Музейный урок посвященный ВОВ "Прикоснись к святому лику…"

Цели урока:

  • воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей;
  • формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости;
  • формирование представление о роли православной церкви в годы войны.

Задачи урока:

  • Расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны
  • Познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу.
  • На основе произведений и рассказов о ВОВ, подвести учащихся к выводу, что победа была достигнута усилиями и единством всего народа, церкви.
  • Воспитывать интерес к истории своего поселка, своего Отечества, чувство долга, патриотизма, милосердия.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

Учитель: Россия! Родина! Русь! Русский народ! Как близки и дороги эти понятия для каждого из нас! Как волнуется душа, когда мы слышим их!
- Гордость переполняет нас! Много испытаний выпало на долю русского народа, но он все выдержал, выстоял, продолжал жить и творить! (раздается колокольный звон)

1 ученик:
Звон колокольный чуть печальный,
И нежный, а за душу берет.
В нем радость жизни, плач прощальный,
Размах и удали полет.

2 ученик:
Я этот звон, как голос свыше,
Что нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес.

Песня "В горнице моей светло"

Учитель: Весна 1941 года в Дергачевском районе как никогда выдалась теплой, дружной, начали таять снега в конце марта, и уже к 10 апреля прошел ледоход. Своенравная Алтата вышла из берегов, и вода дошла до улицы Советской.

Весь Кордон был затоплен. На дергачевские улицы вместе с водой пошли льды, на которых каталась смелая молодежь. Наступили теплые дни. В 32 колхозах провели сев и радовались прошедшим в мае теплым дождям. Повсеместно по району и в целом по стране ожидали хороший урожай.

Рассказ ученика: Александр Гаврилович Нестеров, закончив Дергачевскую школу, поступил учиться в военное бронетанковое училище г. Казань. За отличные успехи он был поощрен недельным отпуском в родные Дергачи. Новый год встречал в школе на школьном бал-маскараде. Здесь он встретил Надю Макарову, она приехала к родным на зимние каникулы из Брестской области.

Это была первая любовь молодых сердец. Через 5 дней они расстались, дав друг другу обещание встретиться в мае. В конце мая Александр блестяще заканчивает училище и получает направление на прохождение военной службы в Брестскую область. Он посылает Наде телеграмму: "Встречай поездом Казань-Брест, вагон 5, буду 22 июня в 8 часов утра. Твой Саша Нестеров".

Словно крылья несли Надю на вокзал, на душе было радостно и светло. Уже вышла на перрон. И в это время произошло что-то невероятное. Яркое солнце вдруг померкло.
Звуки колокола сменяются звуками взрывов бомб, летящих самолетов.
- Надя увидела армаду летящих самолетов. Ударной волной от разорвавшейся бомбы Надю отбросило в кювет.

Учитель: Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли, само понятие – Россия. Первое, о чем подумали Надя:

На доске слова: Что это такое? Почему это происходит с нами? Что же будет дальше? Неизвестность.

Учитель: Ребята, какие чувства испытывают люди, когда находятся в неизвестности? (страх, горе, отчаяние и т.д.)
- На фронт из Дергачевского района ушло 5328 человек, а вернулось только 1141. Надя Макарова Стала санитаркой полевого госпиталя, а Саша воевал командиром танковой роты под Москвой, Ленинградом.

- И только через 3 года они встретились. Их встреча произошла на поле, во время танкового сражения под Прохоровкой. Танк Саши был подбит. Его самого, оглушенного, вытащил механик-водитель. Надежда Макарова на плащ-палатке тащила Александра до санитарного поста. Она спасла ему жизнь.
- А сколько лет длилась Великая Отечественная война? (ответы детей)

- Началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года, она продолжалась если точно, то 3 года, 10 месяцев и еще 17 дней или 1418 дней.Нелегко доставалась нам победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов.

- Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.Победа досталась нам дорогой ценой.
- Война… Странное и суровое время…

Учитель: А теперь давайте вспомним когда еще на нашу страну нападали враги?
Ученик 1:

1. Монгольское нашествие 1237 - 1240 г.
2. Борьба со Швецией и Тевтонским орденом 1240 -1 242г.

Ученик 2:

3. Смутное время 1598-1612 год, борьба с польскими и шведскими интервентами.
4. Отечественная война 1812 года. Борьба с французскими завоевателями.

Ученик 3:

5. Крымская война 1853-1856 год, война с Англией и Францией и Турцией.
6. Первая Мировая Война и интервенция, 1914-1922г. Война с Германией, Австро-Венгрией и Турцией, а позже и с бывшими союзниками по Антанте.

Одновременно показ Презентации с датами нападений на нашу страну.

Ученик: В воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советский Союз удар невиданной мощи: 190 дивизий (около 5 млн человек), более 4 тыс. танков, 47 тыс. орудий и минометов, около 4,5 тыс. самолетов, до 200 кораблей.

