Цели урока:
– Почему мы говорим доволен (кем?) им, а расставаться (с кем?) с ним? Во втором случае к местоимению прибавляется буква н. Прибавление вызвано следующим. В глубокую старину предлоги в, с, к имели вид: "вън", "сън", "кън".
Звук н с течением времени стал восприниматься не как конечный звук предлога: "вън ем", "сън им" и т. п., а как начальный звук местоимения: в нем, с ним. По аналогии к местоимению 3-го лица добавляется н при остальных предлогах, хотя они никогда не имели на конце звука н. Мы говорим: у него, за ним, над ним и т. д.
Знакомство учащихся с притяжательными местоимениями. На доске сделана запись: "Притяжательные местоимения обозначают принадлежность".
Выразительное чтение предложений из упражнения 135.
Беседа по вопросам
– Почему вы соблюли такую интонацию?
– В чем особенности структуры вопросительных предложений?
– Как изменяются вопросительные местоимения?
– Какова синтаксическая роль вопросительных местоимений в предложении?
Можно провести с помощью таблицы, заранее заготовленной на доске.
Вопросительные местоимения |
Неопределенные местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью: |
Кто? |
-то, -либо, -нибудь, кое- |
Кто-то кто-либо кто-нибудь кое-кто |
Работа ведется по следующему плану:
Задание: образовать от вопросительных местоимений какой и где неопределенные местоимения, обозначив в них изученную орфограмму.
Домашнее задание
§ 8, упражнение 139.