Цель урока: продолжить работу по разбору словосочетаний, закрепить умение определять виды словосочетаний и тип связи слов в словосочетании.
Задачи:
Планируемые результаты: учащиеся отработают умения синтаксического разбора словосочетания, умения разграничивать понятия "вид словосочетания" и "тип связи слов в словосочетании", умения выявлять словосочетания в предложении, составлять словосочетания самостоятельно.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте и вы, друзья!
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще пр…роды храм –
(С) л…сами, тянущими руки,
Навстречу со(?)нцу и в..трам.
Он свят в любое время суток,
…ткрыт для нас в ж…ру и стынь,
Входи сюда, будь сер(?)цем ч…ток,
(Не) оскв…рняй его святынь.
Слово учителя
- Урок сегодня у нас необычный: в науке подобного плана урок называется "интегрированным".
- Говоря более доступным языком, этот урок заключает в себе знания из разных школьных наук. Сегодня мы объединяем русский язык, литературу, природоведение, экологию, ИЗО, музыку в одно целое.
Работа с текстом
- Чтобы понять, какой общей направленностью будет обладать урок, нужно:
1. Определить тему текста. (придумать заголовок)
- Чтобы сузить понятие "природа", обратитесь к эпиграфу и сделайте вывод.
- Запишите фразу "пышное увяданье". Какой смысл заложен в данном высказывании?
Запомнить! В данной фразе заключено художественное средство "Оксюморон" - сочетание противоположных понятий (примеры: "молодая старость", "злая любовь", "живой труп")
(Дети записывают информацию в грамматическую тетрадь)
- Чтобы понять экологическую направленность текста, нужно:
2. Определить проблему текста (основную мысль): проблема из разряда экологических.
- С точки зрения "Синтаксиса", фраза "пышное увяданье" имеет название-термин, который по своему происхождению связан со словом "чета" (слав.) – два, пара.
- Этот термин будет заложен в основу темы урока. (запись первой части темы "Словосочетание")
Систематизация знаний по начальному этапу изучения раздела "Синтаксис" (игра "Листопад").
Пояснение: на доске расклеены муляжи осенних листьев. Каждый ученик снимает лист и выполняет задание, помещенное на оборотной стороне листа.
Задания:
- Как называется вид работы, когда указываются все признаки словосочетаний? (запись второй части темы: "Разбор словосочетаний")
- Какова основная цель, задачи работы на сегодняшнем уроке?
1. Знакомство с правилом в учебнике.
2. Знакомство с алгоритмом синтаксического разбора словосочетания (учитель раздает памятки детям, они вклеивают их в свою грамматическую тетрадь).
Алгоритм синтаксического разбора словосочетания:
Работа с текстом в парах
Задание: выписать из стихотворения А.С. Пушкина словосочетания разного вида и типа, произвести синтаксический разбор.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Представителям трех пар продублировать запись на доске. (от каждой пары – словосочетание разного вида и типа). Систему работы озвучить.
Пример: Последние листы: листы – главное, последние – зависимое; листы (какие?) последние; прилагательное + существительное; именное; согласование.
Еще бежит: бежит – главное, еще – зависимое; бежит (как?) еще; наречие + глагол; глагольное; примыкание.
Бежит за мельницу: бежит – главное, за мельницу – зависимое; бежит (куда? за что?) за мельницу; глагол + существительное (предлог выделить); глагольное; управление.
Дополнительно (ориентация на творческое задание ЕГЭ):
Проблемный вопрос
- Словосочетание какого вида не содержится в тексте стихотворения? (наречное)
Физминутка
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли. (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (ритмичное разведение рук в стороны)
Творческая работа: словесное рисование
Задание: на основе знакомства с иллюстрациями к картинам разных художников составьте несколько предложений на тему "Осень". (по одному предложению к каждой картине)
Условие: в одном из предложений должно содержаться НАРЕЧНОЕ словосочетание. (группы зачитывают работы)
Пример:
Домашнее задание
Общее: п. 26 упр. 134. (учебник русского языка для 5 класса УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова)
Индивидуальное (один человек): выразительное чтение наизусть стихотворения А. Плещеева "Скучная картина".
Индивидуальное (три человека): из данного текста выписать все словосочетания. Определить их вид и тип.
- Сегодня наш урок был связан с осенней природой. У поэтов, художников и музыкантов она своя. А по-вашему, что такое осень? (ответы учащихся)
- Попробуйте оценить свою работу на осеннем уроке.
"Дело в шляпе"
Дети передают шляпу друг другу. Когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу при выполнении упражнения или ставит оценку другим и обосновывает ее.