Творческая работа для 7 класса по картине Василия Поленова "Московский дворик"

Цели:

  • формирование художественных и культурных компетенций учащихся;
  • обогащение словаря: капитель, фронтон, закомары, фасад, портик и др.;
  • закрепление особенностей описания как типа речи;
  • анализ и структурирование рабочих материалов;
  • выполнение творческого практико-ориентированного задания.

Продукт: сочинение-описание картины В.Д. Поленова "Московский дворик" или текст фрагмента экскурсии по залу Василия Поленова в Третьяковской галерее.

Оборудование: интернет, проектор, интерактивная доска, планшеты, рабочие листы.

Рабочий лист

Группа № 1 "Художники"

Состав группы: учащиеся 7 класса.

1. Внимательно рассмотрите картину В.Д. Поленова "Московский дворик". Опишите в нескольких предложениях свои впечатления и чувства, которые вызывает у вас это произведение.

Картина В.Д. Поленова "Московский дворик"Картина В.Д. Поленова "Московский дворик"

Поэзия тихой, спокойной жизни соприкасается с обаянием будней, в которых таится нечто вечное, неколебимое, приносящее человеку счастье бытия. В ностальгической прозе жизни просвечиваются неизбывные, непреходящие этические ценности.

Ленивое течение повседневности, как бы олицетворяющее характер русского человека, отсылает к памяти, которая хранит стародавние традиции, не утратившие значения в дне сегодняшнем Обаяние Московского дворика так устойчиво, потому что сумело впитать многое из национального мировосприятия, из национального сознания. Московский дворик-это философия жизни.

Особая прелесть картины - в красоте ее живописного решения. Мастерство художника-пленэриста обрело в этом пейзаже законченное выражение. Оно - в тонкости найденных цветовых отношений, в сгармонизированности тонов, в отсутствии сильных световых контрастов. Единственным ярким цветовым аккордом горят золотые купола церкви на фоне прозрачной голубизны неба. Все остальные цвета приглушены голубовато-серыми рефлексами, объединены мягким световоздушным флером.

2. Напишите, что такое пейзаж?

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображенная человеком природа.

3. Определите, к какому жанру относится картина "Московский дворик"? Ответ аргументируйте.

Пленэрная живопись ("работать на пленэре" (то есть на открытом воздухе). Для создания световоздушной среды в картине Василий Поленов использовал средства пленэрной живописи. Голубоватый рефлекс от неба определяет тональность строений. Все крыши даны светло-голубой, слегка зеленоватой краской.

Этим художник как бы соединяет их с тоном неба и создает переход к колориту зелени. А серовато-коричневые заборы и сараи по тону приближаются к тону земли, травы, деревьев. Легкая воздушная дымка, голубоватые и жемчужно-серые тени, мягкий рассеянный солнечный свет, скользящий по поверхности архитектурных форм, смягчают четкость объемов, строения органически вписываются в пространство.

Чтобы добиться общей гармонии и передать окутывающую фигуры, деревья, здания воздушную атмосферу, художник сознательно ограничивает себя в выборе колорита, используя в основном спокойные светлые краски, тонко согласованные друг с другом.

Картина "Московский дворик" открывает период пленэрной живописи Поленова. Этой работой художник дебютировал на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Произведение положило начало московского периода творчества Поленова.

4. Обратите внимание, как четко композиция картины разделена на два плана. Опишите их.

Композиция картины четко разделена на два плана.

Передний план продуманно организован и потому легко обозрим. Изображены постоянные обитатели дворика. Светловолосый маленький мальчик одет в белую рубашку и темные штаны. Он увлечен каким-то занятием. Чуть дальше, в центре картины, художник изобразил двух маленьких детей, лежащих на траве. Они что-то внимательно рассматривают или играют.

Рядом сидит маленькая девочка. Она расстроилась и громко плачет. На картине художник изобразил женщину в белом платье с ведром в руках. Возможно, она идет покормить кур, гуляющих во дворе.

Но жизнь, изображаемая художником, не исчерпывается ее будничными проявлениями. Рядом с дощатым сараем, забором, колодцем сверкают белизной своих стен нарядные особняки, высятся церкви, колокольни. И над всем обыденным царит бездонное голубое небо.

Задний план. Виден белый каменный особняк в ампирном стиле, состоящий из двух этажей: цокольного и парадного верхнего. Длинные прямоугольные окна обрамлены белыми лепными наличниками. Сквозь зелень деревьев виднеются круглые колонны, заканчивающиеся круглыми резными капителями (каменными подушками), карниз и фронтон здания (треугольник, образующийся между скатами крыши).

За нарядным особняком – длинный низкий дощатый сарай, покосившийся от времени, с прогнившей крышей и бревенчатыми подпорками. Коричнево-бурый цвет сарая подчеркивает белизну особняка, церкви и колокольни. Пирамидальная колокольня увенчана золотым куполом-луковкой. Крыша представляет собой конус с тремя ярусами узких длинных окон.

Рядом возвышается величественная белокаменная церковь. Строгие грани ее стен заканчиваются вверху полукружиями (закомарами), придающими строению парадный и торжественный вид. На высокой платформе крыши высятся пять столпов, прорезанные проемами узких окон и завершающиеся шлемообразными куполами. Центральный, самый крупный столп, украшенный вверху белокаменным резным поясом, увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах.