- Потери советских войск были огромны. Ориентировочно уже в первый месяц войны безвозвратные потери составили 1 млн человек, из них 700 тыс. пленными. В сентябре в Левобережной Украине попали в плен 650 тыс. человек. Позднее в боях под Брянском и Вязьмой еще 600 тыс. С июня по декабрь 1941 г. Красная армия и Военно-морской флот потеряли убитыми, умершими от ран, оказавшимися в плену и пропавшими без вести 3 млн 138 тыс. человек.

- Враги неоднократно пытались напасть на нашу страну, но русский народ всегда одерживал победу. Почему? Что же помогло нашему народу победить? (Ответ детей: вера в победу)

- Какими средствами поддерживали люди эту веру?

Учитель: В душах солдат, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогала им выстоять, выжить и победить! Она жила в их сердцах, читалась в строчках стихотворений, в письмах.

Ученик (с письмом в руках):
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Ученица (с письмом в руках): Здравствуйте дорогие мои родители – мама и все сородичи. Обо мне не беспокойтесь. Я жива и здорова. Ни одна пуля, ни один осколок за время войны не тронул меня. Несмотря на то, что на передовой мне приходилось под градом пуль, разрывов артиллерийских снарядов и авиационных бомб, выносить с поля боя тяжело раненных солдат и офицеров. Видимо сам Бог меня охраняет. Ваша дочь Антонина Волохова.

Учитель: Не зачерствели души наших солдат в пороховом дыму сражений.С их военными судьбами тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.

Дети поют песню "Священная война"

Учитель: Ребята, как автор песни называет войну?
- Почему же эта война была названа народной?
Дети: Весь народ поднялся на защиту своей Родины.

Учитель: А как вы понимаете слово "Священная" война?
- Подберите похожие слова. (Святость, освятить, священная, святой)
- С чем ассоциируются у вас эти слова? Что у вас возникает перед глазами?

- Не удивительно, что с началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к небу, молитвы выступали в роли душевного успокоения.
- В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберег.

Ученик: Провожая любимую единственную дочь Волохову Антонину на войну, мать со слезами на глазах, поцеловав ее, перекрестив, подняв обе руки вверх, сказала: "О Господи, сохрани ее, нашу любимицу, нашу единственную дочь".

- На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. На полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками поисковики находят нательные крестики, и спрятанные в нагрудные карманы иконочки Божией Матери, с молитвой"Живые помощи". Это еще раз говорит о том, что люди шли в бой с верой.

Учитель: До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли.Казанская Божия Матерь пришла на помощь России в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.

Ученик: Суровая зима 1941 года. Немцы уже на подступах к Москве. Из личных биноклей немецкие командиры хорошо просматривают окраины города. Им даже видны звезды Кремля. Вопреки бытующим утверждениям Сталин не покидал столицу.

Учитель: Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. Через трое суток ему почудился голос: "Пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее вокруг города".

- Все сказанное было передано Сталину. По его тайному приказу Москву трижды облетел самолет с Казанской иконой на борту. В три часа утра 5 декабря советские войска пошли в контрнаступление и разгромили немцев под Москвой. В это же время ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие пострадали от обморожения: более чем 14 тысячам человек пришлось ампутировать конечности.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны Сталин трижды отдавал приказы о применении Иконы для защиты отечественных городов. В блокадном Ленинграде был совершен Крестный Ход с Иконой Божией Матери Казанской. А при обороне Сталинграда Икону привозили на самые опасные участки фронта.

- Известно, что Киев был освобожден нашими войсками 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери. И множество храмов было открыто во время войны. Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена иноческая жизнь в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах и многих других монастырях.

- Было принято также решение о переносе мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, туда, где стояла всю войну та самая чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была и с ополчением в 1612 году.

- А о Кенигсбергском чуде в 1944 году сохранилось свидетельство одного из присутствовавших при нем офицеров: "Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери огромны и чаша весов колебалась так, что мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…"

- Но командующий быстро прекратил подобного рода шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась.

- Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами, и тысячами сдавались в плен! Как потом рассказывали пленные, перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна", которая была видна всей немецкой армии, и у всех в тот час абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела.

- Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, сломили рукопашное сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли большие потери! Во время этого явления Богородицы немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!"

Ученик: Практически повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской — Александр Невский, Дмитрий Донской. Известный факт: в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков".

- На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов.

Звучит колокольный звон
1 ученик:
Наполнен звоном край окрестный,
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет,
Она по-прежнему жива!

Учитель: Наша с вами задача, ребята, - не забывать историю подвига нашего народа и пронести ее через поколения. Вы должны быть любознательным и учтивым к истории нашей Родины, бережно хранить традиции и культуру наших предков, передавать из поколения в поколение святость и духовность русского человека…

- А уходя, я прошу вас задуматься над вопросом: "Что нужно делать, чтобы войны больше не было?"

Размер:
25.95 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: конспект урока, ВОВ