Цели урока:
Задачи:
Опрос по домашнему заданию: упр. 32 (4), с. 21 .
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и скобками, решая орфографические задачи.
Беседа:
- Что такое функциональный стиль? (Разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении)
- На какие два вида делятся стили?
- Какие стили относятся к каждому виду?
- Чем отличаются различные функциональные стили? (Целью речи, сферой использования, стилевыми чертами, языковыми средствами, жанрами)
Вводная часть
В начале было Слово,
В нем была жизнь,
И жизнь была свет человеков...
...а потом появился человек и современное общество. Но, как и тысячи лет назад главным было и остается слово. "Заговори, чтоб я тебя увидел", - сказал когда - то Сократ. Его слова свидетельствуют о том, что уже с древних времен слово являлось показателем культуры и образованности человека. Наш современник Д.С. Лихачев сказал: "Уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура". Его высказывание станет именем и девизом нашего урока.
Условно сферы общения можно разделить на 3 уровня:
Слово учителя:
- Чаще всего в своей жизни Ваше общение будет происходить в сфере официально - деловых отношений. Это поступление и учеба в ВУЗах, училищах, посещение больниц, театров и др. заведений.
Анализ значимости речевой культуры поведения в общественной жизни
Работа с рекламными объявлениями
- Перед вами лежит газеты, прочтите объявления на работу, определите, какими качествами должен обладать работник, устраивающийся на работу и почему. Какое главное?
В эпоху сложившейся современной социально - политической ситуации каждый человек должен быть конкурентоспособным. Поэтому в последнее время на рынке труда требуются люди не только знающие свою профессию, владеющие информационными технологиями, но и высоким уровнем речевой культуры.
1. Упр. 29, с. 19-20 (устно)
Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали о языковых единицах.
2. Упр. 30, с. 20
Найдите слова, которые имеют стилистическую окраску:
Составьте с ними словосочетания. (Доминирует в группе, меморандум о сотрудничестве, неявка на собрание, вкусная овсянка, съесть аскорбинку, увидел феномен, бескрайний альтруизм, предложить альтернативу, ниспослать счастье)
Физкультминутка
Упр. 31, с. 20. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски:
Текущий контроль (устно)
Определите стилистическую принадлежность слов:
Практическая часть
- Вы купили некачественный товар. Вы принесли его обратно в магазин, но его брать не хотят. Убедите продавца это сделать.
- Спасибо за совместную работу. Вы сегодня умели слушать, учились выстраивать высказывания, т. е. показали искусство и культуру общения. Вы всегда должны помнить, что слово – великое оружие в руках человека.
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно убить и продать и купить...
Словом можно в разящий свинец перелить.
Словом можно любить,
Словом можно предать,
Словом можно убить и спокойно продать,
Словом можно поднять, потом опустить
Очень сложно без слов в этом обществе жить.
Домашнее задание: § 5, упр. 33.