Формирование у учащихся 5 класса хронологических знаний и умений на уроках истории

История человечества формировалась на протяжении значительного периода времени, переходя из одной эпохи в другую, сменяя поколения одно за другим, поэтому педагогическая практика и эмпирические наблюдения только подтверждают ту идею, что восприятие времени у учеников формируется лишь на основе их жизненного опыта, который несопоставимо мал, по сравнению с периодом развития человеческого общества.

Суть выше изложенного нашло свое отражение в работах методистов, посвященным развитию навыков с хронологическими периодами у учащихся.

На этом основании методисты, совместно с психологами рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями ребят с эмоционально зрелищной презентации главных свойств исторического времени:

"Надо создать на уроке ощущение отдаленности древних культур, поясняя хронологическую отдаленность на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высоких домов и т.д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда еще практически не было самолетов.

Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникали первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира"

Немецкий педагог К. Линденберг советует: "Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдем до времен, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда еще и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии... При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдаленной эпохи.

Для того, чтобы у учащихся сформировалось представление о длительности времени, периоде, эпохи разберем ситуацию на примере семьи. Для этого используем график сравнения "Возраст моей семьи".

Начнем с того что определим возраст каждого из учеников. В пятом классе это 10-11 лет. Чертим линию на доске и на ней отображаем возраст ребенка.

При этом педагог подводит учащихся к пониманию того, какое время ими было прожито. Дальше для решения задачи уточняем возраст родителей. В нашем классе получилось 35 лет. Для сравнения чертим вторую линию на доске и на ней отображаем возраст родителей. Теперь подсчитаем возраст бабушек, в среднем – 55 лет. Чертим еще одну линию, для показа возраста бабушек.

Линия времениЛиния времени

Ученики переносят график сравнения "Возраст моей семьи" в тетрадь. Для закрепления решим еще одну задачу. На линии времени вашего возраста отметьте события, которые считаете важными за период вашей жизни.

Важные события за период жизни учащегосяВажные события за период жизни учащегося

Учащиеся получили первые представление о небольшом историческом времени.

Представление учеников об историческом времени, суждение о хронологии проводится в начале обучения в 5 классе, при знакомстве с предметом история. Хронологические познания развиваются дальше на уроке " счет лет в историю", а дальнейшее закрепление распространяется на весь курс "Истории". Обращать внимание учащихся на хронологию надо на каждом уроке. Рассказывая об историческом событии, педагог должен сформировать у учащихся представление о временных рамках этого события.

Работа с хронологией в 5 классе, при обучении истории, предполагает постепенность формирования временных представлений обучающихся с помощью системы приемов.

Приемы и средства изучения хронологииПриемы и средства изучения хронологии

Постигнуть хронологию позволяют приемы и средства:

  1. Создание представлений о веке, его частях, периодах.
  2. Лента времени, задания и упражнения для работы по ней.
  3. Календарь событий.
  4. Хронологические и синхронистические таблицы.
  5. Образное обозначение дат, опорные конспекты и схемы.
  6. Хронологический комплекс, хронологический ряд.
  7. Задания в тестовой форме. Хронологические упражнения.
  8. Хронологические задачи. Нестандартные вопросы.
  9. Игры.
  10. Задания в форме тестов.

Для изучения приведенных приемов, через обозначенные средства, будем дополнительно использовать классные часы.
Урок, построенный на применении наглядного метода обучения, основан на сотрудничестве педагога и учащихся и проводится с помощью активных и интерактивных технологий обучения.

Знакомство с лентой времени происходит на уроке "счет лет в истории". Для этого мы будем использовать современные технологии - интерактивную доску, для роста мотивации.

Интерактивная доска - это большой сенсорный экран, функционирующий как часть системы, состоящей из компьютера и мультимедийного проектора. Она значительно расширяет возможности учителя на различных этапах урока, позволяя провести его на качественно новом уровне.

Интерактивная доска является современным средством помогающим построить процесс обучения. Во-первых-это наглядность материала, которая способствует к более яркому восприятию урока, посредством визуализации. Во-вторых - это повышает эффективность уроков. В-третьих - у учащихся развивается интерес к предмету, желающих ответить становится больше. В-четвертых – уровень знаний школьников возрастает. 

На всех остальных уроках по истории мы будем обращаться к ленте времени и отмечать на ней дату происходящего события. В результате выходит целый хронологический ряд. В ленте времени можно наглядно сопоставлять события и факты в разных странах.

Задания по ленте времени могут быть сформулированы по следующим категориям:

  • на определение длительности события;
  • на выявление временных связей между событиями;
  • на выявление синхронности событий.

Используя наглядную ленту времени, педагог наносит на нее равные отрезки, при этом объясняя, что один отрезок соответствует веку.

Как правильно определить век. Здесь учащиеся сталкиваются с тремя проблемами. Во – первых, века расположенные на ленте обозначаются римскими цифрами, а года арабскими. Не все могут правильно их обозначить. Составим таблицу обозначений знаков в римской записи числа арабским цифрам.
Таблица "Перевод арабских и римских цифр"

Арабские  цифры

Римские цифры

1

I

2

II

3

III

4

IV

5

V

6

VI

7

VII

8

VIII

9

IX

10

X

11

XI

12

XII

13

XIII

14

XIV

15

XV

16

XVI

17

XVII

18

XVIII

19

XIX

20

XX

21

XXI

Во-вторых, при встрече в тексте римских цифр-веков не все ученики могут правильно прочитать. Здесь учитывается следующая особенность. При подсчете века необходимо складывать все римские цифры по порядку. Если в обозначении встречается единица, то мы смотрим ее расположение. В конце числа - прибавляем, в другом месте – отнимаем.

