Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка на основе использования краеведческого материала

Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали увлеченно и творчески, не только познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности, но и росли настоящими гражданами Великой России.

В связи с этим актуальным становится проблема поиска построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается проблемы формирования лингвистической грамотности и патриотического воспитания учащихся.

Одним из направлений этой работы является использование краеведческого подхода на уроках русского языка.

Наблюдения показали, что для большинства школьников слово "патриотизм" в первую очередь совпадает с "малой Родиной" - ближним социальным окружением: с областью, районом, селом, домом, семьей. Чтобы повысить познавательный интерес к истории Белгородчины, мы и стали работать над данной проблемой, надеясь на то, что использование краеведческого материала, будет не только способствовать формированию лингвистической компетенции школьников.

Но и позволит детям ярче увидеть красоту и богатство родной земли: ведь Белгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности.

Главная цель учителя в связи с этим свелась к желанию увлечь, полностью захватить умы учащихся своим предметом, а души краеведческим материалом. Эта работа оказалась очень многогранной. В урочной деятельности мы обратились к фрагментарному введению краеведческого материала в разные лингвистические темы.

Включение краеведческого материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики предполагает возможность интегрированных уроков, ролевых игр, уроков-путешествий, организацию учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов, сюжетно-ролевые игры с исследовательской направленностью и т. д.

Работа с краеведческим материалом на уроках русского языка создает условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности, для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.

Использование краеведческих материалов дает учащимся представления об особенностях Белогорья: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т. д. (микротопонимика). Происхождение названий городов, поселков, деревень, рек, озер Белгородской области (топонимов) мы нахо¬дим в исторических документах и специальных справочниках. Особый интерес вызывает у школьников тексты о городах Белгородской области: Старый и Новый Оскол.

Старый Оскол - второй по величине город Белгородской области. Он - ровесник Белгорода. Построен город-крепость был на высокой меловой круче у Оскола. И имя свое получил от этой красивой русской реки - Оскол. Это позже, когда ниже по течению вырос еще один город, Оскол стали называть Старым Осколом, а город-новичок Новым Осколом.

Знакомство с текстом сопровождается заданием:

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Какова стилевая задача и стилевые черты текста?
  • Какие языковые средства помогают определить стиль и тип речи?
  • Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли?

В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к культуре Белогорья. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать себя творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя.

Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться. Поэтому большим педагогическим потенциалом в патриотическом воспитании обучающихся обладает работа с "малыми текстами" – выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием "Познай и полюби свой край". Эта серия заданий включает следующие рубрики:

Знаете ли вы, что…

Белгородчина всегда была богата талантливыми, умными и отважными людьми. Белгородцам в эпоху правления Петра I пришлось под Воронежем строить флот, сражаться со шведами на берегах Балтики, участвовать в Полтавской битве, походах великих полководцев Суворова и Кутузова. На нашей знаменитой земле рождались замечательные полководцы, в трудные для судеб страны времена поднимавшие русскую армию на ее защиту.

Это Ватутин, прославивший силу русского духа в многочисленных победах на полях сражений. Не менее героически вели себя в трудных условиях войны с врагом и простые русские люди. На территории Белгородской области родилась Первая Конная армия. Во время Великой Отечественной войны – через наши земли пролегла знаменитая Огненная дуга.

Именно здесь произошло крупнейшее танковое сражение, навсегда увековечившее в истории небольшое Прохоровское поле, ставшее третьим ратным полем России после Куликова поля и Бородина.

Анализ текста предусматривает повторение материала по теме "Синтаксис простого предложения".

Это интересно…

Белгородская крепость за свою историю трижды меняла свое местоположение. Вначале Белгород был построен на правом и крутом берегу тогда многоводной и судоходной реки Северского Донца, на большой меловой горе. Второе местоположение Белгорода было на низком месте.

Крепость часто затоплялась весенними водами и теряла прочность. В связи с этим Белгородская крепость снова была перенесена на меловую гору. Она была построена на правом берегу реки Северского Донца, где в него впадает река Везелица. Здесь Белгород находится и в настоящее время.

Это интересно…

Белгород…ий мел.
Ми…ионы лет назад места, где мы живем, были под водой. Здесь вздымались тепл.. волны Миров., океана. Многие мор...кие. животные имели раковины. А когда животные ум…рали или погибали, эти раковины падали на дно. За тысячи и тысячи лет на дне выр…сли целые горы раковин. Верхн.. раковины давили на нижн.., а еще сверху все заносило песком и глиной.

Под давлением многото… ой тяжести из раковин получался камень - известняк. А из самых мелк.. ракушек - мел.
Вот откуда наши мелов... горы и бугры. Океан со временем отступил, а мелов… горы остались. В нашей области их особенно много. От Бел., горы получил свое имя и Белгород.

Учащиеся выполняют задания: "В какой части слов пропущены буквы? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы". А комплексный анализ текста выливается в исследовательские задания:

  • Что раньше находилось на месте, где мы сейчас живем?
  • Откуда взялись наши меловые горы и бугры?
  • От чего получил свое имя Белгород?

Раздумья над уроками заставило обратиться к самостоятельной исследовательской деятельности школьников, в ходе которой дети "открывают" новые знания, они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. В процессе работы с текстами (отрывками их них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.

Работа с поэтическим текстом белгородских поэтов вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова, т. к. поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем, и ученики начинают ощущать, что это такое поэтический текст.

При изучении теоретических сведений о существительных сообщаем, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность.

Так, у И. Инютина мы находим:
Детство. В утреннем саду
С одногодком Толиком
Мы под яблоней траву
Рвем пугливым кроликом.

Или у И. Крупы:
Осенние ветры,
Осенняя хмурость,
Осенний цветной листопад.

При изучении прилагательных подчеркиваем, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Улетают мои журавли,
В роще ветер осенний лютует,
И деревья листву золотую
Уберечь на ветвях не смогли.
А. Машкара

При изучении однородных членов вновь обращаемся к лирике местного поэта И. Крупы:

Среди лугов, среди лесов
В журчанье тихих волн
Течет сквозь тысячи веков
Моя река Оскол.

Как правило, работа с художественными текстами белгородских авторов сопровождается комментарием об авторе того или иного текста. Например, о поэте И. Инютине сообщаем учащимся: "Игорь Инютин родился в 1952 году в городе Новый Оскол. Окончил педагогический институт. Работал учителем. И. Инютин – член союза журналистов, работал корреспондентом газеты "Вперед".

Таким образом, работа с краеведческим материалом на уроках русского языка создает условия не только для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, но и для патриотического воспитания учащихся: ведь в результате дети приобщаются не только к уникальности родного языка, но и неповторимости Белгородского края.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык