Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В.Воронцов, российский литератор)
Тип урока: комбинированный
Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.
Ход урока.
I.Опрос.
Ответьте «да» или «нет».
1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)
2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)
3. Воля- специфическое человеческое свойство (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.
5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)
II. Изучение нового материала.
План.
1. Мораль и гуманизм.
2. Моральные нормы и поступки людей.
1. Обыгрывание ситуации:
1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;
2) друзья обозвали друг друга;
3) сказали маме не правду
2. Лекция с элементами беседы.
-Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?
-На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы- правила поведения в обществе.
- Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе
- Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества
- Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.
- Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это табу- запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.
- Приведите примеры табу.
По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.
-Обычай - это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.
Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т.д.
Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.
-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?
Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.
Этика (греч.etnos)- устойчивая природа какого- либо явления, позднее- устойчивый порядок
Этика- философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.
Этика- совокупность норм поведения (С.И. Ожегов).Его синоним- нравственность.
Стержнем этики является определение «добра» и «зла».
- Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?
Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.
Человек, совершив какой- либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.
Две этические системы
авторитарная этика гуманистическая этика
Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.
III. Закрепление.
Групповая работа.
1-я группа. Объясните смысл высказываний
«Суть всякой морали- рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)
2-я группа. Проанализируйте
«4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)
3-я группа. Как вы понимаете высказывания
«Нравственный закон- это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов- писатель)
Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»
Д/З: п.4, задание 1- 4.