Цели урока:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня мы совершим путешествие по сказочной стране Синтаксиса и Пунктуации.
- А тема нашего путешествия - "Однородные члены предложения с обобщающими словами". (Запись темы урока в тетрадях)
- Путешествуя по этой стране, мы с вами вспомним, что такое однородные члены и обобщающие слова, узнаем какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами, будем тренироваться в составлении схем предложений с однороднымичленами.
- Первый город, который мы посетим - город "Повторялкино". В этом городе каждый год проходит аукцион вопросов.
- Мы с вами поучаствуем в этом аукционе. Чтобы получить карточку, нужно ответить на вопрос учителя.
Аукцион вопросов:
Вопрос учителя: Раздел науки о языке, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении. (пунктуация)
Вопрос на карточке: Какие члены предложения называются однородными?
Вопрос учителя: Раздел науки о языке, который изучает строение предложения и словосочетания. (синтаксис)
Вопрос на карточке: Какие члены предложения могут быть однородными?
Вопрос учителя: Перед какими союзами при однородных всегда ставится запятая?
Вопрос на карточке: Как называются слова, которые употребляются при однородных членах и обозначают общие понятия?
Вопрос учителя: Что такое определение?
Вопрос на карточке: Каким членом предложения является обобщающее слово?
Вопрос учителя: Что такое дополнение?
Вопрос на карточке: Если однородные связаны союзом и,или,либо, которые употреблены при однородных один раз, нужно ли перед союзом ставить запятую?
Вопрос учителя: Что такое обстоятельство?
Вопрос на карточке: Какие знаки препинания ставятся,если однородные связаны с помощью повторяющихся союзов?
- В этом городе мы узнаем, какие знаки препинания ставятся в предложении при однородных с обобщающим словом.
- В этом городе сейчас сезон игр. Мы с вами тоже поучаствуем в одной игре.
Игра "Четвертый лишний"
Найти лишнее слово, которое будет выполнять роль обобщающего.
- А сейчас мы отправимся на Исследовательскую станцию. Исследовать мы будем предложения с обобщающими словами при однородных.
- Перед вами 3 предложения. Отыщите в них однородные. Есть ли среди них обобщающее слово?
- Какими членами предложения являются однородные?
- Обобщающее слово?
- Обратите внимание на знаки препинания. Выберите нужную формулировку правила. Начертите схемы однородных членов. (в тетради и на доске)
1. На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде видна изморозь.
О, О, О - О
2. Туман накрыл все: поля, луга, леса и реки.
О: О, О, О и О
3.Осенью все деревья: клены и березы, осины и тополя – одеваются в разноцветный наряд.
О: О и О, О и О - …
Правило
- Жители этого города постоянно трудятся, выполняя разного рода упражнения и задания, разгадывая загадки и решая ребусы. Мы с вами тоже вместе с ними поработаем.
Задание 1
Распространите предложения однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы. (можно по вариантам)
Физминутка
Русский поэт А.С. Пушкин восхищался красотою природы в осеннюю пору:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Сегодня мы нарисуем зрительно осеннюю картину природы. Сначала мы потянемся, распишем зрительные карандаши.
- Что изобразили вы в своих рисунках? Какие цвета преобладают?
- Запишите одно предложение с однородными, которое будет отражать содержание вашей картины. Начертите схему.
Задание 2
Ребусы. (придумать предложения по картинкам-подсказкам, расставить недостающие знаки препинания)
- В этом городе нам предстоит выполнить тестовую работу, в которой вы покажете свои знания по теме "Однородные члены предложения".
Тестовая работа
1. Укажите предложения с однородными членами:
а) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.
б) Цветы издавали резкий, но приятный запах.
в) Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
г) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
2. В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. однородными членами являются:
а) обстоятельства;
б) сказуемые;
в) дополнения;
г) определения;
3. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
а) Я помню лес, палатку, песни у костра.
б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.
в) Снег падал медленно, и бесшумно.
г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.
4. Однородные члены – это члены предложения:
а) одного рода;
б) одного падежа, числа;
в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
5. Однородные члены в предложении:
а) являются разными членами предложения;
б) являются одним и тем же членом предложения;
в) не являются членами предложения;
г) являются грамматической основой.
6. Однородные члены предложения относятся:
а) одновременно к разным словам;
б) они независимы;
в) к одному и тому же слову.
7. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. (знаки препинания не расставлены)
а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
в) Дни стояли синеватые пасмурные.
г) Туча росла и захватывала запад и восток
8. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.
в) Восход осыпал все: сосну, утес, реку.
г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
9. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
а) растения;
б) животные;
в) одуванчик;
г) вредители.
10. Укажите знак препинания, который вы поставите на месте пропуска.
В лесах, на лугах, в поле ... всюду стали распускаться первые цветы.
а) тире;
б) двоеточие.
- Нарисуйте в своей тетради картинку-рожицу, которая выражает ваше настроение.
Домашнее задание
- Составить текст из 5-7 предложений на тему "Осень" с использованием предложений с однородными членами.