Цель: рассмотреть семейное хозяйство, первичные и вторичные потребности.
Планируемые результаты:
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Средства обучения: презентация, раздаточные материалы, сигнальные карты.
Основные понятия: труд, товар, услуга, благотворительность.
- Здравствуйте ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня мы с вами будем работать в группах и самые активные получат оценку за работу в группах.
- Также в конце урока все вы напишите тест, за который вы также получите оценку, так что некоторые из вас получат даже две оценки.
- Горит зеленый свет и мы начинаем.
Итак, ребята, мы с вами уже изучили 3 блока: "Человек", "Семья" и "Школа". Теперь посмотрим как вы их усвоили.
Задание: На доске нужно начертить схему образования в России и рассказать о ней. (4 человека работают с тестами индивидуально)
- Ребята, прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, мне бы хотелось прочесть вам стихотворение, правда в нем не хватает 1 главного слова.
- Вам нужно догадаться, что же за слово пропущено в стихотворении? (Стихотворение высвечивается на экране)
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: (Труд!)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг ... (труда)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие (трудов!)
- Какое слово вставили в стихотворение?
- Как догадались, что это слово "труд"?
- Какие характеристики труда присутствуют в стихотворении?
(ответы учащихся: все в нашей жизни создано трудом: уют, достаток, все изобретения; благодаря труду человек развивался и смог стать человеком современного типа; труд создал то, чего никогда не существовало в природе...)
- Итак, ребята как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет у нас речь?
- А что о труде вам нужно сегодня узнать нового, как вы думаете?
- Тема нашего сегодняшнего урока "Труд – основа жизни"
- Открываем тетрадь, записываем число и тему урока в тетрадь.
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова итальянского поэта, жившего в 14 веке – Франческо Петрарка. (эпиграф записан на доске)
"Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него как птица для полета и рыба для плавания"
- В конце урока вам нужно объяснить слова Франческо Петрарка и выразить к ним свое отношение?
- Сегодня мы будем работать по плану. (план записан на доске)
- Что согласно нашему плану нам нужно сначала узнать?
- Существуют разные определения понятия "Труд".
- Перед вами зеленые листочки, переверните их, на их даны несколько определений понятий труд. Познакомьтесь с ними и выберите 1 от группы, наиболее полное и точное по мнению вашей группы.
Труд - это…
- Большинство групп за … определение, давайте и запишем его в вашу тетрадь. (определение в презентации)
- Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Объясните следующие пословицы:
- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что дает человеку труд? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить задание.
- У вас есть конверты, в которых лежат карточки.
Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что дает человеку труд?
- Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам. Время на выполнение: 3-4 минуты.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему. (их с помощью магнита прикрепляем к доске)
- Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните. (Записывают лучший вариант или вариант из презентации в тетрадь)
- Ребята, а что кто из вас знает, что такое Конституция РФ?
- Давайте теперь поработаем со ст. 37 Конституции РФ.
Задание: Вы в группе читаете отрывок из Конституции и отвечаете на вопросы к ней.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
- Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым.
- А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
- Вспомните из курса русского языка, что такое антонимы? (это слова с противоположным значением)
- На экране представлены характеристики труда. Вам нужно в группе заполнить таблицу, каждую профессию охарактеризовать представленными прилагательными.
Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.
Профессия |
Характеристика труда |
Шахтёр |
|
Учитель |
|
Художник |
|
Домашняя хозяйка |
|
Дворник |
|
Программист |
|
космонавт |
|
Продавец |
|
Полицейский |
|
художник |
|
Проверка задания: каждая группа характеризует ту или иную профессию, а другие группы сигнализируют согласие или не согласие с помощью карточек. (Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики…)
Работа с картинной галереей
стр. 75 учебника по группам
- Великий английский экономист Адам Смит считал, что "Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира".
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
- Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи.
Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
- Записываем 2 определения в тетрадь. (все они появляются на экране)
Услуга - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (стрижка, массаж, поездка в такси)
Товар – это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. (книга, велосипед, кофта)
Работа с иллюстрациями
стр. 76 учебника.
- Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).
- Ребята, мы переходим к 3 пункту нашего плана.
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя?
Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности.
Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
Ответы на вопросы из рубрики проверь себя на экране.
- Ребята, что такое богатство и бедность?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом учебника на с.77. Прочтите текст и ответьте на вопрос: что такое богатство и бедность?
- Богатство обязывает людей заниматься благотворительностью. Ребята, что по вашему мнению есть благотворительность?
- Если есть время работаем с рубрикой жил на свете человек на с. 78-79 учебника. Чем прославились Третьяковы?
- Итак, вернемся к высказыванию итальянского поэта Франческо Петрарко. Как вы его понимаете?
- Выразите свое отношение к нему?
Включение знаний в систему через контроль и самопроверку
- Давайте проверим как вы усвоили новый материал.
Выполнение индивидуального теста на оценку
Составление синквейна на слово труд. (правила на экране)
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы!
- Кто из вас сегодня понял информацию, полученную на уроке положите зеленый квадрат на 1 парту, кто плохо понял, или вообще не понял красный квадрат.
Домашнее задание
§9 пересказ, учить записи в тетради.