Конспект урока "Стили речи: языковые средства"

Цели урока:

  • систематизация сведений о стилях речи;
  • введение понятия о стилистической окраске языковых единиц;
  • обучение уместному использованию стилистически окрашенной лексики.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения грамматического строя речи учащихся.
  • Содействовать воспитанию речевой культуры.

Ход урока

Организационный момент

Опрос по домашнему заданию: упр. 32 (4), с. 21 .
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и скобками, решая орфографические задачи.

Актуализация знаний о стилях речи

Беседа:
- Что такое функциональный стиль? (Разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении)
- На какие два вида делятся стили?

- Какие стили относятся к каждому виду?
- Чем отличаются различные функциональные стили? (Целью речи, сферой использования, стилевыми чертами, языковыми средствами, жанрами)

Изучение нового материала

Вводная часть

В начале было Слово,
В нем была жизнь,
И жизнь была свет человеков...

...а потом появился человек и современное общество. Но, как и тысячи лет назад главным было и остается слово. "Заговори, чтоб я тебя увидел", - сказал когда - то Сократ. Его слова свидетельствуют о том, что уже с древних времен слово являлось показателем культуры и образованности человека. Наш современник Д.С. Лихачев сказал: "Уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура". Его высказывание станет именем и девизом нашего урока.

Условно сферы общения можно разделить на 3 уровня:

  1. дипломатические встречи, переговоры;
  2. официально-деловое общение в сфере обслуживания (больницы, магазины и др.);
  3. общение в кругу родных и близких на бытовом уровне (семья, друзья).

Слово учителя:
- Чаще всего в своей жизни Ваше общение будет происходить в сфере официально - деловых отношений. Это поступление и учеба в ВУЗах, училищах, посещение больниц, театров и др. заведений.

Анализ значимости речевой культуры поведения в общественной жизни

Работа с рекламными объявлениями
- Перед вами лежит газеты, прочтите объявления на работу, определите, какими качествами должен обладать работник, устраивающийся на работу и почему. Какое главное?

В эпоху сложившейся современной социально - политической ситуации каждый человек должен быть конкурентоспособным. Поэтому в последнее время на рынке труда требуются люди не только знающие свою профессию, владеющие информационными технологиями, но и высоким уровнем речевой культуры.

Ознакомление с теоретическим материалом

1. Упр. 29, с. 19-20 (устно)
Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали о языковых единицах.

2. Упр. 30, с. 20
Найдите слова, которые имеют стилистическую окраску:

  • доминировать (книжное, возвышенная эмоционально-экспрессивная окраска)
  • меморандум (книжное, официально-деловое общение)
  • неявка (книжное, официально-деловое общение)
  • овсянка (разговорное, сниженная стилистическая окраска)
  • аскорбинка (разговорное, сниженная стилистическая окраска)
  • феномен (книжное, возвышенная эмоционально-экспрессивная окраска)
  • альтруизм (книжное)
  • альтернатива (книжное, возвышенная эмоционально-экспрессивная окраска), ниспослать (книжное, возвышенная эмоционально-экспрессивная окраска)

Составьте с ними словосочетания. (Доминирует в группе, меморандум о сотрудничестве, неявка на собрание, вкусная овсянка, съесть аскорбинку, увидел феномен, бескрайний альтруизм, предложить альтернативу, ниспослать счастье)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 31, с. 20. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски:

  • Болезнь — недуг, недомогание;
  • драться — противоборствовать, дубасить, колотить, бить;
  • брести — идти;
  • рукоплескать — аплодировать, хлопать в ладоши;
  • ничегонеделание — праздность, безделье;
  • воин — ратник, боец, рыцарь;
  • ввалиться — войти;
  • изгнать — выставить, удалить;
  • бояться — опасаться, трусить;
  • лентяй — бездельник, лежебока, лоботряс;
  • настойчивый — настырный, упрямый;
  • необразованный — невежественный;
  • здешний — тутошний, местный.

Текущий контроль (устно)
Определите стилистическую принадлежность слов:

  • Лоб, глаза, губы, спать, отдыхать, хранить, трудиться, побить. (межстилевая, нейтральная лексика)
  • Множитель, акселерация, морфема, тычинка, ассимиляция. (научная)
  • Дотация, иск, затребовать, меморандум, вышеизложенный, протокол. (официально-деловая)
  • Общественность, мощь, беззаветный, претворить, ныне, вовеки. (публицистическая)
  • Раздевалка, окошко, непоседа, забияка, вздремнуть, выкрутиться. (разговорная)
  • Шляться, огорошить, башка, обормот, болтовня, бедняга, докторша. (просторечная)

Практическая часть
- Вы купили некачественный товар. Вы принесли его обратно в магазин, но его брать не хотят. Убедите продавца это сделать.

Подведение итогов урока

- Спасибо за совместную работу. Вы сегодня умели слушать, учились выстраивать высказывания, т. е. показали искусство и культуру общения. Вы всегда должны помнить, что слово – великое оружие в руках человека.

Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно убить и продать и купить...
Словом можно в разящий свинец перелить.

Словом можно любить,
Словом можно предать,
Словом можно убить и спокойно продать,
Словом можно поднять, потом опустить
Очень сложно без слов в этом обществе жить.

Домашнее задание: § 5, упр. 33.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!