Игра-соревнование "Занимательная математика" может быть проведена на занятии математического кружка или при проведении внеклассного мероприятия по математике.
Цель: создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Ребятам предлагается объединиться в группы по цвету полученных карточек. Каждой группе предлагается распределить роли между собой и выполнять их при выполнении групповой работы.
- Эпиграфом к занятию я выбрала высказывание Блеза Паскаля "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным".
- Занятие проведем в виде командного соревнования. Путешествуя по миру "Занимательной математики", остановимся на станциях.
Задание 1. Определите закономерность и нарисуйте четвертую фигуру. Время выполнения: 3 минуты. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Задание 2. Вставьте недостающее число.
Задание 3. Число 30 легко выразить тремя пятерками 5·5+5. Попробуйте выразить 30 тремя другими одинаковыми цифрами. Результат работы оформите на листе бумаги. Время выполнения задания 5 минут. Каждый предложенный вами вариант - 1 балл.
Возможные ответы: 6·6-6=30; 3³+3=30; 33-3=30.
Задание 4. Какое наименьшее целое положительное число можно записать двумя цифрами? (2 балла)
Это не 10, а единица выраженная таким образом 1\1, 2\2, 3\3, …, 1º, 2º,…
Задание 5. Выразите 10 пятью девятками. Результат работы оформите на листе бумаги. Время выполнения задания 5 минут. Каждый предложенный вами вариант - 1 балл.
В случае затруднения ребятам предлагается ответить на вопросы-подсказки:
- Продолжите: 10 – это 9 и …
- Запишите 1 разными способами.
Возможные ответы: 9+99\99=10; 99\9-9\9=10, (9 9\9)9\9=10
Задание 6. Можно ли из прямоугольника 16ˣ9 путем разрезания по сторонам клеток составить квадрат? Если да, то рассмотреть возможные варианты. (3 балла за доказательство без получения подсказки и по 1 баллу за каждый вариант разрезания)
В случае затруднения предлагается найти площадь данного прямоугольника и сделать вывод. Команды получают прямоугольники 16ˣ9, ножницы для наглядной демонстрации возможных вариантов разрезания.
Ответ: можно, так как 16ˣ9=144=12²
Задание 7. Квадрат разрезан на 4 равных треугольника. Какие выпуклые многоугольники могут быть сложены из этих треугольников? Результат работы оформите на листе бумаги. Время выполнения задания 5 минут. Каждый предложенный вами вариант - 1 балл.
Задание 8. Квадрат 4ˣ4 содержит 16 клеток. Найти как можно больше способов разрезания на 4 равные по площади части так, чтобы линия разреза шла по стороне клеток.
Результат работы оформите на листе бумаги. Время выполнения задания 5 минут. Каждый предложенный вами вариант - 1 балл.
Задание 9. Площадь заштрихованной фигуры 5 см². Найти площадь четырехугольника АВСД.
Ответ: 25 см².
Определение группы набравшей наибольшее количество баллов.
Методика "Незаконченных предложений"
Итерактивная технология "Микрофон"
Передавая друг другу "микрофон":