Конспект урока русского языка 7 класс "Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения"

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о притяжательных, вопросительных и неопределенных местоимениях;
  • отрабатывать умения задавать вопрос, составлять вопросительные предложения;
  • познакомить с графическим обозначением орфограммы "Дефис в неопределенных местоимениях";
  • развивать речь учащихся, обучать правильной интонации.

Ход урока

Историческая справка

– Почему мы говорим доволен (кем?) им, а расставаться (с кем?) с ним? Во втором случае к местоимению прибавляется буква н. Прибавление вызвано следующим. В глубокую старину предлоги в, с, к имели вид: "вън", "сън", "кън".

Звук н с течением времени стал восприниматься не как конечный звук предлога: "вън ем", "сън им" и т. п., а как начальный звук местоимения: в нем, с ним. По аналогии к местоимению 3-го лица добавляется н при остальных предлогах, хотя они никогда не имели на конце звука н. Мы говорим: у него, за ним, над ним и т. д.

Объяснение учителя

Знакомство учащихся с притяжательными местоимениями. На доске сделана запись: "Притяжательные местоимения обозначают принадлежность".

Притяжательные местоименияПритяжательные местоимения


Выразительное чтение предложений из упражнения 135.

Беседа по вопросам

– Почему вы соблюли такую интонацию?
– В чем особенности структуры вопросительных предложений?

– Как изменяются вопросительные местоимения?
– Какова синтаксическая роль вопросительных местоимений в предложении?

Знакомство с неопределенными местоимениями

Можно провести с помощью таблицы, заранее заготовленной на доске.

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью:

Кто?

-то,         -либо,        -нибудь,        кое-

Кто-то    кто-либо      кто-нибудь     кое-кто

Работа ведется по следующему плану:

  1. Чтение § 8. (неопределенные местоимения)
  2. Чтение правила. (там же)
  3. Знакомство с графическим обозначением орфограммы "Дефис в неопределенных местоимениях". (с. 46)
  4. Заполнение таблицы.

Задание: образовать от вопросительных местоимений какой и где неопределенные местоимения, обозначив в них изученную орфограмму.

Домашнее задание

§ 8, упражнение 139.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!