Цели: Развивать сообразительность, фантазию, математическую интуицию, интерес к предмету, логическое мышление, память, вычислительные навыки.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с положениями Послания Главы РМ о физико-математическом профиле обучения;
2. Создать условия для выполнения упражнений со спичками, с куском бумаги;
3. Научить решать нестандартные задачи по математике.
Кол-во часов: 26
Пояснительная записка
В Республике Мордовия начато строительство Технопарка, направленное на инновационное развитие региона.
Создание в Республике Технопарка потребует участие высококвалифицированных специалистов. Ведь Технопарк – это не только новая самостоятельная научно-производственная единица, это важнейшая связующая нить, которая должна объединить усилия всех заинтересованных участников научной и производственной деятельности республики.
Инновационный путь развития предполагает новый образ мысли, действия на опережение, новые идеи и технологии. Как следствие, новые требования к обучению подрастающего поколения.
Одной из главных задач учителей математики становится воспитание интереса к точным наукам, который должен стать основой для саморазвития учащихся. Математический кружок является одним из эффективных способов решения данной задачи.
Требования к уровню усвоения изучаемого материала
Ученики должны:
1. Уметь решать задачи на взвешивание, на расположение элементов по окружности, задачи-шутки;
2. Составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;
3. Увидеть связь математики с природой.
Программа математического кружка "Занимательная математика" для 5 класса
п/п |
Содержание |
Сроки проведения |
1 |
Задачи-шутки, задачи-загадки |
|
2 |
Старинные математические истории |
|
3 |
Упражнения со спичками |
|
4 |
Задачи на переливание |
|
5 |
Задачи «Как сосчитать» |
|
6 |
Упражнения с куском бумаги |
|
7 |
Математическая олимпиада |
|
8 |
Переправы и разъезды |
|
9 |
Задачи и еще раз задачи |
|
10 |
Комбинированные задачи с квадратом |
|
11 |
Выпуск газеты «Начинающие математики» |
|
12 |
Выполнение заданий из газеты |
|
13 |
Обобщающее занятие |
|
Программа математического кружка "Занимательная математика" для 6 класса
п/п |
Содержание |
Сроки проведения |
14 |
Карандаш и бумага |
|
15 |
Числовые головоломки |
|
16 |
Задачи на взвешивание |
|
17 |
Задачи-шутки |
|
18 |
Задачи логического характера |
|
19 |
Арифметическая викторина |
|
20 |
Комбинаторные задачи |
|
21 |
Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или». |
|
22 |
Геометрическая викторина |
|
23 |
Кроссворды, ребусы, математические сказки |
|
24 |
Выпуск газеты «Занимательная математика» |
|
25 |
Задачи на расположение элементов по окружности |
|
26 |
Экскурсия «Математика в природе» |
|
1 занятие. Задачи-шутки, задачи-загадки.
Цель. Уметь решать задачи-шутки и задачи-загадки на основе логического мышления.
Ход занятия
I Знакомство с планом.
II Решение задач.
1) Дележ
2) Сколько копеек
3) Портной
4) Число 666
5) Дробь
6) Разрубить подкову
7) Что сказал старик?
III Физкультминутка
IV Задачи на определение возраста.
Задача. Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
Задача. Когда отцу было 37 лет, то сыну было только 3 года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них?
V Самостоятельная работа.
Выполните действия.
1) 703-21·(361-349)
2) 2346:(209-186) ·15
Домашнее задание. Сочинить задачу-шутку или задачу-сказку.
2 занятие. Старинные математические истории.
Цель. Увидеть во всем сущность математики.
Ход занятия
I Проверка домашнего задания «задачи-шутки, задачи-загадки»
II Cтаринные истории.
1) Как гусь с аистом задачу решали
2) Недоумение крестьянок.
3) Крестьяне и картофель
III Физкультминутка
IV «Разминка ума»Зоина бабушка развела гусей и кроликов, у которых вместе 25 голов и 54 лапки .Сколько гусей и сколько кроликов у бабушки?
V Полезно помнить
1) 37·3=111
37·6=37·3·2
37·12=37·3·4
37·15=37·3·5
2) 7·11·13=1001
77·39=77·13·3
77·26=77·13·2
3) 91·11=1001
91·22
91·33
Домашнее задание. Сочинить математическую сказку.
3 занятие. Упражнение со спичками
Цель. Уметь придумывать остроумные забавные задачи, решаемые с помощью спичек.
Ход занятия
I Проверка домашнего задания
II Упражнения со спичками (сто, три, дом, рак, весы, две рюмки, храм, флюгер, фонарь, топор, лампа, ключ, квадраты)
III Физкультминутка
IV «Разминка ума»
Задача. Имеющейся в магазине картофель был развешен в 24 пакета – по 5 кг и по 3 кг. Вес всех пакетов по 5 кг оказался равным весу всех пакетов по 3 кг. Сколько было тех и других пакетов?
V Полезно помнить.
Умножение на 9 и на 11.
Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему нуль и отнимают множимое.
Например.
1) 62·9=620-62=600-42=558
2) 73·9=730-73=700-43=657
Чтобы устно умножить число на 11 приписывают нуль и прибавляют множимое.
1) 87·11=870+87=957
2) 34·11=340+34=374
VI Самостоятельная работа.
Выполни действия.
1) 6422-24·(372:12)=5678
2) 2678:(506-480)+297=400
4 занятие. Задачи на переливание.
Цель. Развивать математическую интуицию, нестандартное мышление
Ход занятия.
I Проверка домашнего задания.
II Решение задач.
1. Один человек имеет в бочонке 12 пинт вина (пинта – старинная французская мера объема, 1 пинта≈0,568 л) и хочет подарить половину вина, но у него нет сосуда в 6 пинт, однако имеются два пустых сосуда объемом 8 пинт и 5 пинт. Как с их помощью отлить ровно 6 пинт вина?
2. Имеются два пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1 л воды?
3. Как налить ровно 4 л воды, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом 5 л и 7 л, водопроводным краном для наливания воды и раковиной для ее выливания?
4. Как и бочки с квасом налить ровно 3 л кваса, пользуясь пустыми девятилитровым ведром и пятилитровым бидоном?
III Физкультминутка.
IV Разминка ума.
Задача. В школу привезли коробку мела, которой было 144 куска. В течение 20 дней первый класс использовал по 1 куску в 2 дня, второй класс – по 1 куску в день, а третий и четвертый классы – по 2 куска в день каждый. Сколько кусков мела осталось?
V Самостоятельная работа.
Выполните действия
1) 77·(452-348)-99
2) 874-(27·90-1999)
Домашнее задание. Придумать кроссворд на слово «математика»
5 занятие. Задачи «Как сосчитать»
Цель. Развивать фантазию и уметь считать на пальцах.
Ход занятия.
I Проверка домашнего задания.
II Решение задач
1) Рейс через океан
2) Продажа яблок
3) Гусеница
4) Велосипедисты и муха
III Физкультминутка
IV Разминка ума. Запиши число 1000, используя знаки действий и шесть раз цифру 3.
V Полезно помнить
Быстрое возведение в квадрат (чисел, оканчивающихся на 5)
1) 352=(3·3+1)25=1225
2) 852=8·925=7225
VI Самостоятельная работа.
Вычислите.
4900:14(62·205-12360)
Домашнее задание. Составьте ребус.
6 занятие. Упражнение с куском бумаги.
Цель. Развивать фантазию и логику.
Ход занятия.
I Проверка домашнего задания.
II Работа с куском бумаги.
III Физкультминутка
IV «Разминка ума».
Задача-шутка.
На пастбище паслись телята, гуляли гусята. Общее число ног телят было 392, а общее число лап гусят на 94 меньше числа ног телят. Сколько телят и сколько гусят было на пастбище?
V Продолжи ряд
6, 8, 16, 18, 36, …
9, 11, 31, 33, 53, …
15, 24, 35, 48, 63, …
2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, …
Домашнее задание. Задача. Стоимость книги равна 620 р. плюс половина стоимости книги. Сколько стоит эта книга?
7 занятие. Математическая олимпиада.
Цель. Развивать сообразительность логическое мышление, фантазию.
Ход занятия.
I Проверка домашнего задания.
II Выполните задания.
1. Задача. Два туриста выехали на велосипедах в разное время, а ехали с одинаковой скоростью. Когда второй турист проехал 5 км, первый уже проехал 13 км. Через сколько км пути первый турист проедет расстояние в два раза больше второго?
( через 3 км, I – 16 км, II – 8 км)
(3 очка)
2. В левой части равенства расставьте знаки действий и скобки, чтобы равенство стало верным:
123456789=1
(1·2+3+4-5+6+7-8):9=1
(2 очка)
3. Отец купил сыну пальто за 19 руб. в уплату он дал только трехрублевки и получил 5 руб сдачи. Сколько дал трехрублевок продавцу?
(8 трехрублевок)
(2 очка)
4. Сколько времени прошло от начала суток, если часы показывают без четверти 10?
(9 ч 45 мин)
(2 очка)
5. Девочку спросили, сколько у нее сестер. Она ответила, что у нее сестре столько, сколько и братьев. А ее брат на этот же вопрос ответил, что у него сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько в этой семье мальчиков и сколько девочек?
(4 девочки и 3 мальчики)
(3 очка)
6. сколько всего цифр потребуется, чтобы пронумеровать 24 страницы тетради?
(39 цифр)
(2 очка)
7. Какое число (четное или нечетное) получить, если сложить по порядку 6 натуральных чисел?
(нечетное)
(2 очка)
8. Что больше:
1+2+3+4+0 или 1·2·3·4·0?
(>)
(1 очко)
9. Что будет в 2010 году?
(поживем, увидим)
(1 очко)
Домашнее задание. Сочинить стихотворение о цифрах.