Урок по обществознанию в 8 классе "Виновен - отвечай"

Цель урока:

  • создать условия для формирования у обучающихся представления о "законопослушном и противозаконном поведении"
  • воспитывать гражданско-правовую позицию подростка.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть здоровыми и готовыми к новому учебному дню!
- На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших тем жизни нашего современного общества. Желаю вам плодотворной работы на уроке.

- Начать разговор я хочу с загадок.

  1. Жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки. Догадались, что это за сказка? (слайд)
  2. Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы.
  3. Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре.

- Чем характеризуется поведение героев этих сказок? (Эти герои нарушили установленный в обществе порядок, нарушили законы)
- А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?

- Ребята, давайте вспомним из материала прошлых уроков.
- Почему общество нуждается в порядке? (Порядок – это надежность и для соблюдения порядка устанавливаются определенные правила. Правила установлены для того чтобы людям жилось удобнее и спокойно)

- Давайте вспомним, какова роль законов в жизни общества?
Предположительные ответы учащихся:

  • Закон устанавливает порядок в обществе
  • Закон стремиться установить справедливость
  • Закон устанавливает границы свободы поведения. (Свобода состоит в возможности делать все, что не нарушает закона и не причиняет вреда другим)

Создание проблемной ситуации

- В продолжении нашего разговора, я хотела бы мы вам напомнить известный детский мультфильм "Дядя Степа милиционер". Смотря мультфильм, подумайте над вопросами:
- Как вы оцените поведение мальчика? (на доске)
- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?

Просмотр фрагмента мультфильма "Дядя Степа милиционер"
(время 5.30 – 7.20)

- Ребята, как вы оцените поведение мальчика? (ответы учащихся)
- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?
- Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

- В чем виновен мальчик?
- Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока)
- Исходя из такого вступления, сформулируйте тему урока. (Тема урока: "Виновен-отвечай")

Целеполагание

- Ребята, тему урока вы назвали. С помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия. (Прием формирование цели при помощи опорных глаголов: выяснить, проанализировать, доказать, сделать вывод, разобраться)

- Мне важно, чтобы этот урок был личностно-значимым для вас. На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать?
- Что же вас интересует?

Предположительные ответы учащихся:

  • Выяснить кто такой законопослушный гражданин.
  • Разобраться какое поведение является противозаконным.
  • Какие наказания предусмотрены для несовершеннолетних.

Открытие нового знания

- Ребята, с точки зрения закона - как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мультфильма: законопослушное или противозаконное поведение?
- Для этого выберите из предложенных определений правильные, на ваш взгляд.

  1. Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и не наносит другим людям и обществу. (полное определение)
  2. Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает нравственные нормы. (неполное определение)
  3. Законопослушное поведение – это поведение, которое вызывает одобрение со общества.
  4. Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям. (полное определение)
  5. Противозаконное поведение – это поведение, которое наносит вред обществу, людям. (неполное определение)
  6. Противозаконное поведение – это поведение, которое вызывает у людей негативную реакцию со стороны общества. (не точное определение)

- Давайте, запишем определение противозаконного поведения.

Работа в паре

Задание № 1 (карточка)

- В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Напротив каждого примера поставьте буку з или п.

  1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет. (п)
  2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок. (з)
  3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора. (з)
  4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. (п)
  5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами. (п)
  6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте. (з)

Взаимопроверка

- Отметьте правильные ответы знаком +, сосчитайте их и выставьте на листочке.
- Ребята, теперь давайте поработаем с текстом учебника. Откройте стр. 48-49, используя материал пункта 2 параграфа 6 составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически.

Ученики предлагают качественные характеристики законопослушного человека, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.

Характеристики законопослушного человекаХарактеристики законопослушного человека

Физкультминутка

- Ребята, вы были очень внимательны, молодцы, а теперь проведем физкультминутку, я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете вместо ответа "Да" - вставать, вместо ответа "Нет" - сидеть.

