Урок для обучающихся на дому по медицинским показаниям.
Цели урока:
Оборудование: ПК, проектор, презентация.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный
|
Приветственное слово учителя: - Добрый день, Саша. Я рада нашей встрече. Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости, они просто понаблюдают за нашим сотрудничеством. |
Приветствие. |
Актуализация знаний
Постановка учебной цели
|
- Сегодняшний урок хотела бы начать со слов Константина Паустовского «С русским языком можно творить чудеса!» Что это за чудеса, мы узнаем в течение урока. (На экране 2 текста) Ночевала тучка. Она умчалась; Но остался след. Он стоит, задумался И плачет он. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. - А ты узнал стихотворение замечательного поэта М.Ю. Лермонтова? (Да, мы познакомились с ним в 3 классе) - Какое впечатление производит первый текст? (скучное, непонятно что и где происходит) - Что изменилось во 2-м тексте? Какое впечатление производит этот текст? (возникает целостная картина, мы воспринимаем ее всеми органами чувств) - Почему это так произошло, чем отличаются эти тексты? - Посмотри на 1-ый текст и скажи, из каких предложений он состоит? (нераспространенных) - Какие предложения называют нераспространенными? (в кот есть только грам. основа) А что же стало с предложениями во 2-ом тексте? (они стали расп.) - Как называют члены предложения, за счет которых предложение становится распространенным? (второстепенные члены) - О чем мы сегодня будем говорить на уроке, сформулируй тему? Второстепенные члены предложения Запиши число, классная работа и тему урока: «Второстепенные члены предложения» Целеполагание - Исходя из темы урока, мы должны сформулировать цель нашего занятия? Что мы должны будем узнать? В нашей работе сегодня нам поможет кейс, в котором есть нужная информация и лишняя. (открываем кейс – лист с таблицей ВЧ и карточки) - Назови кейс-задание и задачи, которые мы будем решать в течение урока. (какие виды ВЧ бывают, попытаемся установить, какую же роль играют второстепенные члены в предложении и зачем они нужны в речи. |
Разбирает текст, комментирует выбор чп. Отвечает на вопросы
Отвечает на вопросы, формулирует тему урока.
Запись учащимся числа, темы урока
Формулирует цель урока |
Усвоение новых знаний
Физ. минутка
|
Наш сегодняшний урок мы неслучайно начали со стихотворения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Совсем недавно наша страна отметила 200-летие со дня рождения этого замечательного поэта. Родился поэт в Москве в семье офицера. Когда Мише было всего три года, мальчик остался без мамы на воспитании бабушки. В школьные годы он начал сам писать стихи. Михаил Юрьевич был очень талантлив: пел, сочинял музыку на собственные стихи, очень хорошо рисовал. Несмотря на сложности в жизни Лермонтов стал великим человеком- художником русского слова. Давай вернемся к стихотворению «Ночевала тучка золотая». - Что означает слово-утёс (обрывистая скала) Посмотри как много второстепенных членов предложений использовал Лермонтов. - Они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение теряет смысл. Русский язык один из богатейших языков мира. Наполняешься гордостью за родной язык, когда читаешь высказывания великих людей. Давай прочитаем высказывание К.Г. Паустовского о языке, дополнив предложения. Мы имеем самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский… (язык) К… (языку) я отношусь с преувеличенной строгостью. (грамотное письмо, правильно высказывать свои мысли) - Спиши эти предложения в тетрадь. - Выдели в предложениях грамматическую основу. Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого. - Исследуем второстепенный член предложения - язык - Укажи на какой вопрос они отвечают, от каких слов зависят, чем выражены, падеж, какую роль выполняют в предложении. Как подчеркиваем - Это второстепенный член предложения наз. дополнением. Обычно выражен существительным или местоимением в косвенных падежах и обозначает предмет. - Какие падежи называют косвенными? (все кроме именительного) - Заполним первую строку ВЧ на кейс-карте. (с комментированием) Как говорилось раньше. Михаил Юрьевич прекрасно рисовал. За 12 лет он нарисовал 13 картин маслом, 4 акварели, около 300 рисунков. Михаил Юрьевич с детства любил наблюдать за природой и выражал свою любовь как в рисунках так и в стихах. Одно из первых стихотворений «Осень» (прослушивание аудиозаписи с музыкальным сопровождением) стихотворения «Осень» и параллельно слайды с картинами Лермонтова (природа). Осень Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. - В стихотворении выделены уже ВЧ. - какой частью речи они выражены - Что обозначают эти ВЧ. (признаки предметов, а также более ярко выразительно описывают предмет) - Такие ВЧ наз. определением. (определять - значит характеризовать какой-то предмет) - Определения украшают и обогащают нашу речь. Без определений невозможно представить себе описание природы или внешности человека. - Осень вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов на создание замечательных произведений. Попробуем и мы описать осень. (работа по карточке) Вставим слова по смыслу. (Ст...ит ненас(?)ная погода. … тучи п...висли над городом. Третий день дует … ветер. Закружились в воздухе … листья. … гнезда опустели. - Давай исследуем определения. - От какого слова зависят определения, на какие вопросы отвечают определения, чем выражены, что обозначают? (Какой? Какие? Чьи?) - Заполним вторую строку ВЧ на кейс-карте. (с комментированием) Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначают признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными. - Чтобы узнать о третьем ВЧ, мы прочитаем правило в учебнике на стр. 88. Физкультминутка для глаз Вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз – это наречия, тоже обстоятельства - Попробуем определить обстоятельства в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Моя звезда», письменно выполнив упр. 195. Вверху одна горит звезда, Мой ум она манит всегда, Мои мечты она влечёт И с высоты мне радость льёт. - Работаем по правилу: Обстоятельство - ВЧ, который отвечает на вопросы где?когда? куда? откуда? почему? зачем? и как. Обозначают место, время, способ действия, выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах. - Заполним третью строку ВЧ на кейс-карте. (с комментированием) |
Записывает предложения, выделяет грамматическую основу,
Отвечает на вопросы.
Заполнение кейс-карты
Прослушивание текста.
Определение ВЧ.
Отвечает на вопросы
Работа с дефоримированным текстом
Заполнение кейс-карты
Работают с материалом учебника.
Запись текста в тетрадь
Заполнение кейс-карты |
Рефлексия
Домашнее задание
|
Подведение итогов работы (по кейс-карте) - О чем мы сегодня говорили на уроке (ВЧ) - Какие ВЧ бывают? - Какую роль выполняют? Роль ВЧ: - уточнять место, время, образ действия; - обозначать признаки предметов; - дополнять предложения. А какие карточки остались лишними?… Ты очень хорошо работал на уроке. На следующем уроке мы будем находить и определять ВЧ в предложении, и поможет нам кейс-карта. С 89 упр. 194, списать и найти 1 дополнение, 1 определение и 1 обстоятельство, использовав кейс-карту. - Закончить занятие хотелось вы высказыванием, которым начали урок, что с русским языком можно творить чудеса. Но ему нужен творец. И как сказал Александр Иванович Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок…» Наша с тобой задача сделать наши руки умелыми, а уста опытными, а для этого мы должны учиться грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. |
Ответы на вопросы учащегося по кейс-карте
Запись учащимся задания в дневник.
|