Программа математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 5-6 классов

Цели: Развивать сообразительность, фантазию, математическую интуицию, интерес к предмету, логическое мышление, память, вычислительные навыки.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с положениями Послания Главы РМ о физико-математическом профиле обучения;

2. Создать условия для выполнения упражнений со спичками, с куском бумаги;

3. Научить решать нестандартные задачи по математике.

Кол-во часов: 26

 

Пояснительная записка

В Республике Мордовия начато строительство Технопарка, направленное на инновационное развитие региона.

Создание в Республике Технопарка потребует участие высококвалифицированных специалистов. Ведь Технопарк – это не только новая самостоятельная научно-производственная единица, это важнейшая связующая нить, которая должна объединить усилия всех заинтересованных участников научной и производственной деятельности республики.

Инновационный путь развития предполагает новый образ мысли, действия на опережение, новые идеи и технологии. Как следствие, новые требования к обучению подрастающего поколения.

Одной из главных задач учителей математики становится воспитание интереса к точным наукам, который должен стать основой для саморазвития учащихся. Математический кружок является одним из эффективных способов решения данной задачи.

Требования к уровню усвоения изучаемого материала

Ученики должны:

1. Уметь решать задачи на взвешивание, на расположение элементов по окружности, задачи-шутки;

2. Составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;

3. Увидеть связь математики с природой.

 

Программа математического кружка "Занимательная математика" для 5 класса

п/п

Содержание

Сроки проведения

1

Задачи-шутки, задачи-загадки

 

2

Старинные математические истории

 

3

Упражнения со спичками

 

4

Задачи на переливание

 

5

Задачи «Как сосчитать»

 

6

Упражнения с куском бумаги

 

7

Математическая олимпиада

 

8

Переправы и разъезды

 

9

Задачи и еще раз задачи

 

10

Комбинированные задачи с квадратом

 

11

Выпуск газеты «Начинающие математики»

 

12

Выполнение заданий из газеты

 

13

Обобщающее занятие

 

 

Программа математического кружка "Занимательная математика" для 6 класса

п/п

Содержание

Сроки проведения

14

Карандаш и бумага

 

15

Числовые головоломки

 

16

Задачи на взвешивание

 

17

Задачи-шутки

 

18

Задачи логического характера

 

19

Арифметическая викторина

 

20

Комбинаторные задачи

 

21

Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или».

 

22

Геометрическая викторина

 

23

Кроссворды, ребусы, математические сказки

 

24

Выпуск газеты «Занимательная математика»

 

25

Задачи на расположение элементов по окружности

 

26

Экскурсия «Математика в природе»

 

 

1 занятие. Задачи-шутки, задачи-загадки.

Цель. Уметь решать задачи-шутки и задачи-загадки на основе логического мышления.

Ход занятия

I Знакомство с планом.

II Решение задач.

1) Дележ

2) Сколько копеек

3) Портной

4) Число 666

5) Дробь

6) Разрубить подкову

7) Что сказал старик?

III Физкультминутка

IV Задачи на определение возраста.

Задача. Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?

Задача. Когда отцу было 37 лет, то сыну было только 3 года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них?

V Самостоятельная работа.

Выполните действия.

1) 703-21·(361-349)

2) 2346:(209-186) ·15

Домашнее задание. Сочинить задачу-шутку или задачу-сказку.

 

2 занятие. Старинные математические истории.

Цель. Увидеть во всем сущность математики.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания «задачи-шутки, задачи-загадки»

II Cтаринные истории.

1) Как гусь с аистом задачу решали

2) Недоумение крестьянок.

3) Крестьяне и картофель

III Физкультминутка

IV  «Разминка ума»Зоина бабушка развела гусей и кроликов, у которых вместе 25 голов и 54 лапки .Сколько гусей и сколько кроликов у бабушки?

V Полезно помнить

1) 37·3=111

37·6=37·3·2

37·12=37·3·4

37·15=37·3·5

2) 7·11·13=1001

77·39=77·13·3

77·26=77·13·2

3) 91·11=1001

91·22

91·33

Домашнее задание. Сочинить математическую сказку.

 

3 занятие. Упражнение со спичками

Цель. Уметь придумывать остроумные забавные задачи, решаемые с помощью спичек.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания

II Упражнения со спичками (сто, три, дом, рак, весы, две рюмки, храм, флюгер, фонарь, топор, лампа, ключ, квадраты)

III Физкультминутка

IV «Разминка ума»

Задача. Имеющейся в магазине картофель был развешен в 24 пакета – по 5 кг и по 3 кг. Вес всех пакетов по 5 кг оказался равным весу всех пакетов по 3 кг. Сколько было тех и других пакетов?

V Полезно помнить.

Умножение на 9 и на 11.

Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему нуль и отнимают множимое.

