Внеклассное мероприятие для 5-9 классов "Виртуальная экскурсия: город-герой Ленинград"

В рамках виртуальной экскурсии по городам-героям "Посвящается".

Цель: формировать чувство патриотизма, уважение и благодарность к участникам обороны Ленинграда.

Задачи:

  • познакомить обучающихся со славной страницей Великой Отечественной войны, героическим подвигом ленинградцев, совершенным в период блокады;
  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.

Аудитория: обучающиеся 5-9 классов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, плакаты, воздушные шары, георгиевские ленточки, презентация, видеоролики, фонограммы.

Ход мероприятия

Это имя - как гром и как град:
Петербург, Петроград, Ленинград.

(Слайды довоенного Ленинграда)
Ведущий: Приезжай в мой город, приезжий!
Он тебя, как маленькую, встретит,
Выкатит расцвеченный трамвай,
По Неве прокатит на рассвете.

Он поднимет радужно мосты,
И замрет, спокойный, величавый.
Он преподнесет тебе цветы
Где-нибудь за Нарвскою заставой.

Ты по новым улицам пройдешь -
Улицы широкие, прямые.
Улицы шумны, как молодежь,
Потому что тоже молодые.

Ты посмотришь вечером в Неву,
В этот час весеннего отлива,
И Нева покажет наяву,
Как ты удивительна красива...

Не дари мне писем, не дари.
Приезжай - тебе покажет всякий,
Как влюбленным светит до зари
Мой светлоголовый Исаакий.

Мне хвалили город парижан.
Что кому, а мне - мой город дорог!
Приезжай в мой город, приезжай,
Потому что это добрый город.

Ведущий (по ходу чтения идет презентация с видами современного Санкт-Петербурга): Падал белый снег. Короткие питерские сумерки - и почти уже ночь. Во влажной дымке растворяются фонари, дома, проходящие люди. Невский, Грибоедова, Миллионная - маршрут знакомый для любого туриста. Коренные петербуржцы спешат куда-то, и никто не останавливается, почти никто не смотрит друг на друга.

Лица к вечеру озабоченные и усталые. За свою историю город дважды пустел более чем наполовину. Первый раз - после смерти Петра I, когда появилась надежда, что столица из этих болот вернется в благополучную Москву, второй раз - в ленинградскую блокаду. Шансов почти не было, но оба раза Петербург выжил. Выжили люди, выжила мечта об особом культурном и духовном центре России. Вечерний город невероятен и прекрасен.

Как часто я слышу от друзей из других городов или даже из других стран, что Петербург очень красив, возможно, это даже самый красивый город на свете. Мне хочется им верить, и все же несмотря на фантастическую подсветку и обилие праздников меня не оставляет чувство, что город устало дремлет. Пессимизм? Может быть... Или мучительный поиск ответа на вопрос о том, что значит для человека и для города выжить и оставаться живым?

Звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича. Слайды о начале войны.
Ведущий: Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:

"Вставайте на помощь..." - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Ведущий: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

Ученик: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – не права.

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,

Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

Ведущий: С началом Великой Отечественной войны удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной Армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.

9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии "Север" вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге. 21 августа немцы заняли станцию Чудово. 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга. С 8 сентября 1941 началась блокада Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: "Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путeм обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города".

Ученик: Прорвались все-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.

Пришел он -
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга -
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.
Опять летят. Опять бомбят.
Пылает
Первый день блокады.

Их будет много - девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.

С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда -
Жестокий Первый день блокады!

Ведущий: В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома.

Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление "О производстве земляных работ". На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы. Общие ямы...

Ученик: Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.

А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.

Ведущий: В книге "Воспоминания" Дмитрия Сергеевича Лихачева, о годах блокады сказано: "Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу".

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Ученик: Только хлеб живой. Он все расскажет.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!
Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.
Я – хлеб.
У меня есть душа.
Я хлеб…

Ученик: О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…

Таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

Ведущий: Но, несмотря на голод, в осажденном городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах… Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

Ученик: Девчонка руки протянула,
Уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

Ведущий: Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь.

"28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942. Умерли все. Осталась одна Таня".

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Ученик: Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!"

Ведущий: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. И тогда проложили автомобильную трассу.

Ученик: Дороги, дороги, вас много кругом:
Широких, веселых и гулких, как гром.
Проносятся ветры, весенние грозы,
На кромках растут тополя и березы.

Я помню и знаю дорогу иную,
Дорогу по Ладоге, всю ледяную,
По ней вывозили людей из блокады…

Ведущий: От Дороги жизни зависело спасение жителей города.
Ученик: И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб. И тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь!

Ведущий: И все же никакие муки и лишения, никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников и жителей Ленинграда, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу. Город продолжал жить!

Ученик: Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.
…мы умирали…
Город жил –
исполнен малых наших сил.

Ведущий: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, они потеряют все человеческое. Немцы думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, – сдадут его.

Гитлер заявил: "Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!"

Ученик: Пытал нас враг железом и огнем...
"Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -
Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди - камни Ленинграда!"

Ведущий: Но гитлеровцы просчитались. Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Ученик: Мы помним осень, 41-ый,
Прозрачный воздух тех ночей,
Когда, как плети, часто, мерно
Свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,
Твердили, диким взрывам внемля:
"Ты проиграл игру, палач,
Едва вступил на нашу землю!"

Ученик: А та зима. Ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек –
Тот голод, тьму, ту злую жажду
На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих
Земле голодной петербургской –
Без бранных почестей, нагих,
В одной большой траншее братской?!

Но позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
"Ты проиграл войну, палач,
Едва занес на город руку!"

Ведущий: В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.
(Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича ("Ленинградской")

Ученик: Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела –
Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:
"Вниманье!
Играет блокадный оркестр!.."
И музыка

Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие темных квартир.
И слушал ее

Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

Ведущий: В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". (На фоне песни "Медаль за оборону Ленинграда" читается стих "Моя медаль")

Ученик: … Осада длится, тяжкая осада,
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды
Я здесь жила и все могла снести:
Медаль "За оборону Ленинграда"
Со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнет меня печаль, -
Я до тебя тогда коснусь руками,
Медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать еще упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей,
Медаль "За оборону Ленинграда".

Война еще идет, еще осада.
И как оружье новое в войне,
Сегодня Родина вручила мне
Медаль "За оборону Ленинграда".

Ведущий: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто".

Ученик: Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ученик: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим. (Минута молчания. Звучит метроном)

Ведущий: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Ученик: В январе прорвали кольцо блокады
"Враги кричали: "Нет конца

У Ленинградского кольца!"
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец.

Ведущий: 14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Ученик: И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожд"нный Ленинград!

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий: За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда". Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Ученик: За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий: Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас смотрит на нас с высоты своих памятников.

Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной плиты, на которой золоченными буквами вписаны имена павших на поле боя, погибших в блокадном Ленинграде, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все-таки не покоренных!

Ведущий: Память… Она не имеет начала, но не имеет и конца. Все идут и идут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых потому что, кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землей и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на нашей земле стучат тысячи сердец!

Ученик: Слава тем, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который

Выстоял!
Сражался!
Победил! (Звучит песня "Город над вольной Невой")

Размер:
31.47 Kb
Скачали:
16