Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром" (8 класс)

Цели урока:

  • раскрытие духовных ценностей в жизни человека;
  • обогащение словаря учащихся и развитие творческих способностей;
  • воспитание культуры общения, развитие умения самостоятельного решения задач;
  • воспитание любви к русскому языку, к культуре своего народа.

Прогнозируемые результаты: составлять разные виды текста; мотивационные: пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Оборудование: книга Д.С. Лихачева "Письма о добром", толковые словари, фотографии учащихся, цветная бумага, фломастеры, лист ватмана.

Ключевые слова: проблемная ситуация, диалог, развитие личности, творческая деятельность.

Ход урока

Налаживание социального взаимодействия

- Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок-мастерская.
- Вы сегодня редакторы, корреспонденты, художники газеты "Культура и жизнь".
- Работаете в 4 отделах редакции газеты: "Информационный отдел", "Инновационный отдел", "Поэтический отдел", "Отдел писем". Итогом вашей работы будет выпуск газеты.

Индивидуальная работа в парах

- Разделите лист на две колонки. В первой колонке запишите свое определение слова "культура".
- Во второй колонке напишите определение, которое вы выбрали в работе в парах. Прочитайте, что получилось.

Социализация

- Обсудите в группах, что значит понятие "Культура". Сверьте свое определение с толковым словарем С.И. Ожегова.
- Дополните, откорректируйте определение. Найдите и прочитайте в словаре толкование слова культура, относящееся к человеку – это: "Общественное и умственное развитие, степень культуры человека". Дайте определение от каждой группы.

Самоконструкция

- Каким же должен быть культурный человек? Давайте запишем ассоциации на слово "культура" именами прилагательными. (работаем парами, затем даем ответ от группы)

К – культурный, коммуникативный, креативный
У – умный, увлеченный
Л - лояльный
Ь -

Т – трудолюбивый, толерантный
У - усердный
Р - работоспособный
А – активный

Проблема

- Обратимся к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева:

"Человек должен быть добрым и значительным". Как вы считаете, какие качества, характеризующие культурного человека можно добавить к нашему списку? (Любящий, красивый, знающий, жизнелюбивый, жизнерадостный)

Творческий процесс.

- Попробуем нарисовать или вырезать из цветной бумаги свой символ на эти слова:

  • "Поэтический отдел": на слово Любовь. (Сердце)
  • "Инновационный отдел": на слово Красота. (Цветок)
  • "Информационный отдел": на слово Знание. (Книга)
  • "Отдел писем": на слово Жизнь. (Радуга)

Афиширование

- Выберите лучший символ и приклейте на плакат. (Плакат со словами висит на доске)
- Выберите из написанной цепочки слов: Любовь – Красота – Знание – Жизнь главное слово. (Жизнь)

- Возьмите книгу Д.С. Лихачева "Письма о добром". Откройте "Письмо четвертое", найдите слова, где он пишет о жизни: "Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…".

- Прочтите вслух. Посмотрите, как называется "Письмо четвертое"? ("Самая большая ценность – жизнь")
- У человека самое дорогое – жизнь. У каждого человека она своя, единственная, неповторимая.

Разрыв

- Найдите на с. 19 слова Д.С. Лихачева о ценностях человеческой жизни: "…стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту".

- Попробуйте составить список основных нравственных ценностей человеческой жизни.
- Работаем индивидуально и в парах. Сверьте свой список со списком на слайде: любовь, дружба, добро, уважение и признание, гуманизм, милосердие, сострадание, совесть, поиск смысла жизни, культура, литература, искусство.

- Какая ценность человеческой жизни для вас самая главная? (ответы учащихся)
- Поиск смысла жизни – главная ценность человека. Каких ценностей нет в списке? Почему?

- Мы с вами обсудили ценности человеческой жизни. Обсудили, что наряду с материальными ценностями в жизни человека есть еще и духовные ценности, которые должны быть приоритетными в жизни человека.

К этим ценностям относится культура. И теперь отделы редакции приступают к работе по созданию газеты "Культура и жизнь".

  • "Отдел писем" пишет письмо другу: "Нравственные ценности человеческой жизни".
  • "Информационный отдел" пишет статью: "Новости школьной недели".
  • "Инновационный отдел" составляет афоризм и кластер на понятие "культура".
  • "Поэтический отдел" составляет синквейн на слово "жизнь".

Читают свои работы. Оформляют газету.

Рефлексия

- Вы отлично справились с работой. Газета сделана. Молодцы!
- Передавайте друг другу символ "Цветок жизни" и скажите несколько слов о ваших ощущениях от прошедшего урока. О чем вы задумались?
- Спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!