Например.

1)  62·9=620-62=600-42=558

2)  73·9=730-73=700-43=657

Чтобы устно умножить число на 11 приписывают нуль и прибавляют множимое.

1)      87·11=870+87=957

2)      34·11=340+34=374

VI Самостоятельная работа.

Выполни действия.

1)      6422-24·(372:12)=5678

2)      2678:(506-480)+297=400

 

4 занятие. Задачи на переливание.

Цель. Развивать математическую интуицию, нестандартное мышление

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач.

1. Один человек имеет в бочонке 12 пинт вина (пинта – старинная французская мера объема, 1 пинта≈0,568 л) и хочет подарить половину вина, но у него нет сосуда в 6 пинт, однако имеются два пустых сосуда объемом 8 пинт и 5 пинт. Как с их помощью отлить ровно 6 пинт вина?

2. Имеются два пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1 л воды?

3. Как налить ровно 4 л воды, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом 5 л и 7 л, водопроводным краном для наливания воды и раковиной для ее выливания?

4. Как и бочки с квасом налить ровно 3 л кваса, пользуясь пустыми девятилитровым ведром и пятилитровым бидоном?

III Физкультминутка.

IV Разминка ума.

Задача. В школу привезли коробку мела, которой было 144 куска. В течение 20 дней первый класс использовал по 1 куску в 2 дня, второй класс – по 1 куску в день, а третий и четвертый классы – по 2 куска в день каждый. Сколько кусков мела осталось?

V Самостоятельная работа.

Выполните действия

1)      77·(452-348)-99

2)      874-(27·90-1999)

Домашнее задание. Придумать кроссворд на слово «математика»

 

5 занятие. Задачи «Как сосчитать»

Цель. Развивать фантазию и уметь считать на пальцах.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач

1)      Рейс через океан

2)      Продажа яблок

3)      Гусеница

4)      Велосипедисты и муха

III Физкультминутка

IV Разминка ума. Запиши число 1000, используя знаки действий и шесть раз цифру 3.

V Полезно помнить

Быстрое возведение в квадрат (чисел, оканчивающихся на 5)

1)      352=(3·3+1)25=1225

2)      852=8·925=7225

VI Самостоятельная работа.

Вычислите.

4900:14(62·205-12360)

Домашнее задание. Составьте ребус.

 

6 занятие. Упражнение с куском бумаги.

Цель. Развивать фантазию и логику.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Работа с куском бумаги.

III Физкультминутка

IV «Разминка ума».

Задача-шутка.

На пастбище паслись телята, гуляли гусята. Общее число ног телят было 392, а общее число лап гусят на 94 меньше числа ног телят. Сколько телят и сколько гусят было на пастбище?

V Продолжи ряд

6, 8, 16, 18, 36, …

9, 11, 31, 33, 53, …

15, 24, 35, 48, 63, …

2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, …

Домашнее задание. Задача. Стоимость книги равна 620 р. плюс половина стоимости книги. Сколько стоит эта книга?

 

7 занятие. Математическая олимпиада.

Цель. Развивать сообразительность логическое мышление, фантазию.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Выполните задания.

1.  Задача. Два туриста выехали на велосипедах в разное время, а ехали с одинаковой скоростью. Когда второй турист проехал 5 км, первый уже проехал 13 км. Через сколько км пути первый турист проедет расстояние в два раза больше второго?

( через 3 км, I – 16 км, II – 8 км)

(3 очка)

2.  В левой части равенства расставьте знаки действий и скобки, чтобы равенство стало верным:

123456789=1

(1·2+3+4-5+6+7-8):9=1

(2 очка)

3. Отец купил сыну пальто за 19 руб. в уплату он дал только трехрублевки и получил 5 руб сдачи. Сколько дал трехрублевок продавцу?

(8 трехрублевок)

(2 очка)

4. Сколько времени прошло от начала суток, если часы показывают без четверти 10?

(9 ч 45 мин)

(2 очка)

5. Девочку спросили, сколько у нее сестер. Она ответила, что у нее сестре столько, сколько и братьев. А ее брат на этот же вопрос ответил, что у него сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько в этой семье мальчиков  и сколько девочек?

(4 девочки и 3 мальчики)

(3 очка)

6. сколько всего цифр потребуется, чтобы пронумеровать 24 страницы тетради?

(39 цифр)

(2 очка)

7. Какое число (четное или нечетное) получить, если сложить по порядку 6 натуральных чисел?

(нечетное)

(2 очка)

8. Что больше:

1+2+3+4+0 или 1·2·3·4·0?

(>)

(1 очко)

9. Что будет в 2010 году?

(поживем, увидим)

(1 очко)

Домашнее задание. Сочинить стихотворение о цифрах.

Размер:
134.5 Kb
Скачали:
193