Одним из важных направлений в работе с детьми является патриотическое воспитание, целью которого является формирование у детей патриотического отношения и чувства к своей семье, селу, Родине.
Воспитатели, специалисты в своей работе неизбежно затрагивают тему нравственности и гражданского самосознания детей. Любовь к своей стране, к родному краю, к родным людям, друзьям – вот те простые и вечные нравственные ценности, которые мы стараемся передавать нашим воспитанникам.
Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды деятельности дошкольников.
Для решения данных задач используются различные формы работы, как традиционные (занятия, музыкальные досуги), так и новые формы работы. (тематические недели "Моя страна, мое село", "День народного единства", "Народная культура и традиции", "Семья", "День Победы"; встречи с интересными людьми, музыкальные гостиные, фестиваль семейных талантов,фестиваль военной песни)
Воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к селу, ко всей стране.
Оно начинается с простых, доступных и близких ребенку понятий: отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. В нашем детском саду уже традиционными стали музыкальные досуги, посвященные Дню матери, Дню пожилого человека. Проводятся новые формы работы с родителями: конкурсная программа "Наша дружная семья", а так же фестиваль семейных талантов "Моя талантливая семья", где выступали родители вместе со своими детьми.
В группах организованы фотовыставки: "Мой папа самый лучший", "Угадай-ка кто же я, это мамочка твоя", "Мои родные защитники Отечества" и т.д. Оформлена газета "Моя дружная семья". Так же в детском саду реализован проект "Семья – это ключ к огромному счастью", где использованы различные темы:
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы! В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город, поселок, село в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего.
Традиционно проводятся экскурсии в музей, библиотеку. Музей детского сада в этом году пополнился новыми экспозициями народных костюмов.
Музыкальная гостиная с фольклорной группой "Бабья радость". Для родителей проведено мероприятие "Весна в родном краю". Дети музыкальной школы выступили с народными произведениями. Проведено музыкальное развлечение "Русская песня".
Благодаря усилиям педагогов и жителей села в детском саду появился музей, в котором собраны старинные вещи, здесь проводятся развлечения, встречи с гостями. Чтобы познакомить детей с жизнью нашего великого земляка – М.В. Ломоносова, проводятся регулярно тематические занятия, оформлен стенд в музее. Дети выступают на Ломоносовских Чтениях.
Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. Для этого в детском саду проводятся занятия по физкультуре, спортивные развлечения совместно с родителями. (Мама, папа, я - спортивная семья; "веселые старты")
И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Дети должны знать и помнить: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. И в семье необходимо рассказывать истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов "Они защищали Родину".
Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать сильные чувства: пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
В детском саду оформлены стенды "Дети войны", "Участники войны", "Комната Боевой и Трудовой славы". Дети и педагоги участвовали в акции "70 добрых дел к 70-летию Победы".
В реализован проект "Поклонимся великим тем годам". В рамках проекта организована мини - библиотека книг о войне. Родители с детьми изготовили макеты на военную тематику, альбом рисунков по произведениям о ВОВ. Дети музыкальной школы исполнили для дошкольников произведения на военную тему. Проведена встреча с ветераном, где дети выступили с небольшим концертом.
В предверии дня Победы проходят тематические занятия, слушание военных песен, дети рисуют на темы "Спасибо за мир", "Георгиевская лента", "Салют Победы". Для ветеранов дети изготовляют открытки. Дети участвовали в районном фестивале военной песни "Красная гвоздика – горькая слеза". Проведен конкурс чтецов и музыкальных композиций, посвященных 70-летию Победы.
Традиционным стал общий праздник "Великая Победа", на который были приглашены ветераны детского сада – дети войны. Продолжением нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Проводится работа по воспитанию толерантного отношения к детям – инвалидам. Дети и педагоги участвовали в акциях "Этот мир открыт каждому" и "Книга детям". В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.