Вдали видна панорама города: светлые здания, церкви, колокольни, крыши домов. Неяркие спокойные светлые краски передают гармонию тихого летнего утра. Светло-зеленая гамма постепенно переходит в серебристо-серые, серовато-белые и розовато-желтые тона, позволяющие передать общую гармонию и спокойную атмосферу этого старомосковского дворика. Вся картина залита солнечным светом, который играет на заборах, сараях, куполах церквей.

Все крыши даны светло-голубой, слегка зеленоватой краской. Создается впечатление, что художник как бы соединяет их с тоном неба и создает переход к зелени деревьев. Серовато-коричневые заборы и сараи по тону приближаются к цвету земли.

Легкая воздушная дымка, голубоватые и жемчужно-серые тени, мягкий рассеянный солнечный свет, скользящий по поверхности архитектурных форм, смягчает четкость объемов, все строения органически вписываются в пространство картины.

Для создания воздушной атмосферы художник сознательно ограничивает себя в выборе колорита, используя в основном спокойные светлые краски, тонко согласованные друг с другом.

5. Работая со справочной литературой, объясните следующие термины:

Пленэрная живопись - это живопись, созданная на природе, передающая ее красочное богатство, свет и воздух, царящие в ней.

Гамма красок - соотношение красок в картине, система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства.

Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color - краска, цвет) - это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

6. Подберите синоним к слову патриархальный (старинный)

7. Составьте различные словосочетания со словом настроение.

Умиротворенное настроение, чудесное настроение, радостное настроение, настроение красок, настроение души, создание настроения, запечатленное настроение…

8. Составьте словосочетания со сложными прилагательными, обозначающими цвет:

  • Гамма красок великолепная.
  • Тон серебристо-серый, серовато-белый и розовато-желтый.
  • Забор серовато-коричневый.
  • Небо светло-голубое.
  • Трава бледно-зеленая.
  • Тени серовато-коричневые

9. Какие живописные средства использовал художник для создания радостного настроения?

Неяркие спокойные светлые краски, тонко согласованные друг с другом, передают гармонию ясного тихого летнего утра. Светло-зеленая гамма постепенно переходит в серебристо-серые, серовато-белые и розовато-желтые тона.

Такое взаимопроникновение цветов передает общую гармонию и спокойную атмосферу этого дворика. В картине
господствует солнечный свет, который играет на заборах, на сараях, на куполах церквей; он и создает радостное настроение

10. Составьте сложный план к сочинению.

I. Василий Дмитриевич Поленов - замечательный художник-пейзажист. История создания полотна.

II. "Московский дворик" - лучшее полотно мастера.

1. Общий вид дворика.

2. Передний план:

  • описание сада,
  • описание лужайки,
  • описание особняка,
  • описание сарая

3. Задний план:

  • церковь,
  • колокольня,
  • городская застройка

4. Дети, люди, животные.

5. Погода, природа (небо, солнце, цветовая гамма).

III. Волшебная кисть художника. Покой и умиротворение.

Группа № 2 "Архитекторы"

Состав группы: учащиеся 7 класса.

1. Внимательно рассмотрите картину "Московский дворик". Опишите в нескольких предложениях свои впечатления и чувства, которые вызывает у вас это произведение.

Настроение спокойствия, умиротворенности, ощущение светлой радости бытия. Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Понимаешь, что художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.

Такое настроение это возникает оттого, что так тих и ясен летний день, так ласково светит солнце, что так ослепительно сверкают купола церкви, так красивы ее белокаменные стены, и оттого, что так мирно течет жизнь.

2. Работая со справочной литературой, объясните значение следующих терминов и найдите их на картине В.Д. Поленова "Московский дворик".

Ампирный стиль архитектуры (фр. style Empire - "имперский стиль") - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.

Капитель (от лат. capitellum, ит. capitello - головка) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая пластический (зрительный) и конструктивный переход к горизонтально расположенному антаблементу.

Фронтон завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном...

Закомары (от др. русского комара - свод) - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Фасад (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная лицевая сторона здания. Также фасадом называют чертеж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения.

Портик (лат. porticus, от porta - проход, навес) - в классической архитектуре - выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном.

Колонна в архитектуре (фр. colonne, от лат. cоlumna) - часть архитектурной конструкции, столб цилиндрической формы, деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент или арку.

3. Составьте с вышеуказанными терминами предложения

На втором плане мы видим белый каменный особняк в ампирном стиле, состоящий из двух этажей: цокольного и парадного верхнего. Сквозь зелень деревьев виднеются круглые колонны, заканчивающиеся круглыми резными капителями (каменными подушками), карниз и фронтон здания (треугольник, образующийся между скатами крыши). Небольшой портик придает дому особую привлекательность.

Строгие грани стен белокаменной церкви заканчиваются вверху закомарами (полукружиями), придающими зданию парадный и торжественный вид.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию творческой работы по русскому языку для учащихся 7 класса по картине В.Д. Поленова "Московский дворик" вы можете по ссылке ниже

Размер:
37.12 Kb
Скачали:
21

Метки к статье: русский язык, 7 класс