Конспект урока обществознания на тему "Труд - основа жизни"

Цель: рассмотреть семейное хозяйство, первичные и вторичные потребности.

Планируемые результаты:

  • характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;
  • определить значимость труда для каждого человека;
  • объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Средства обучения: презентация, раздаточные материалы, сигнальные карты.

Основные понятия: труд, товар, услуга, благотворительность.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня мы с вами будем работать в группах и самые активные получат оценку за работу в группах.
- Также в конце урока все вы напишите тест, за который вы также получите оценку, так что некоторые из вас получат даже две оценки.
- Горит зеленый свет и мы начинаем.

Актуализация знаний

Итак, ребята, мы с вами уже изучили 3 блока: "Человек", "Семья" и "Школа". Теперь посмотрим как вы их усвоили.

Задание: На доске нужно начертить схему образования в России и рассказать о ней. (4 человека работают с тестами индивидуально)

Фронтальная беседа

  • Давайте вспомним отличия человека от животного?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое отрочество?
  • Ребята, а что такое самостоятельность?
  • А что такое семья? А что такое брак?
  • Какие виды семей существуют?
  • Что такое свободное время?
  • Что такое хобби? Приведите примеры вашего хобби?
  • Ребята, а что такое потребности?
  • Какие бывают потребности?
  • Ребята, а что такое образование? А самообразование?

Постановка учебной задачи

- Ребята, прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, мне бы хотелось прочесть вам стихотворение, правда в нем не хватает 1 главного слова.
- Вам нужно догадаться, что же за слово пропущено в стихотворении? (Стихотворение высвечивается на экране)

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: (Труд!)

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг ... (труда)

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие (трудов!)

- Какое слово вставили в стихотворение?
- Как догадались, что это слово "труд"?
- Какие характеристики труда присутствуют в стихотворении?

(ответы учащихся: все в нашей жизни создано трудом: уют, достаток, все изобретения; благодаря труду человек развивался и смог стать человеком современного типа; труд создал то, чего никогда не существовало в природе...)

- Итак, ребята как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет у нас речь?
- А что о труде вам нужно сегодня узнать нового, как вы думаете?
- Тема нашего сегодняшнего урока "Труд – основа жизни"

- Открываем тетрадь, записываем число и тему урока в тетрадь.
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова итальянского поэта, жившего в 14 веке – Франческо Петрарка. (эпиграф записан на доске)

"Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него как птица для полета и рыба для плавания"

- В конце урока вам нужно объяснить слова Франческо Петрарка и выразить к ним свое отношение?
- Сегодня мы будем работать по плану. (план записан на доске)

  1. Что такое труд? Каким он бывает?
  2. Что создается в результате труда?
  3. Как труд оценивается?
  4. Богатство и бедность.

Решение учебной задачи

- Что согласно нашему плану нам нужно сначала узнать?
- Существуют разные определения понятия "Труд".
- Перед вами зеленые листочки, переверните их, на их даны несколько определений понятий труд. Познакомьтесь с ними и выберите 1 от группы, наиболее полное и точное по мнению вашей группы.

Труд - это…

  1. Работа, занятие.
  2. Результат деятельности, работы, произведение.
  3. Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.

- Большинство групп за … определение, давайте и запишем его в вашу тетрадь. (определение в презентации)
- Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Объясните следующие пословицы:

  • Белые руки чужие труды любят.
  • За всякое дело берись умело.
  • Не одежда красит человека, а добрые дела.
  • Торопливый дважды одно дело делает.
  • На чужой работе и солнце не движется.
  • Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что дает человеку труд? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить задание.

- У вас есть конверты, в которых лежат карточки.
Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что дает человеку труд?
- Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам. Время на выполнение: 3-4 минуты.

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Представление каждой группой своей схему. (их с помощью магнита прикрепляем к доске)
- Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните. (Записывают лучший вариант или вариант из презентации в тетрадь)

Работа с отрывком из Конституции РФ

- Ребята, а что кто из вас знает, что такое Конституция РФ?
- Давайте теперь поработаем со ст. 37 Конституции РФ.

Задание: Вы в группе читаете отрывок из Конституции и отвечаете на вопросы к ней.

  1. Кто имеет право на труд в РФ?
  2. Разрешен ли в России принудительный труд?
  3. Разрешены ли трудовые споры в РФ?
  4. Кто имеет право на отдых?

- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
- Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым.
- А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

- Вспомните из курса русского языка, что такое антонимы? (это слова с противоположным значением)
- На экране представлены характеристики труда. Вам нужно в группе заполнить таблицу, каждую профессию охарактеризовать представленными прилагательными.

Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.

Профессия

Характеристика труда

Шахтёр

 

Учитель

 

Художник

 

Домашняя хозяйка

 

Дворник

 

Программист

 

космонавт

 

Продавец

 

Полицейский

 

художник

 

Проверка задания: каждая группа характеризует ту или иную профессию, а другие группы сигнализируют согласие или не согласие с помощью карточек. (Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики…)

Работа с картинной галереей

стр. 75 учебника по группам

- Великий английский экономист Адам Смит считал, что "Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира".
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

- Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи.

Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

- Записываем 2 определения в тетрадь. (все они появляются на экране)

Услуга - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (стрижка, массаж, поездка в такси)

Товар – это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. (книга, велосипед, кофта)

Работа с иллюстрациями

стр. 76 учебника.

Физминутка "Товары и услуги"

- Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).

- Ребята, мы переходим к 3 пункту нашего плана.

Как оценивается труд

- Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя?

Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности.

Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Ответы на вопросы из рубрики проверь себя на экране.

- Ребята, что такое богатство и бедность?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом учебника на с.77. Прочтите текст и ответьте на вопрос: что такое богатство и бедность?

- Богатство обязывает людей заниматься благотворительностью. Ребята, что по вашему мнению есть благотворительность?
- Если есть время работаем с рубрикой жил на свете человек на с. 78-79 учебника. Чем прославились Третьяковы?

Первичное закрепление

- Итак, вернемся к высказыванию итальянского поэта Франческо Петрарко. Как вы его понимаете?
- Выразите свое отношение к нему?

Включение знаний в систему через контроль и самопроверку

- Давайте проверим как вы усвоили новый материал.

  • Что такое труд?
  • Какой бвает труд?
  • Зачем человеку трудиться?

Выполнение индивидуального теста на оценку

Составление синквейна на слово труд. (правила на экране)

Рефлексия

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы!
- Кто из вас сегодня понял информацию, полученную на уроке положите зеленый квадрат на 1 парту, кто плохо понял, или вообще не понял красный квадрат.

Домашнее задание

§9 пересказ, учить записи в тетради.

Размер:
30.8 Kb
Скачали:
20