Примеры: XI век. В данном примере единица стоит в конце, поэтому ее прибавляем. XI = X+I (десяток плюс единица).
XIV век. Здесь мы видим, что число состоит из десятка, единицы, пятерки. Смотрим правило единицы – в середине, поэтому мы ее отнимаем. XIV= X+V-I

В-третьих, как года, написанные арабскими цифрами переводятся в римские.

1. При переводе года, написанного арабскими цифрами, в века – у значении года закрываем последние два числа, а к оставшимся прибавляем единицу. Переведем 1146 г. - первое упоминание Тулы в летописи Никона в век.

Перевод года в векПеревод года в век

Нужно помнить, что в 1 веке – 100 лет. Существует правило: если конечные две цифры года оканчиваются на 01,02,03…, то это начало следующего века, если конечные две цифры года оканчиваются на 00, то это окончание столетия и единицу не прибавляем.

Переведем ок. 1000 г. - появление Венгерского королевства в век.

Перевод года в век оканчивающегося на 00Перевод года в век оканчивающегося на 00

2. Осуществить перевод можно с помощью графического способа.
На линии времени располагаем нужный нам год и даты окончания и начала века. Рассмотрим на примере: 1146 г. - первое упоминание Тулы в летописи Никона, переведем в век.

Графический способ перевод года в векГрафический способ перевод года в век

3. В наш современный информационный век, определение века можно объяснить с помощью телефона. На экране всегда выводится время, где минуты будут обозначать десятки, а часы века.

Перевод года в век с использованием времени

Из выше сказанного мы проводим следующие действия: 1008 = 10.08 = 10+1 = 11 век.

Обозначение веков римскими цифрами сохраняется на протяжении всего курса истории. Дальше происходит объяснение понятий "наша эра" и "до нашей эры".

Эра - система летосчисления, ведущаяся от определенного момента. Летоисчисление - отсчет времени. Около 2000 лет назад появилось современное летоисчисление, связанное с мировым событием-рождением Христа. Данная точка отсчета поделила ленту на события, произошедшие до Рождества Христова и после Рождества Христова, то есть события до нашего времени и события нашего времени

Это выглядит следующим образом на ленте времени.

Лента времени. ЭраЛента времени. Эра

Счет лет до нашей эры идет в обратном порядке по направлению к нашим дням, к нашей эре. В нашей эре года считаются понарастающей.

 Счет лет до нашей эры Счет лет до нашей эры

Таблица "Переход от эры до наших дней к нашей эре"

ТаблицаТаблица

Для лучшего запоминания учащиеся переносят ленту времени в рабочую тетрадь. Дома ребята самостоятельно изготавливают карточки для работы по ленте времени или для работы с хронологией в дальнейшем на уроках.

Например, педагог называет историческое событие, выводит его на интерактивную доску, а учащиеся фиксируют у себя в карточках, тетрадях. В этот момент происходит зрительное восприятие информации. Дату соотносим с событием, о котором мы будем говорить на уроке. Возьмем как пример правление царя Хаммурапи с 1792 по 1750 гг. до н.э.

Определяем, в каком веке произошло событие, в какой эре было правление царя. Закрепляем понятие век, год, эра. Обращаем внимание еще раз на расположение на ленте времени.

Одним из приемов помогающим в формировании хронологических знаний и умений является игра.

Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры". Игра же, как предмет учебного занятия по истории, подразумевает под собой активную форму обучения, при которой учитель или ученики формируют определенную модель поведения, (будь то действия, произошедшие в далеком прошлом, или реалии настоящего мира) которой следуют на протяжения всего взаимодействия между участниками

Цель же игры состоит в том, чтобы сформировать такую ситуацию, при которой все участники чувствовали бы себя комфортно, что позволило бы раскрепостить действующих игроков и проявить интерес к исторической деятельности.

Среди игр, можно выделить четыре направления:

  1. Игры, которые концентрируют свое внимание только на развитие хронологических умений, так называемы исторические задачи, которые необходимо решить в рамках игры.
  2. Игры, которые концентрируют свое внимание на элементарной исторической теории, которую в той или иной мере освоили ученики. Тут можно провести параллель с игрой "Что? Где? Когда?", в основание которой заложены вопросы, рассмотренные в опорных конспектах.
  3. Игры, которые концентрируют свое внимание на моделировании сферы деятельности и жизни различных сословий, отдельных исторических личностей. Примером такой игры являются реконструкции, популярные в наше время даже у людей, которые далеки от исторических дискуссий, или игры-имитации какого-либо произошедшего события.
  4. Игры, которые концентрируют свое внимание на внутреннем укладе людей: их поведении, духовной части жизни исторического человека. Примером служит - психодрама, ролевая игра, социодрама.

Работа публикуется в сокращении. Скачайте полную версию по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: история, 5 класс, обмен опытом