Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание обучения дисциплины
Тематическое планирование по дисциплине «Литература»
Календарно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Курс литературы в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы. Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
- постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Содержание дисциплины (68 ч.)
Введение (1 ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. На родная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Учащиеся должны знать:
- особенности жанров народной песни;
-роль народной песни в развитии художественной литературы.
Учащиеся должны уметь:
- различать жанры народной песни;
- выявлять характерные для песен и преданий художественные приемы;
- выразительно читать;
- пересказывать предания.
Основные термины по разделу:
Устное народное творчество. Фольклор. Народная песня. Жанры народной песни. Предания.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Учащиеся должны знать:
- древнерусский текст в современном переводе;
- особенности характера героя древнерусской литературы.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;
- характеризовать героя древнерусской литературы;
- выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Основные термины по разделу:
Житие. Идеал человека.
Из литературы XVIII века (6 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Самостоятельные и контрольные работы
Тематика сочинений:
- Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века».
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XVIII века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.;
- характеризовать героя русской литературы XVIII в.;
- выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
- подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина.
Основные термины по разделу:
Классицизм.
Из литературы XIX века (33 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Самостоятельные и контрольные работы
Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тематика сочинений:
- Гринев и Швабрин.
- Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Тематика сочинений:
- Мцыри как романтический герой.
- Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).
Домашнее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Тематика сочинений:
- Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
- Хлестаковщина как нравственное явление.
Домашнее сочинение по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Тематика сочинений:
- Анализ эпизода из романа «История одного города» (по выбору учащегося).
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XIX века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
- характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.;
- выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) ;
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
- подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Крылова, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Основные термины по разделу:
Басня. Дума. Композиция. Сюжет. Герой. Характер героя. Пейзаж. Эпиграф. Поэма. Тема произведения. Идея произведения. Комедия. Ремарки. Персонаж. Монолог. Внесценический герой. Прототип. Герой-повествователь. Кульминация. Эпизод. Сатира. Подтекст. Эзопов язык. Контраст. Автор. Рассказчик. Лирика. Ритм. Рифма. Стихотворение. Изобразительно-выразительные средства. Системы стихосложения.
Из русской литературы XX века (17 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Самостоятельные и контрольные работы
Классное сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Тематика сочинений:
- Что значит быть счастливым? (на примере одного-двух произведений).
Домашнее сочинение по творчеству С.Есенина.
Тематика сочинений:
- Образ Пугачева в произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
Классное сочинение по литературе о Великой Отечественной войне.
Тематика сочинений:
- Великая отечественная война в литературе ХХ века на примере одного-двух произведений).
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XX века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века;
- характеризовать героя русской литературы XX века;
- выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
- подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, И.С.Шмелева, М.А.Осоргина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева.
Основные термины по разделу:
Портрет. Интерпретация. Поэма. Ирония. Фантастика. Псевдоним. Стихотворный размер. Строфа.
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя зарубежной литературы;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
- характеризовать героя зарубежной литературы;
- выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
- сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.
Основные термины по разделу:
Трагедия. Роман.
Подведение итогов (1 ч.)
Тематическое планирование
по дисциплине «Литература» 8 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||||
Теорети-ческое обучение, ч. |
Развитие речи, ч. |
Контроль-ная работа, ч. |
Внеклассное чтение, ч. |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
Устное народное творчество |
2 |
2 |
|
|
|
|
3 |
Из древнерусской литературы |
2 |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
Русская литература XVIII века |
6 |
4 |
1 |
|
1 |
|
5 |
Русская литература XIX века |
33 |
24 |
5 |
2 |
2 |
|
6 |
Русская литература XX века |
17 |
8 |
4 |
1 |
4 |
|
7 |
Из зарубежной литературы |
6 |
4 |
|
|
2 |
|
8 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
68 |
45 |
10 |
3 |
10 |
|
Скачать полную версию