Цели урока:
Прогнозируемые результаты: составлять разные виды текста; мотивационные: пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Оборудование: книга Д.С. Лихачева "Письма о добром", толковые словари, фотографии учащихся, цветная бумага, фломастеры, лист ватмана.
Ключевые слова: проблемная ситуация, диалог, развитие личности, творческая деятельность.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок-мастерская.
- Вы сегодня редакторы, корреспонденты, художники газеты "Культура и жизнь".
- Работаете в 4 отделах редакции газеты: "Информационный отдел", "Инновационный отдел", "Поэтический отдел", "Отдел писем". Итогом вашей работы будет выпуск газеты.
- Разделите лист на две колонки. В первой колонке запишите свое определение слова "культура".
- Во второй колонке напишите определение, которое вы выбрали в работе в парах. Прочитайте, что получилось.
- Обсудите в группах, что значит понятие "Культура". Сверьте свое определение с толковым словарем С.И. Ожегова.
- Дополните, откорректируйте определение. Найдите и прочитайте в словаре толкование слова культура, относящееся к человеку – это: "Общественное и умственное развитие, степень культуры человека". Дайте определение от каждой группы.
- Каким же должен быть культурный человек? Давайте запишем ассоциации на слово "культура" именами прилагательными. (работаем парами, затем даем ответ от группы)
К – культурный, коммуникативный, креативный
У – умный, увлеченный
Л - лояльный
Ь -
Т – трудолюбивый, толерантный
У - усердный
Р - работоспособный
А – активный
- Обратимся к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева:
"Человек должен быть добрым и значительным". Как вы считаете, какие качества, характеризующие культурного человека можно добавить к нашему списку? (Любящий, красивый, знающий, жизнелюбивый, жизнерадостный)
Творческий процесс.
- Попробуем нарисовать или вырезать из цветной бумаги свой символ на эти слова:
- Выберите лучший символ и приклейте на плакат. (Плакат со словами висит на доске)
- Выберите из написанной цепочки слов: Любовь – Красота – Знание – Жизнь главное слово. (Жизнь)
- Возьмите книгу Д.С. Лихачева "Письма о добром". Откройте "Письмо четвертое", найдите слова, где он пишет о жизни: "Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…".
- Прочтите вслух. Посмотрите, как называется "Письмо четвертое"? ("Самая большая ценность – жизнь")
- У человека самое дорогое – жизнь. У каждого человека она своя, единственная, неповторимая.
- Найдите на с. 19 слова Д.С. Лихачева о ценностях человеческой жизни: "…стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту".
- Попробуйте составить список основных нравственных ценностей человеческой жизни.
- Работаем индивидуально и в парах. Сверьте свой список со списком на слайде: любовь, дружба, добро, уважение и признание, гуманизм, милосердие, сострадание, совесть, поиск смысла жизни, культура, литература, искусство.
- Какая ценность человеческой жизни для вас самая главная? (ответы учащихся)
- Поиск смысла жизни – главная ценность человека. Каких ценностей нет в списке? Почему?
- Мы с вами обсудили ценности человеческой жизни. Обсудили, что наряду с материальными ценностями в жизни человека есть еще и духовные ценности, которые должны быть приоритетными в жизни человека.
К этим ценностям относится культура. И теперь отделы редакции приступают к работе по созданию газеты "Культура и жизнь".
Читают свои работы. Оформляют газету.
- Вы отлично справились с работой. Газета сделана. Молодцы!
- Передавайте друг другу символ "Цветок жизни" и скажите несколько слов о ваших ощущениях от прошедшего урока. О чем вы задумались?
- Спасибо за урок!