Методическая рекомендация для внеурочных занятий по изобразительному искусству 5-8 класс "Изучение основ построения орнамента"

Методическая рекомендация «Изучения основ построения орнамента» является сопровождающим материалом к теме "Декоративно прикладное творчество" для внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Предназначена для учителей изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования.

Методическая рекомендация направлена на изучение видов орнамента, особенностей стилизации, основ цветоведения. Знакомство с понятиями мотив, раппорт, ритм, ритмическая организация.

В методическом материале предложены занятия по стилизации элементов, изображению орнамента по предложенным схемам, разработке орнаментального мотива. Рассматриваются закономерности построения сетчатых, замкнутых, центрических орнаментов, орнаментов в полосе.

Основной уклон в изучении темы сделан на развитии умения составлять орнамент, понимать принципы построения орнаментов, умения ориентироваться по схемам. Применение орнамента в жизни людей.

Цель методической рекомендации: расширить представления учащихся об орнаменте, его классификации; особенностях построения орнамента; развитие навыка составления орнаментов на основе схем.

Актуальность темы: в постоянном расширении сфер применения орнаментального искусства. Занимаясь орнаментальным искусством, погружаясь в него, ребенок активно развивается эстетически, нравственно и интеллектуально, обогащается его словарный запас, расширяется кругозор, формирует творческое мышление.

Материал методической рекомендации предназначен для работы с детьми среднего звена 10-15 лет. Предполагаемое количество занятий - 9, но в процессе изучения тем, педагог может корректировать количество занятий в зависимости от учебной ситуации.

Планируемые результаты:

  • ориентироваться в классификации орнаментов, умение создавать линейный, сетчатый , замкнутый орнамент ;
  • ориентироваться в понятиях ритм, ритмическая организация, мотив, бордюр; усвоение начальных знаний по цветоведению;
  • умение применять орнамент к определенной форме.

Роль и функции орнамента становится очевидным, ведь значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять ее даже во фрагментах или при перерисовке.

Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент, пожалуй, самое упорядоченное и систематическое из всех видов искусств. Одна из его отличительных черт - математическая строгость организации формы, простая или усложненная система поворотов и повторов.

Узор орнамента, как правило, строится по законам симметрии. Можно удивительно просто превратить случайный рисунок, фрагмент или даже цветное пятно в красивый и стройный орнамент. Нужно лишь многократно повторить имеющееся изображение.

Основной уклон в изучении темы сделан на развитии умения составлять орнамент, понимать принципы построения орнаментов, умения ориентироваться по схемам. Материал по цветоведению дается после изучения видов орнаментов.

Предполагается использование наглядно-практического метода обучения, развивающих игр, упражнений, бесед - это способствует развитию мыслительных процессов: умения анализировать, комбинировать, планировать, обобщать, рефлексировать . Предполагается индивидуальная творческая практическая работа и работа в группах. Выполнение практических работ оказывает позитивное влияние на снятие тревожности, страха в познавательной деятельности детей.

Изучая элементы узора, способы создания орнаментов, дети впервые входят в мир символики, игры, воображения. Разработка приемов поэтапного обучения обеспечивает зрительную чувствительность, легкость, полноту восприятия.Украшая орнаментом формы, дети совершенствуют графические навыки и навыки письма.

Занятие 1. Тема: "Орнамент"

Задачи занятия: познакомить учащихся с понятием "орнамент", видами орнамента; с особенностями стилизации.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов

Орнамент – часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Методическая рекомендация для внеурочных занятий по ИЗО в 5-8 классах "Изучение основ построения орнамента" публикуются в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!