, поговорок, крылатых слов, в которых встречается эта цифра! Давайте вспомним некоторые из них. Да вспомнить получится, если вы найдете продолжение к ним. (Презентация, слайд 4)
- Давайте проверим ваши ответы
«Вопросная»
(Презентация, слайд 5)
- У меня есть для вас вопросы, ответьте на них:
1. Сколько цифр вы знаете? (10)
2. Сколько граммов в одном килограмме? (1000)
3. На какое число нельзя делить? (О)
4. Назовите наименьшее трёхзначное число. (100)
5. Сколько сантиметров в одном метре? (100)
6. Назовите наибольшее двузначное число. (99)
7. 11 – это цифра или число? (число)
8. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
«Сосчитайка»
(Презентация, слайд 6)
- Сколько на рисунке треугольников, параллелограммов, ромбов, трапеций, прямоугольников.
Итог мероприятия
- Давайте посчитаем, сколько смайликов набрала каждая из команд.
Подведение итогов. Награждение.
Рефлексия
- Какие задания вам понравились больше всего?
- С какими цифрами чаще всего мы сталкивались в путешествии?
(Презентация, слайд 7)