  • Платить налоги – это законопослушное поведение ? (да)
  • Оплачивать проезд в общественном транспорте – это противозаконное поведение? (нет)
  • Уклоняться от выполнения воинской обязанности - законопослушное поведение? (нет)
  • Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества. (да)
  • Не уступить место пожилому человек-это противозаконное поведение. (нет)
  • Совесть влияет на законопослушность человека? (да)

- Молодцы! Я предлагаю вам проанализировать письмо подростка, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, из книги Н.И. Ветрова "Если бы я знал закон", и ответить на вопрос: Какое открытие сделал для себя подросток при разговоре со следователем?

"Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проникаю в тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением.

И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия "закон", "преступление", "наказание". Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…"

Формулируют вывод: подросток понял, что геройство с точки зрения закона называется преступлением.

Эвристическая беседа

- Что такое преступление с точки зрения закона?

Преступление – это общественно-опасное деяние, за которое предусмотрено уголовное наказание

- Что явилось причиной совершенного им преступления? (геройство)
- То есть у подростка был мотив. А какие еще мотивы бывают у людей, толкающих их на преступление? (Эмоции, слабость характера, жадность, зависть, лень)

Заканчивая логическую цепочку: Мотив-преступление – не минуемо должно последовать "наказание". Мотив – преступление – наказание.

- Почему преступление и наказание должны находиться в равновесии?

Предположительный ответ: Наказание должно быть соразмерным тяжести преступления. С позиции государства – чтобы был в обществе порядок, чтобы все были законопослушными. С позиции общества – чтобы все жили благополучно, чтобы была справедливость, "урок для других". С позиции человека – чтобы воспитать человека, чтобы бы его душа была нравственной (снять "камень с души").

Задание 2 (карточка)

Изучите стр. 52 учебника. Заполните шаблон, вставит правильно пропущенные слова.

  1. Все нарушения закона (или правонарушения) разделяются на две группы в зависимости от ... (степени вреда нарушения)
  2. Они делятся на ... (преступления) и ... (проступки)
  3. К преступлениям относятся ... (наиболее вредные нарушения)
  4. Перечень преступлений содержится в ... (уголовном кодексе)
  5. К проступкам относятся: ... (мелкое хулиганство, вред чужому имуществу, нарушения дисциплины на работе или по месту учебы)
  6. Перечень проступков содержится в ... (кодексе об административных нарушениях, гражданском кодексе, трудовом кодексе)
  7. Справедливым считается наказание, которое соизмеримо ... (нарушению)

- Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Задание 3

1) Мелкое хулиганство, 2) оскорбление, 3) терроризм, 4) клевета, 5) захват заложников, 6) нарушение правил дорожного движения, 7) убийство, 8) побои, 9) ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, 10) истязание, 11) похищение людей, 12) пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, 13) хищение оружия, 14) нецензурная брань в общественных местах, 15) кража, 16) вымогательство, 17) порча чужого имущества, 18) безбилетный проезд в общественном транспорте.

Преступление

Оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, убийство, побои, истязание, похищение людей, хищение оружия, кража, вымогательство.

Проступок

Мелкое хулиганство, нарушение ПДД, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, нецензурная брань в общественных местах, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.
- Так чем отличается проступок от преступления?

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда

- Молодцы, ребята! О юридической ответственности и наказании несовершеннолетних правонарушителей мы поговорим на следующем уроке.

Рефлексия

Лист самооценки

  • На уроке я работал(а)… (активно / пассивно)
  • Своей работой на уроке я… (доволен / недоволен)
  • Урок показался мне… (длинным / коротким)
  • Материал урока мне… (понятен / непонятен)

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Домашнее задание

§ 6 стр. 54, вопросы 1-5 рубрики "Проверим себя" устно.

- Ребята, урок окончен. Спасибо за работу.

Размер:
41.98 Kb
Скачали:
11