Цель урока:
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть здоровыми и готовыми к новому учебному дню!
- На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших тем жизни нашего современного общества. Желаю вам плодотворной работы на уроке.
- Начать разговор я хочу с загадок.
- Чем характеризуется поведение героев этих сказок? (Эти герои нарушили установленный в обществе порядок, нарушили законы)
- А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?
- Ребята, давайте вспомним из материала прошлых уроков.
- Почему общество нуждается в порядке? (Порядок – это надежность и для соблюдения порядка устанавливаются определенные правила. Правила установлены для того чтобы людям жилось удобнее и спокойно)
- Давайте вспомним, какова роль законов в жизни общества?
Предположительные ответы учащихся:
- В продолжении нашего разговора, я хотела бы мы вам напомнить известный детский мультфильм "Дядя Степа милиционер". Смотря мультфильм, подумайте над вопросами:
- Как вы оцените поведение мальчика? (на доске)
- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?
Просмотр фрагмента мультфильма "Дядя Степа милиционер"
(время 5.30 – 7.20)
- Ребята, как вы оцените поведение мальчика? (ответы учащихся)
- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?
- Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?
- В чем виновен мальчик?
- Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока)
- Исходя из такого вступления, сформулируйте тему урока. (Тема урока: "Виновен-отвечай")
- Ребята, тему урока вы назвали. С помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия. (Прием формирование цели при помощи опорных глаголов: выяснить, проанализировать, доказать, сделать вывод, разобраться)
- Мне важно, чтобы этот урок был личностно-значимым для вас. На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать?
- Что же вас интересует?
Предположительные ответы учащихся:
- Ребята, с точки зрения закона - как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мультфильма: законопослушное или противозаконное поведение?
- Для этого выберите из предложенных определений правильные, на ваш взгляд.
- Давайте, запишем определение противозаконного поведения.
Работа в паре
Задание № 1 (карточка)
- В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Напротив каждого примера поставьте буку з или п.
Взаимопроверка
- Отметьте правильные ответы знаком +, сосчитайте их и выставьте на листочке.
- Ребята, теперь давайте поработаем с текстом учебника. Откройте стр. 48-49, используя материал пункта 2 параграфа 6 составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически.
Ученики предлагают качественные характеристики законопослушного человека, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.
- Ребята, вы были очень внимательны, молодцы, а теперь проведем физкультминутку, я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете вместо ответа "Да" - вставать, вместо ответа "Нет" - сидеть.
- Молодцы! Я предлагаю вам проанализировать письмо подростка, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, из книги Н.И. Ветрова "Если бы я знал закон", и ответить на вопрос: Какое открытие сделал для себя подросток при разговоре со следователем?
"Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проникаю в тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением.
И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия "закон", "преступление", "наказание". Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…"
Формулируют вывод: подросток понял, что геройство с точки зрения закона называется преступлением.
- Что такое преступление с точки зрения закона?
Преступление – это общественно-опасное деяние, за которое предусмотрено уголовное наказание
- Что явилось причиной совершенного им преступления? (геройство)
- То есть у подростка был мотив. А какие еще мотивы бывают у людей, толкающих их на преступление? (Эмоции, слабость характера, жадность, зависть, лень)
Заканчивая логическую цепочку: Мотив-преступление – не минуемо должно последовать "наказание". Мотив – преступление – наказание.
- Почему преступление и наказание должны находиться в равновесии?
Предположительный ответ: Наказание должно быть соразмерным тяжести преступления. С позиции государства – чтобы был в обществе порядок, чтобы все были законопослушными. С позиции общества – чтобы все жили благополучно, чтобы была справедливость, "урок для других". С позиции человека – чтобы воспитать человека, чтобы бы его душа была нравственной (снять "камень с души").
Задание 2 (карточка)
Изучите стр. 52 учебника. Заполните шаблон, вставит правильно пропущенные слова.
- Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.
Задание 3
1) Мелкое хулиганство, 2) оскорбление, 3) терроризм, 4) клевета, 5) захват заложников, 6) нарушение правил дорожного движения, 7) убийство, 8) побои, 9) ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, 10) истязание, 11) похищение людей, 12) пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, 13) хищение оружия, 14) нецензурная брань в общественных местах, 15) кража, 16) вымогательство, 17) порча чужого имущества, 18) безбилетный проезд в общественном транспорте.
Преступление
Оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, убийство, побои, истязание, похищение людей, хищение оружия, кража, вымогательство.
Проступок
Мелкое хулиганство, нарушение ПДД, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, нецензурная брань в общественных местах, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.
- Так чем отличается проступок от преступления?
Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда
- Молодцы, ребята! О юридической ответственности и наказании несовершеннолетних правонарушителей мы поговорим на следующем уроке.
Лист самооценки
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Домашнее задание
§ 6 стр. 54, вопросы 1-5 рубрики "Проверим себя" устно.
- Ребята, урок окончен. Спасибо за работу.