Конспект урока русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения с обобщающими словами"

Цели урока:

  • создать условия для отработки умений находить обобщающие слова при однородных членах предложения;
  • содействовать формированию умений правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, строить схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, развитию связной речи.

Ход урока

Орг. момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня мы совершим путешествие по сказочной стране Синтаксиса и Пунктуации.
- А тема нашего путешествия - "Однородные члены предложения с обобщающими словами". (Запись темы урока в тетрадях)

- Путешествуя по этой стране, мы с вами вспомним, что такое однородные члены и обобщающие слова, узнаем какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами, будем тренироваться в составлении схем предложений с однороднымичленами.

Город "Повторялкино"

- Первый город, который мы посетим - город "Повторялкино". В этом городе каждый год проходит аукцион вопросов.
- Мы с вами поучаствуем в этом аукционе. Чтобы получить карточку, нужно ответить на вопрос учителя.

Аукцион вопросов:

Вопрос учителя: Раздел науки о языке, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении. (пунктуация)
Вопрос на карточке: Какие члены предложения называются однородными?

Вопрос учителя: Раздел науки о языке, который изучает строение предложения и словосочетания. (синтаксис)
Вопрос на карточке: Какие члены предложения могут быть однородными?

Вопрос учителя: Перед какими союзами при однородных всегда ставится запятая?
Вопрос на карточке: Как называются слова, которые употребляются при однородных членах и обозначают общие понятия?

Вопрос учителя: Что такое определение?
Вопрос на карточке: Каким членом предложения является обобщающее слово?

Вопрос учителя: Что такое дополнение?
Вопрос на карточке: Если однородные связаны союзом и,или,либо, которые употреблены при однородных один раз, нужно ли перед союзом ставить запятую?

Вопрос учителя: Что такое обстоятельство?
Вопрос на карточке: Какие знаки препинания ставятся,если однородные связаны с помощью повторяющихся союзов?

Город "Теоретический"

- В этом городе мы узнаем, какие знаки препинания ставятся в предложении при однородных с обобщающим словом.
- В этом городе сейчас сезон игр. Мы с вами тоже поучаствуем в одной игре.

Игра "Четвертый лишний"

Найти лишнее слово, которое будет выполнять роль обобщающего.

  1. береза, липа, клен, дерево
  2. стул, шкаф, диван, мебель
  3. гриб, шампиньон, лисичка, боровик
  4. в лесу,в поле, на лугу, везде
  5. желтый, красный, зеленый, разный

- А сейчас мы отправимся на Исследовательскую станцию. Исследовать мы будем предложения с обобщающими словами при однородных.
- Перед вами 3 предложения. Отыщите в них однородные. Есть ли среди них обобщающее слово?
- Какими членами предложения являются однородные?

- Обобщающее слово?
- Обратите внимание на знаки препинания. Выберите нужную формулировку правила. Начертите схемы однородных членов. (в тетради и на доске)

1. На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде видна изморозь.
О, О, О - О

2. Туман накрыл все: поля, луга, леса и реки.
О: О, О, О и О

3.Осенью все деревья: клены и березы, осины и тополя – одеваются в разноцветный наряд.
О: О и О, О и О - …

Правило

  1. Если однородные члены стоят после обобщающего слова и не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них тире.
  2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
  3. Если обобщающее слово стоит перед однородным членами, то после него ставится двоеточие.

Город "Практический"

- Жители этого города постоянно трудятся, выполняя разного рода упражнения и задания, разгадывая загадки и решая ребусы. Мы с вами тоже вместе с ними поработаем.

Задание 1
Распространите предложения однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы. (можно по вариантам)

  1. В Беловежской пуще растут разные грибы … и … … и ….
  2. … … … все деревья уже голы.
  3. Всюду и… и… и … лежит снег.

Физминутка

Русский поэт А.С. Пушкин восхищался красотою природы в осеннюю пору:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

- Сегодня мы нарисуем зрительно осеннюю картину природы. Сначала мы потянемся, распишем зрительные карандаши.
- Что изобразили вы в своих рисунках? Какие цвета преобладают?
- Запишите одно предложение с однородными, которое будет отражать содержание вашей картины. Начертите схему.

Задание 2
Ребусы. (придумать предложения по картинкам-подсказкам, расставить недостающие знаки препинания)

Картинки-подсказкиКартинки-подсказки

Город "Контрольный"

- В этом городе нам предстоит выполнить тестовую работу, в которой вы покажете свои знания по теме "Однородные члены предложения".

Тестовая работа

1. Укажите предложения с однородными членами:
а) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.
б) Цветы издавали резкий, но приятный запах.
в) Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
г) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.

2. В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. однородными членами являются:
а) обстоятельства;
б) сказуемые;
в) дополнения;
г) определения;

3. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
а) Я помню лес, палатку, песни у костра.
б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.
в) Снег падал медленно, и бесшумно.
г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.

4. Однородные члены – это члены предложения:
а) одного рода;
б) одного падежа, числа;
в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

5. Однородные члены в предложении:
а) являются разными членами предложения;
б) являются одним и тем же членом предложения;
в) не являются членами предложения;
г) являются грамматической основой.

6. Однородные члены предложения относятся:
а) одновременно к разным словам;
б) они независимы;
в) к одному и тому же слову.

7. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. (знаки препинания не расставлены)
а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
в) Дни стояли синеватые пасмурные.
г) Туча росла и захватывала запад и восток

8. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.
в) Восход осыпал все: сосну, утес, реку.
г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

9. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
а) растения;
б) животные;
в) одуванчик;
г) вредители.

10. Укажите знак препинания, который вы поставите на месте пропуска.
В лесах, на лугах, в поле ... всюду стали распускаться первые цветы.
а) тире;
б) двоеточие.

Город "Прощальный"

- Нарисуйте в своей тетради картинку-рожицу, которая выражает ваше настроение.

РожицыРожицы

Домашнее задание

- Составить текст из 5-7 предложений на тему "Осень" с использованием предложений с однородными членами.

Размер:
75.19 Kb
Скачали:
15